Учение о церкви
Господь наш Иисус Христос Своею крестной смертью примирил людей с Богом Отцом и уготовал им спасение. Это спасение усвояется людям благодатной помощью Духа Святого. Но где же, чрез кого и как люди могут получать благодать Святого Духа? Они могут получить ее только в Православной Церкви Христовой. Сам Господь благоволил устроить благодатное царство на земле, которое иначе называется Церковью Христовой. Только в этой Церкви и чрез нее сообщается людям благодать Духа Святого и только в ней может человек получить спасение. Что же такое есть Церковь Христова? По учению православно-христианскому Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием (церковной иерархией, священством) и таинствами.
Каждый человек, взятый отдельно, слаб и ограничен, и поэтому может жить только в сообществе с другими. Каждый в отдельности не может с удобством удовлетворить всем своим нуждам и защитить себя во всех опасностях, какие только могут представиться в его жизни. Всегда бывает лучше, когда человек действует не один, а в сообществе с другим. Люди не одинаковы по своим силам и способностям: один лучше и сильнее в одном деле, другой – в другом; чего не может сделать один, может сделать другой. Отсюда понятно стремление человека жить в сообществе с другими, ему подобными, одной с ним природы. Таким образом, сама природа требует, чтобы люди стремились к общению между собой. А посему, когда появились люди на земле, по необходимости произошли человеческие общества, именуемые государствами. Но как только сошлись между собой несколько человек для совместной жизни, необходимо должны были появиться общие правила, закон, который должен был лечь в основу этой жизни, чтобы люди жили не как-нибудь. Не самовольно, а способствовали бы достижению общей цели, не нарушали бы интересов других лиц. Когда появился таким образом, закон, необходимо должны были появиться и лица, которые бы истолковывали этот закон для общего блага и следили бы за его исполнением, словом, должна была появиться государственная власть. Итак, государство, как общество людей, необходимо предполагает закон и власть.
Обратим теперь внимание на другие общества людей, которые возникают уже в самом государстве. Вы знаете, слушатели, что у нас существуют разные общества: ученые, созываемые для разработки какой-либо науки, созываемые для разработки какой-либо науки, благотворительные, устрояемые для вспомоществования ближним, и др. Почему образовались эти общества? Потому что человеку труднее действовать одному, а в сообществе с другими легче, и цель скорее может быть достигнута. Но как составились эти общества? Не как-нибудь: в каждом обществе есть свои правила, устав, своего рода закон. Кроме этого, в каждом обществе есть лица, наблюдающие за исполнением этих правил. Итак, слушатели, вы ясно видите, что в природе человека лежит стремление к общению с другими, ему подобными, и что в каждом обществе необходимы закон и власть. Тоже самое приложите и к понятию о Церкви Христовой. И в духовных стремлениях человека необходимо также общение между людьми для удобнейшего развития, при помощи Божией, духовных сил человека, для достижения спасения, необходимо общество с известным строением, законом и властью Один человек без помощи Божией и без содействия и указаниям других лиц, по слабости своей духовной природы, не может достигнуть спасения. Церковь Христова и есть общество, в котором верующие духовно развиваются, возрастают, совершенствуются и таким образом достигаются общения с Богом, своего спасения.
Для достижения общения с Богом, для достижения спасения человек должен иметь веру в Бога, и согласно с этой верой выражать свое благоговение пред Богом, прославлять Его. Церковь и научает человека истинной вере и доброй жизни. Она же помогает ему выражать пред Богом свои религиозные чувства, помогает ему в его вере и жизни своими молитвами, своими священнодействиями вообще, и в частности таинствами, чрез которые особенным образом подается благодать Духа Святого. Она же и управляет членами своими, руководя их к вечному спасению. Наконец, подобно всякому благоустроенному обществу, для надлежащего порядка и удобнейшего достижения своей цели, Церковь имеет и особых лиц, чрез которых она учит, совершает священнодействия и управляет своими членами, т. е. церковную иерархию, священноначалие. Таким образом, и выходит, что необходимо существование Церкви Божией на земле, как общества людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Вы видите теперь, слушатели, всю необходимость, так сказать, всю законность этого общества и притом не с каким-либо иным, а только с указанным нами строем. Если вас спросят, например, о том, зачем существуют правила, законы в Церкви и почему нужно их наполнять? Вы можете сказать, что они существуют по необходимости, как во всяком благоустроенном обществе, и должны быть посему самому исполняемы. Спросят вас, зачем существует в Церкви иерархия, священство? Вы можете сказать, что она необходима, потому что без власти немыслимо существование никакого общества.
Но, слушатели, мы еще более увидим необходимость существования Церкви Божией на земле, и посему еще более должно увеличиться наше уважение и благоговение пред нею, наша обязанность повиноваться ей, если примем во внимание то, что она есть не простое общество людей, собравшихся только по влечению своей природы, а установлена Самим Господом нашим Иисусом Христом. Прежде всего обратим внимание на то, что во время Своей земной жизни Господь неоднократно выражал желание основать из последователей Своих единое общество – Церковь. Так, например, после того как апостол Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, Он сказал: ты еси Петр (камень), и на сем камне (т. е. исповедании, вере в Него как Сына Божия) созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей (Мф.16:18). В Своей молитве к Богу Отцу Иисус Христос говорил о Своих верующих: да еси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21). Нередко говорил Он о будущей Церкви Своей в притчах, т. е. иносказаниях или подобиях, так, например, Он изображал Себя под образом Пастыря, а верующих под видом стада, причем так говорил об обращении к Церкви язычников: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышать: и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин.10:16). То же учение о Церкви видим мы в притче о семени и плевелах, выросших на одном поле вместе (Мф.13:24–43); о неводе, брошенном в море и извлекшем множество разных рыб, и хороших и худых (Мф.13:47–48); о зерне горчичном, возросшем в великое дерево, так что прилетают к нему птицы небесные (т. е. люди) и укрываются в ветвях его (Мк.4:30–32) и др. Все это показывает, что Господь имел намерение основать из Своих последователей единое общество – Церковь. Но чего желал Он, то и совершил. Он Сам положил начало и основание Церкви Своей, когда, проповедуя учение Свое, избрал из Своих слушателей сначала двенадцать, а потом семьдесят учеников. Пред вознесением на небо возложил на них обязанность проповедовать Евангелие всему миру. Шедше в мир весь, – говорил Он, – проповедите Евангелие всей твари (Мк.16:15). Сам Он затем установил такие действия, которые должны были соединять верующих в Него в единое общество, таковы таинства: крещение – для принятия чрез него в это общество всех тех, которые уверуют в Него; причащение – в котором верующие могли бы теснейшим образом соединяться с Ним и между собой, а также и прочие таинства, чрез которые они могли бы получать благодать от Бога. При этом пред Своим вознесением на небо Он обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы он был с ними вечно. Аз умолю Отца, – говорил Он, – и иного утешителя (Духа Святого) даст вам, да будет с вами во век (Ин.14:16). И Сам обещал пребывать с верующими во вся дни до скончания века (Мф.28:20), чтобы никто не мог одолеть Церковь Христову. Наконец, Он ниспослал на апостолов Святого Духа, Который дал им потребные для служения силы.
По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа апостолы проповедовали учение Христово во всех народах, начав от Иерусалима. В самый день сошествия Святого Духа, после проповеди апостола Петра, уверовало во Христа около трех тысяч человек, а потом, после чудесного исцеления хромого, еще около пяти тысяч. Посему день этот можно считать днем, когда началась вообще жизнь Церкви: в лице верующих явилась паства, в лице апостолов иерархия, и начали совершаться таинства. Общество верующих росло более и более, в него вступали не только иудеи, но и язычники. Из верующих в разных местах апостолы составляли общества, которые именовали Церквами (1Кор.1:2). Верующие пребывали в учении апостолов, в общении, преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2:42). Апостолы убеждали их блюсти единение духа в союзе мира – представляя им, что они все образуют единое тело Господа Иисуса, коего суть только разные члены, имеют единаго Господа, едину веру, едино крещение (Еф.4:3–4), и вси от единого хлеба причащаются (1Кор.10:17), т. е. имеют все и для внутреннего и внешнего единства. Из числа верующих они избрали себе особых помощников – епископов, пресвитеров и диаконов, и не просто избрали, но и особым образом посвятили их, именно чрез молитву и возложение рук своих (Деян.6:6). Когда апостолы приближались к смерти, они передали епископам и подчиненным пресвитерам и диаконам те же права и обязанности, какие даны были им Иисусом Христом, т. е. учить людей истинной вере, управлять ими и совершать таинства. Таким образом, апостолы утвердили Церковь на земле, основание которой положил Сам Иисус Христос. При этом они никогда не приписывали учреждение ее ни себе, ни кому-либо другому, но всегда учили об ее божественном происхождении. Апостол Павел говорит об Иисусе Христе: Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его (Еф.1:22). Тот же апостол говорил пастырям Ефесским: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян.20:28). По слову того же апостола Сам Иисус Христос даровал Церкви апостолов, пророков, пастырей и пр. (Еф.4:11–12). Из приведенных указаний ясно можно видеть, что апостолы учили о божественном происхождении Церкви.
Но и сама Церковь Христова своим существованием указывает на свое божественное происхождение. В самом деле, кто из людей мог учредить такое общество, которое прожило целые века, пережило многие царства и народы? Человеческие общества, целые государства, разные учения человеческие, несмотря иногда на все усилия человека меняются, погибают, забываются. Церковь же Христова, несмотря на все невзгоды, на все ухищрения и козни врагов, остается непоколебимой. После того, как апостолы начали свою проповедь о Христе, против них выступили ярые противники в лице первосвященников и старейшин иудейских. Почти все апостолы покончили жизнь свою мученической смертью. Несмотря на это, число верующих продолжало увеличиваться. После иудеев на борьбу с Церковью Христовой выступили язычники. Против нее восстали жрецы, оракулы (прорицатели языческие), простой народ, ученые люди и даже правительственная власть в лице императоров. Верующих притесняли, подвергали насмешкам, оскорблениям и таким мучениям, которых невозможно изобразить. «Если бы у меня, – пишет один из современников (Лактаций), – были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпенных верующими». «Я сам был очевидцем того, – пишет другой современник (историк Евсевий), – как железо притуплялось и ломалось, а сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга». Но вот кончились времена гонений: на престоле был император христианин св. Константин Великий. Казалось бы, наступили мирные времена для Церкви. Нет! Являются новые враги, даже более ужасные, – это еретики и раскольники, которые своими лжеучениями раздирали Церковь Христову. Среди церковных смут и волнений, многие из христиан с сожалением вспоминали даже о временах гонений, потому что тогда подвергалось истязанию тело человека, а теперь душа страдала. Впрочем, иногда исповедникам веры православной приходилось и телесно страдать от еретиков, например, св. Афанасию Александрийскому, преп. Максиму исповеднику и др. Но, несмотря на все это, Церковь Христова оставалась непоколебимой. И ныне есть немало врагов Церкви Христовой, которые целью своей жизни поставили вражду с ней, но и теперь она остается непоколебимой и в первоначальной чистоте сохраняет свое учение и устройство, имея членов своих во всех частях света, во всех концах земли. Не указывает ли это на то, что Церковь – учреждение не человеческое, а Божие? Господь Сам говорил, что Он устроит Церковь, и никакие силы ада не одолеют ее, и что Он Сам пребудет с ней до скончания века (Мф.16:18, 28:20). Известно из Св. Писания, что Церковь Христова будет существовать и во времена антихриста, когда особенно сильно распространится нечестие и неверие между людьми, будут пастыри и будет продолжаться совершение таинств (Откр.12:6; 1Кор.11:26). Но если Церковь есть установление Божие, то естественно спросить теперь: с какой целью Господь учредил ее и кто принадлежит к ней?
Господь учредил Церковь с той целью, с какой Он Сам приходил на землю Он приходил на землю для того, чтобы спасти людей, освятить их и воссоединить с Богом. Совершив спасение, Господь все средства, необходимые для получения этого спасения, оставил в основанной Им Церкви, сделав ее сокровищницей благодатных даров Божиих, нужных для освящения людей. Эта цель ясно указана апостолом Павлом в следующих словах: Той (т. е. Иисус Христос) дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (т. е. Церкви), дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:11–13).
В Своей Церкви Господь, как мы сказали, оставил все средства необходимые для достижения спасения человека. Средства эти те же, какие Он и Сам употреблял. Как известно, Господь совершил спасение наше прежде всего учением Своим. Он принес людям истинное учение о Боге и о спасении рода человеческого, и говорил, что Он на это и послан был Богом Отцом (Лк.4:43). Посему и в Церкви Своей Он оставил после Себя апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей (Еф.4:11) и заповедал им, чтобы они преподали людям Его учение (Мф.28:19–20). Апостолы действительно передали учение Его людям и, по внушению Духа Святого, часть этого учения записали в книги, так называемые св. книги Нового Завета, а часть устно передали христианам.
Затем, как известно, Господь принес Себя в жертву за грехи мира, спас нас Своей крестной смертью. Для того, чтобы мы могли воспользоваться плодами Его крестной смерти, Он установил в Церкви Своей таинства и вообще священнодействия, чрез которые мы могли бы получать спасительную силу Божию, т. е. благодать, и назначил особых лиц для их совершения, когда преподал апостолам власть и силу совершать таинства и другие священнодействия (Лк.22:19; Ин.20:22; Мф.28:19), а апостолы передали эту власть и силу своим преемникам, пастырям и учителям Церкви (1Тим.3:1–2).
Наконец, как известно, люди, хотя и знают путь к достижению спасения и получают помощь от Бога, могут, по своей греховной наклонности и по своей свободе, уклоняться от истинного пути. Посему нужны для них руководители, которые бы наблюдали за ними и направляли бы их на истинный путь. Сам Иисус Христос во время Своей земной жизни преподавал людям разные законы, указывал побуждения для исполнения заповеди Его, обличал грешников, прощал грехи. Посему и в Церкви Своей Он поставил особых руководителей в лице апостолов, им вверил духовное управление, дал власть пасти Церковь, вязать и решить грехи членам ее, отсекать непокорных от Церкви (Ин.21:15–17; Мф.18:18; Ин.20:22–23; Мф.18:17), а апостолы предали эту власть своим преемникам – пастырям Церкви (Деян.20:28; 1Тим.5:19–22 и др.).
Итак, Господь основал Церковь на земле для спасения людей. Посему она должна продолжать то же дело, для которого Он и приходил на землю. Она должна хранить и проповедовать Им преподанное учение, освящать членов своих таинствами, воспитывать их, руководить и приготовлять к вечной жизни. Сообразно с этим и Церковь, как основанное Самим Господом Иисусом Христом и посему благоустроенное земное учреждение, есть общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами.
Из указанного определения Церкви и ее назначения ясно можно видеть, кто принадлежит и кто не принадлежит к ней. Принадлежат к ней все, кто хранит православную веру, принимает закон Божий, подчиняется установленному Богом священноначалию и принимает св. таинств. Не принадлежат же к Церкви Христовой все те, которые не веруют в Иисуса Христа, или неправильно содержат учение Его, не повинуются Церкви, не принимают священноначалия и св. таинства. Эти лица не принадлежат в Церкви Христовой по ясному указанию Самого Господа: иже не имет веры осужден будет (Мк.16:16). Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь (Мф.18:17). Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие (Ин.3:5).
Для полного определения понятия о Церкви обратим также внимание свое и на то, что, по учению православному, к Церкви Христовой принадлежат не одни только православные христиане, живущие на земле, но и окончившие свою земную жизнь. У Бога нет мертвых: Бог несть мертвых, – говорил Иисус Христос, – но живых: вси бо тому живи суть (Лк.20:38). Впрочем, не все умершие принадлежат к Церкви Христовой, а только скончавшиеся в истинной вере и святости, а также и в покаянии. Эти последние, хотя и не успели принести плодов достойных покаяния, имеют, однако, надежду достигнуть вечного блаженства по молитвам Церкви, как имеющие веру в Христа и примирившиеся с Ним чрез покаяние. Следовательно, они не отторгнуты от Церкви, которые потому за них и молится (Послание восточных Патриархов о вере, гл. 18). В указанном отношении Церковь Христова обыкновенно разделяется на воинствующую или странствующую и на торжествующую. Под именем первой разумеется Церковь земная, члены которой, живущие на земле, ведут борьбу со врагами спасения. Под именем второй разумеется Церковь небесная, к которой принадлежат христиане, окончившие свою земную жизнь и торжествующие победу над врагами спасения вместе со Христом и св. Ангелами. Церковь воинствующая называется еще царством благодати или благодатным царством Христовым, потому что подает людям в таинствах благодать, а торжествующая – царством славы. Указанное понятие о Церкви Христовой земной и вместе небесной утверждается на ясном учении слова Божия. В послании к евреям апостол Павел пишет: приступите к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и церкви первородных, на небесах написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных и к Ходатаю завета нового Иисусу (Евр.12:22–24). В этих словах апостол говорит христианам, что они, уверовав во Христа, соединились с горой Сион. Здесь под горою Сион он разумеет Небесную Церковь, потому что называет эту гору городом Бога живого, небесным Иерусалимом, обществом ангелов и праведников, соединенных с Судией – Богом и Иисусом Христом. Так, по учению апостола, христиане, живущие на земле, составляют одно нераздельное целое с небесной Церковью.
Установивши понятие о Церкви Христовой, как о богоустановленном, благоустроенном обществе людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами, укажем теперь на те свойства, которыми отличается православная Церковь Христова. Свойства эти указаны в девятом члене Символа веры. Здесь Церковь именуется единой, святой, соборной и апостольской.
Церковь есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Господь наш Иисус Христос, выражая желание создать Церковь Свою на земле, говорил, что Он создаст одну Церковь (Мф.16:15) и, изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе (Ин.10:16), об одном царстве небесном на земле (Мф.13:24, 47). Основатель Церкви есть единый Иисус Христос, Который, по учению апостольскому, соделался главой ее и краеугольным камнем (Еф.1:22–23; 2:20). Он есть единая глава ее. Апостол Павел, сравнивая Церковь со зданием Божиим говорить, что для нее основания иного никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1Кор.3:10–11). Церковь есть здание Божие, посему и не может быть у нее основания человеческого. Церковь в слове Божием называется также телом Христовым (Еф.1:23), посему для нее, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Кроме этого, она, как учит слово Божие, должна пребыть во вся роды века, посему должна иметь и главу вечную, а таков есть един Иисус Христос. Посему и апостолы, которые распространили и утвердили Церковь Христову на земле, называются не более, как служителями ее (Кол.1:24–25). Когда в Коринфской Церкви, основанной апостолом Павлом, возникло разделение: одни называли себя Павловым, а другие Аполлосовыми (по имени другого учителя), апостол Павел писал им: «кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Бог… (Ибо) мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:5, 9). Таким образом Церковь есть Божие здание (строение), а апостолы только служители. Церковь должна быть единой и потому, что душевляется одним Духом Божиим – в ней действует один Дух Святой. Аз умолю Отца, – говорил Иисус Христос ученикам пред Своими страданиями, – и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век, Дух истины… Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рек вам (Ин.14:16, 26). Следовательно, Дух Святой пребудет, по слову Господа, с обществом верующих вечно, сохранит между ними исинное учение Христово, а посему и самое общество верующих, или, что то же, Церковь Христова всегда останется одной и той же, с тем же учением и устройством, какое дал ей Сам Иисус Христос. По этому устройству члены ее разделяются на пастырей и пасомых. Первые преподают одно и то же Божественное учение, совершают одни и те же Божественные таинства, держатся в управлении одних и тех же Божественных законов, а вторые принимают это учение и эти таинства и покоряются их духовному управлению. Такое единство Церкви ясно изображает Апостол Павел, когда говорит о верующих: едино тело, един Дух, якоже и зване бысте во едином уповании звания вашего (как вы и призваны к одной надежде вашего звания): един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф.4:4–6). К такому единству должны стремиться все верующие во Христа: в нем и конечная цель существования Церкви Божией на земле, как благодатного царства Христова. Да вси едино будут, – взывал Иисус Христос в молитве к Богу Отцу, – якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут… Аз в них, и Ты во Мне да будут совершени во едино (Ин.17:21, 23). И соответственно этому Он даровал ей пастырей и учителей в созидание тела Христова, дóндеже достигнем все в соединение веры (Еф.4:12–13).
Мы сказали, что истинная Церковь Христова есть едина. Но теперь может возникнуть вопрос: не противоречит ли учению о единстве Церкви то обстоятельство, что существуют многие церкви отдельные и самостоятельные, например, Константинопольская и наша Российская? Нет, нисколько. Единая истинная Церковь Христова состоит из вышеуказанных частных церквей. Эти церкви различаются между собой местом своего положения, языком, на котором совершается богослужение, некоторыми обрядами при богослужении и церковным управлением. Высшее церковное управление в Российской Церкви принадлежит Святейшему Правительственному Синоду, а например, в Константинопольской – патриарху. Но это различие несущественно и нисколько не нарушает единства Церкви, потому что все вышеуказанные отдельные и самостоятельные церкви признают над собой одну главу Иисуса Христа, исповедают одну веру и имеют взаимное общение в молитвах и таинствах. Все они имеют один Символ веры и одинаковым образом толкуют его, одни таинства, как по числу, так и по пониманию их. Посему христиане, принадлежащие к вышеуказанным частным церквам, и имеют взаимное общение в молитвах и таинствах. Русский священник на литургии при совершении проскомидии поминает и святейших православных патриархов. Русский, путешествуя по востоку, может заходит, например, в греческие церкви, молиться в них, принимать от греческих священников таинства, равно греки, сирийцы, болгары, сербы и другие православные востока ходят в наши церкви, молятся в них и принимают таинства от наших священников. Таким образом, вышеуказанные церкви, при несущественном отличии между собой, составляют единую Церковь Христову. Только те общества людей, именующихся христианами, уклоняются от этого единства Церкви, которые удаляются от единства веры, каковы, например, общества еретиков и раскольников, или, так называемые церкви католическая и протестантская. Они отделились от единой Христовой Церкви, изменили учению Христову и сошли с пути истины.
Указанное нами единство Церкви имеет очень великое нравственно практическое значение для членов ее, особенно в наше время. Если Церковь есть едина, а мы члены тела ее, то подобно тому, как член тела не может жить, будучи отделен от него, так и мы не можем жить духовной жизнью вне Церкви Христовой. Вместе с этим, как члены ее, мы должны жить в мире и согласии между собой. Как в теле человеческом члены не восстают один против другого, не вредят друг другу, но поддерживаются один другим, так и мы должны быть связаны такой любовью между собой, как бы были членами одного тела. На эту обязанность, налагаемую на нас единством Церкви, указывает нам апостол Павел говоря: молю убо вас, аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг друга любовью, тщащеся блюсти (стараясь сохранять) единение духа в союзе мира (Еф.4:1–3). Примечательно при этом то, что апостол говорит: стараясь сохранять единство. Этим он указывает на то, что это дело не легкое. Ничто столько не встречает препятствий, как соблюдение мира и единства. Но теперь единственно возникает вопрос: в чем же именно практически должно выражаться наше единение между собой, как членов Церкви Христовой? Оно должно выражаться в согласном исповедании веры и в общении между нами.
Сам Господь наш Иисус Христос, проповедуя учение Свое, выражал желание, чтобы верующие в Него были единомысленны между собой (Ин.17:22–23). Он преподал людям положительное учение веры. Посему нужно всем одинаково принимать это учение. Так учил и Сам Иисус Христос и Апостолы. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30), – говорил Иисус Христос. «Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8), – учил Ап. Павел. Посему Апостолы убеждали верующих, чтобы они были единомысленны в учении Христовом. Ап. Павел писал Ефесянам, чтобы они в понимании учения Христова не отступали от других, чтобы всякий понимал его так, как все святые, т. е. совершенные христиане (Еф.3:18). Тот же Апостол писал Коринфянам: молю (же) вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в той же мысли (1Кор.1:10). К такому же единомыслию призывали христиан и ученики Апостолов, например, св. Климент Римский писал Коринфянам: «к чему у вас распри, негодования, несогласия, разделение и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излиянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены?» (Сщмч. Климент Римский, Первое послание к Коринфянам, гл. 46). Убеждая верующих быть единомысленными в вере, Апостолы в то же время советовали им уклоняться от неправомыслящих, производящих разделение и соблазны. Аще кто приходит к вам, – говорит св. Иоанн Богослов христианам, – и сего учения (Христова) не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите (2Ин.1:10). Молю же вы, братие, – писал Ап. Павел, – блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научистеся, и уклонитеся от них (Рим.16:17). Требуемое единством Церкви единомыслие в вере весьма возможно и естественно между членами Православной Церкви. Единомыслия в вере не может быть только в том обществе, где нет положительного, определенного учения, где всякий член может думать об истинах веры, как ему угодно. Человеческая природа расстроена грехом, а посему разномыслие в понимании учения Христова, раздоры, несогласия всегда будут в людях, если они только самовольно будут толковать учение Христово, если каждый будет полгаться только на свой поврежденный грехом разум. Истину эту заметил и наш народ, выразив ее в известной поговорке: «сколько голов, столько и умов». Между же членами Православной Церкви единомыслие в вере весьма возможно и естественно потому, что пастыри Церкви преподают не свое учение, а Христово, то, которое изъяснили Апостолы и св. отцы, преподают для всех одно и то же учение, не прибавляя к нему, не убавляя и не изменяя чего-нибудь своим умом. Таким образом, каждый член Церкви должен быть единомысленным со всей Церковью Христовой. Никто не должен полагаться в понимании учения Христова только на свой поврежденный грехом разум, никто не должен обособляться в вере от других членов Церкви и вносит в среду их раздор: каждый должен веровать так, как верует вся Церковь Христова.
Единомыслие в вере должно сопровождаться также общением в молитве, одной общей молитвой. Как никто не должен отделяться от Церкви в понимании учения Христова, так точно никто не должен отделяться от Церкви и в молитве. Каждый должен славословить Бога со всей Церковью и когда один молится. Мы выражаем это, приближаясь к Богу молитвами Богородицы и всех святых. Посему и Ап. Павел говорит, что Бог Отец прославляется во Христе Иисусе именно в Церкви Его (Еф.3:21). Тот же Апостол писал к Римлянам: «Бог (же) терпения и утешения, да дарует вам быть в единомыслии между собой, по учению Иисуса Христа, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.15:5–6). Посему и нам должно всегда молить Бога, чтобы Он дал нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Наше единение, налагаемое на нас единством Церкви, кроме исповедания веры должно выражаться, как мы сказали, в общении любви. Если где, то именно в Церкви Христовой все члены ее должны быть связаны между собой любовью. Этой любовью они указывают на свое единение со Христом. О сем разумеют вси, – говорил Иисус Христос Своим учениками, – яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35). Посему и в Церкви Христовой все направлено к тому, чтобы сохранить любовь между ее членами: в ней одно учение, одни законы и правила и все освящаются одними таинствами. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: «мы имеем общение в духовной трапезе: будем же иметь общение и в духовной любви. Для многих служит достаточным побуждением к дружбе не только то, что они имеют общий стол, но и то, что они из одного города; а мы, у которых и град, и дом, и стол, и путь, и дверь, и корень, и жизнь, и Глава, и Пастырь, и Царь, и Учитель, и Судия, и Творец, и Отец, и все общее, какое будем иметь извинение, удаляясь друг от друга» (Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие на Матфея, Беседа 32). Любовь между членами Церкви необходима для сохранения единства веры между ними, и отсутствие ее приводит их к разномыслию. К сожалению, и между нашими соотечественниками есть лица, которые не принадлежат к Церкви Христовой; это так называемые старообрядцы. Появились они более трехсот лет тому назад. Поводом к раздору послужили споры о некоторых обрядах и обычаях народных. Но, начав с небольшого, они дошли до великого. Начав, например, с вопросов о том, как слагать пальцы для крестного знамения, и можно ли брить бороду, они дошли до искажения самого учения Христова, до отрицания, например, св. таинств. И теперь, несмотря на то что Церковь Христова с любовью призывает их к соединению, по снисхождению к немощи их оставляет им их обряды на правах, так называемого, единоверия, – не все они соединяются с ней. Дух злобы мешает такому соединению. Значит, насколько любовь соединяет верующих между собой, настолько отсутствие ее, дух злобы, приводит к разномыслию и в самом вероучении Христовом.
Наконец, единомыслие в вере должно сопровождаться стремлением помогать друг другу в достижении спасения. Цель устроения Церкви Христовой на земле, как мы говорили, есть достижение спасения. Посему члены Церкви Христовой и должны стремиться общими силами к единой цели, помогая друг другу в этом стремлении. Для сего каждый, прежде всего, должен просить Господа Бога, чтобы Он утвердил и распространил Церковь Христову на земле, чтобы в нее вошли и те, которые не принадлежат к ней и которые отделились от нее, чтобы таким образом составилось на земле едино стадо и един Пастырь (Ин.10:16). Затем помогать друг другу в достижении спасения должно ведением доброй нравственной жизни. Несомненно известно каждому, что лучший урок для человека есть хороший пример в жизни. Если христиане живут согласно с заповедями Божиими, то этим самым они способствуют прославлению имени Божия на земле. Святость жизни первых христиан, как известно, сильно действовала на язычников и много способствовала успешному распространению учения Христова между ними. «Мы, – говорит один из защитников христиан, св. Иустин философ, – можем представит вам многих, которые обратились к вере потому, что или по соседству видели степенность христиан в обыкновенной жизни, или во время путешествий были свидетелями их терпения среди всякого рода неприятностей, встречавшихся в дороге, или узнавали их лучше, ведя с ними дела». «Между нами, – писал другой их защитников христианства Афинагор Афинский, – вы найдете людей простых, ремесленников, старых женщин, которые не в состоянии вам доказать истинности своего учения, но которые убедят вас в его святости чистотой своей жизни, они не богаты словами, но богаты делами добрыми». Наоборот, ничто так вредно не действует на людей, как несогласная с заповедями Христовыми, безнравственная жизнь. Посему-то и Сам Спаситель заповедовал Апостолам, а чрез них и всем христианам, чтобы они действовали в научении других не словами только, а преимущественно своими делами. Тако да просветится, – говорил Он, –свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16). Таким образом, своей доброй нравственной жизнью верующие помогают устроению благодатного царства на земле – Церкви Христовой.
К сожалению, слушатели, мы часто забываем об этой нашей обязанности способствовать устроению Церкви Божией на земле. Именуемся мы Православными христианами, а нередко уклоняемся от исполнения и учения Христова и постановлений Православной Церкви Христовой. В этом упрекают нас и люди неправославные, отступники от веры и Церкви Православной, разного рода сектанты. Они, по крайней мере, по внешнему виду, отличаются трудолюбием, воздержанностью и трезвенностью и упрекают православных за пьянство, праздность, невоздержанность и т. п. Отчего это происходит? Без сомнения, в учении сектантов ничего нет такого, что бы научало воздержанию, трудолюбию и т. п. Равно как и в учении Православной Церкви нет ничего такого, что потворствовало бы пьянству, лености и пр. Все зависит от нас самих. Сами мы своим нерадением унижаем свое христианское звание, хулим имя Божие и Церковь Христову. Не могу не остановить ваше внимания, слушатели, например, на том, как мы унижаем праздники церковные своим провождением. Посудите, целую неделю другой трудится, работает, все это время он человек, как человек. Пришел праздник, и куда все девалось, его и узнать нельзя. Губит человек и себя, и семью свою и – что особенно греховно – вместо того, чтобы святить праздник перед Богом и людьми, унижает его, а чрез это и Православную Церковь, его установившую, пред нехристианами и пред людьми иноверующими. В самом деле, слушатели, что может сказать, читаем по сему поводу в одной назидательной книге, «еврей, магометанин и даже язычник, когда он видит, например, в день Рождества Спасителя или в Пасху христианина, лежащего на земле в похмелье бесчувственно, хуже скотины? Может ли быть больший соблазн и больший срам христианству, которое должно быть светом для мира? Наша истина православная должна сиять миру, как солнце, и привлекать к себе и евреев, и магометан, и язычников, как сила она в первые века христианства. Тогда не успело пройти трехсот лет, а христианство распространилось от Востока до Запада, от Иерусалима до Испании и Галлии, и охватило всех, кто только видел жизнь тогдашних христиан, их благочестие, их любовь, их семейный мир и счастье. В наше время иноверцы не восторгаются жизнью многих нынешних христиан, и остаются евреи при своем еврействе, магометане при своем исламе, язычники при своих идолах, главным образом потому, что не видят у нас, у многих миллионов, ни света, ни светлой семейной жизни такой, какая была в старину. И, страшно сказать, наша жизнь во многих случаях послужила соблазном для многих православных, уклонившихся от Церкви в штунду. Нечего скрывать нам наших душевных ран, если желаем очистить наши души и телеса. Возьмите добрый пример хоть у евреев. Суббота для еврея – ненарушимая святыня. Везде тишина; даже огня не видно. Желудок подчиняется законам духа. К празднику евреи моются, очищают дома и посуду, вечером молятся зажегши везде свечи. Весь город сияет светом. Утром одеваются в приличные одежды и идут в молельню. У них нет безграмотных. Каждый еврей умеет читать Священное Писание, начав от книги «Бытия» до конца Библии. Ежедневные молитвы и псалмы каждый знаем наизусть и понимает каждое слово. Помолившись, идут домой, едят холодную пищу умеренно, пьют вино, иногда и водку, но так, что одна рюмка хватает для всего семейства. Из шкафа вынимают священные книги, и хозяин, сидя за столом, читает и толкует. Но ересей, сект у них нет, как у нас бывает, так как мы любим больше мудрствовать, чем учиться. Как ни богопротивно учение Магомета, но магометане высоко ценят свою веру и строго держатся своих законов. А как же у нас? Какой у нас свет (Календарь прот. Иоанна Наумовича. 1890 г., 61 стр. и 1891 г. 78 стр.)? Так нам, чадам Православной Церкви, нужно особенно помнить, что мы своей нечестивой жизнью не только сами себя лишаем милости Божией, но унижаем пред людьми и Матерь нашу – Православную Церковь Христову.
Исполняя заповеди Христовы, член Церкви Христовой должен заботиться также и об исполнении так называемых, установлений Церкви, например, хождении в храм Божий, особенно по праздничным дням, о постах и т. п. Строгим исполнением их мы будем способствовать устроению Церкви Божией на земле, а несоблюдением их, наоборот, будем подавать повод к соблазнам. В этом последнем случае мы разумеем, так называемых старообрядцев. Известно, что при всех своих заблуждениях они имеют некоторые хорошие стороны, так, например, они по большей части твердо исполняют посты, почитают праздники и т. п. Строго исполняя то, что предписывается уставами Церкви, старообрядцы соблазняются поведением тех из православных, которые нарушают уставы церковные. Если посему мы строго будем исполнять уставы Церкви, то этим самым расположим старообрядцев к себе, приблизим их к Церкви Христовой и таким образом будем помогать им в достижении спасения и способствовать устроению единой Церкви Христовой на земле.
Другое свойство Церкви Христовой, кроме единства есть ее святость. Она свята потому, что Сам Господь освятил ее Своим учением, молитвой, страданиями и таинствами. До пришествия в мир Господа Иисуса Христа над всеми людьми тяготел прародительский грех со всеми его последствиями. Люди помрачены были в разуме своем, не знал истинного учения о Боге, не знали пути, по которому они должны были идти, чтобы достигнуть спасения. Господь, благоволивши спасти род человеческий, открыл людям свет истины и указал путь к достижению святости и спасения. Учение Его, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни и приводит их ко спасению. Пред Своими страданиями в Своей первосвященнической молитве Иисус Христос молился Богу Отцу: святи их (верующих) во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (Ин.17:17–19). В этих словах Он молил Бога Отца освятить верующих тем истинным учением, которое Он преподал людям. Таким образом, Церковь освящена учением и молитвой Иисуса Христа.
Первородный грех не только помрачил разум людей, но еще подверг их проклятию, удалил от Бога. Посему подлежало Иисусу не только просветить людей светом истины, но и примирить их с Богом. И действительно Господь воплотился нас ради человек и нашего ради спасения, взял на Себя грех наш, понес за него наказание, пострадал, умер и воскрес. Чрез это Он примирил нас с Богом, избавил нас от греха, проклятия и смерти. Но первородный грех, помрачив разум людей и удалив их от Бога, вместе с этим извратил и волю их: сделал ее более наклонной ко злу, нежели к добру. Посему и Спаситель, примирив людей с Богом, устроил на земле Свое благодатное Царство, в котором установил таинства. Чрез них Он подает верующим благодать Святого Духа, которая усвояет людям крестные заслуги Спасителя, подает им помощь к ведению доброй, нравственной жизни, освящает их и соделывает святыми. Посему в том обществе людей, в котором есть таинства, есть и освящение, и это общество составляет Святую Церковь. Таким образом, Церковь свята и потому, что она освящена Самим Исусом Христом чрез Его страдания и таинства. Об этом ясно учит слово Божие. «Христос возлюбил Церковь, – говорит Ап. Павел, – и предал Себя за нее (т. е. пострадал), чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25–27).
Впрочем, хотя Церковь Христова есть свята, однако к ней принадлежат не одни только праведные, но и грешные члены. По учению слова Божия, нет ни одного совершенного человека на земле, все люди грешны пред Богом. Сам Иисус Христос уподоблял Церковь Свою то полю, в котором по воле домовладыки крупно растут до жатвы и пшеница и плевелы, то неводу, который извлекает из моря и худые и хорошие рыбы, указывая этим, что до второго пришествия Его к Церкви будут принадлежат и праведники, и грешники. Посему Он и установил в Церкви таинства покаяния и причащения, в которых согрешающие могут очищаться от всех грехов своих и соделываться святыми, таким образом раскаивающиеся грешники не препятствуют Церкви быть святой. Что же касается нераскаянных грешников, так, например, отступников от веры, извращающих учение Христово и хулящих Церковь Его, то они уже перестают быть членами ее: они или видимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви. Сам Господь Иисус Христос дал право Церкви выделять из своей среды негодных членов, когда сказал: повеждь церкви, аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф.18:17). Равно и Апостол Павел писал Коринфским христианам, по случаю появившегося среди них великого грешника, чтобы они удалили его из среды своей (1Кор.5:13), давая этим Коринфской церкви право отлучать из своей среды негодного члена. Церковь действительно пользовалась и пользуется этим правом, так, например, на вселенских соборах были отлучаемы от общения церковного нераскаянные грешники: Арий, Македоний и другие. Такое право суда Церкви над нераскаянными грешниками называется анафематствованием. О слове «анафема» нужно заметит, что оно нередко понимается нардом неправильно. Оно значит не проклятие, как иные понимают, а отделение, отлучение. Церковь анафематствует негодных членов: это значит, что она не проклинает их, а только отлучает, иначе сказать, свидетельствует, что негодные члены своими тяжкими грехами и своей враждой к учению Церкви сами отдаляют себя от нее, не хотят принадлежат к ней, и посему предоставляет их на ряду со всеми неверными, – по выражению Апостола Павла, внешними – воле Божией (1Кор.5:13). Но по большей части нераскаянные грешники отлучаются от Церкви невидимым действием суда Божия. Сам Господь сохраняет святость Своей Церкви и знает истинных членов ее. Если кто из членов Церкви ведет нераскаянную греховную жизнь, того Он перестает знать членом Церкви и над ним совершается невидимый суд Божий. В таком положении грешник совершенно ожесточается в своем неверии или грехе, так что не действует на него благодать Божия, и он уже не принадлежит к Церкви Христовой. «Твердое основание Божие (т. е. Церковь) стоит, – учит Апостол Павел, – имея печать сию: познал Господь Своих; и да отступит от неправды всякий, исповедующий им имя Господне» (2Тим.2:19). Следовательно, знает Господь членов Своей Церкви, и посему нераскаянные грешники не нарушают святости ее.
Третье свойство истинной Церкви Христовой то, что она есть Церковь соборная. Такова она потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Господ Иисус Христос приходил на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для всех вообще, чтобы спасти их от греха, проклятия и смерти. Он принес Себя в жертву за всех людей, всем приобрел благодать и спасение (Ин.3:15–17, 6:51, 12:47; 1Ин.2:2; Рим.3:28–30) и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). Следовательно, все люди, в какой бы стране и в какое бы время они ни жили, к какому бы народу ни принадлежали, какого бы звания, состояния и возраста ни были – все могут получить спасение. Чтобы люди могли воспользоваться крестными заслугами Спасителя, Он устроил на земле Свое благодатное Царство, Церковь, члены которой в установленных Им Самим таинствах, чрез назначенных Им же лиц, могут получать освящающую их благодать Святого Духа. А посему членами этой Церкви могут быть все желающие получить спасение, где бы и когда они ни жили, и к какому бы народу ни принадлежали. Она, таким образом, собирает под свое руководство верующих всех мест, времен и народов, и посему называется соборной. В этом же смысле она называется кафолической, или вселенской, Церковью. Указанное нами понятие о Церкви Христовой основано на слове Божием. Что Церковь Христова не ограничивается никаким местом, об это ясно говорит Апостол Павел в послании к Колоссянам: благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо (Кол.1:5–6). Это значит, что учение Христово распространяется по всему миру и приносит плод и возрастает, т. е. находит себе последователей по всему миру. Что Церковь Христова не ограничивается никаким временем, это ясно можно видеть из слов Иисуса Христа: созижду Церковь Мою и врата адовы (силы ада) не одолеют ей (Мф.16:18). Сам Господь обещал пребыть с ней до скончания века (Мф.28:20). Следовательно, Церковь будет существовать до скончания века, и никакая сила не может прекратит ее существования. Что Церковь Христова не ограничивается также и народом, это видно из слов Апостола Павла, который писал Колоссянам: в Церкви Христовой несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободный, – короче сказать, всякий, к какому бы народу он ни принадлежал, какого бы звания и состояния ни был.
Наконец, четвертое свойство истинной Церкви Христовой то, что она есть Церковь апостольская. Она может быть названа так потому, что непрерывно и неизменно сохраняет преданное от апостолов учение и преемство даров Святого Духа чрез священное рукоположение. В этом же смысле она называется также православной или правоверующей. Мы сказали выше, что Церковь Христова есть едина, святая и соборная. Но как же, спрашивается, узнать истинную Церковь Христову? Христианских обществ, как известно, много. Между ними есть различие и в понимании учения Христова и в устройстве их, как земных обществ. Каждое общество почитает себя истинной Церковью, а другие ложными. Как же узнать истинную Церковь? Само собой понятно, что такой Церковью может быть только та, которая постоянна и согласна сама с собой во все времена, т. е. Церковь апостольская, которая непрерывно и неизменно сохраняет апостольское учение и имеет церковную иерархию, восходящую до времен апостольских, и неразрывно связанную с Апостолами. Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни положил только основание Церкви Своей, утверждена же и распространена на земле она была Апостолами. По повелению Самого Господа, они исшедше проповедаша всюду, Господу поспешствующу, и слово утверждающу последствующими знаменами (Мк.16:20). Проповедуя всюду, Апостолы основали много частных церквей: иерусалимскую, антиохийскую, коринфскую, ефесскую и многие другие, которые сделались потом матерями для всех последующих частных церквей, и доныне существующих. Этими церквам они дали потом и в посланиях своих и в предании, и в самом строе все необходимое для из утверждения. Несте странни и пришельцы, – пишет Апостол Павел Ефесянам, – но сожителе святым приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф.2:19–20). Этими словами Апостол указывает, что христиане сделались согражданами святым и своими Богу, т. е. стали членами Церкви потому, что утверждены на основании учения Апостолов и Пророков, имея основным учением учение Самого Иисуса Христа. Затем Апостолы, приняв от Святого Духа дары для своего служения, передали их после чрез священное рукоположение другим избранным ими лицам, пастырям Церкви. С тех пор и доныне сохраняется преемство даров Святого Духа в церковной иерархии чрез священное рукоположение.
Выше уже было сказано, что всякое общество необходимо заключает в себе какую-либо власть. Церковь Христова есть также общество людей и, следовательно, должна иметь известную определенную власть. Как в теле человека различные члены его неодинаковы по своему достоинству, так точно и в Церкви, которая есть тело Христово, должно быть различие между членами ее по положению и по взаимному отношению. Указано было также, что Сам Господь учредил в Церкви Своей особых лиц, составляющих собой иерархию, уполномочил их быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а всем прочим верующим повелел повиноваться им. Таким лицами были во-первых Апостолы. Но Апостолы, как люди, должны были окончить свою земную жизнь. Кто же должен был заступить место их? Кто должен был пасти стадо Христово? Сам же Иисус Христов, предавая Апостолам право учительства и управления Церковью, постановил, чтобы от них это право перешло и на их преемников, а от их последних, переходя из рода в род, сохранялось в Церкви до самого скончания мира. Ибо Он повелел им проповедовать Его учение по всей вселенной и всем народам, и обещал присутствовать с ними до скончания века. Но сами Апостолы не могли, конечно, жить до скончания века и проповедовать всем народам, которые имели жить после них. Следовательно, в лице Апостолов Господь послал на дело всемирной проповеди и обнадежил Своим присутствием всех их будущих преемников, пастырей и учителей Церкви. Так смотрели на свое служение и на служение своих преемников и сами Апостолы. Они учили, что Сам Господь поставил не только Апостолов, но и пастырей и учителей Церкви, и притом на все время, пока все люди достигнут единства веры, познания Сына Божия и нравственного совершенства (Еф.4:11–13). Посему сами Апостолы и избрали особых лиц, посвятили их на служение особым образом, чрез молитву и возложение рук, свидетельствуя в то же время, что поставляет их в Церкви Сам Дух Святой (Деян.6:6, 14:23, 20:28); им только передали они право и обязанности учить христиан (1Тим.6:20; 2Тим.4:2; Тит.2:1), священнодействовать (1Тим.2:1–2) и пасти стадо Христово (Деян.20:28). Наконец, заповедали им передавать чрез таинственное рукоположение свою власть и иным, нарочито избранным, людям (2Тим.2:2; Тит.1:5), указав и те особенные свойства, коими должны отличаться их преемники (Тит.3:1–10; 2Тим.1:6 и сл.). В то же время Апостолы запрещали людям, не облаченным законной властью, священнодействовать – восхищать эту власть себе (Рим.10:15; 1Кор.12:29; Евр.5:4–5). Таким образом, Сам Господь установил сначала Апостолов, а потом чрез них пастырей Церкви. С тех пор и доныне продолжается и будет продолжаться до скончания века преемственное рукоположение в сан епископов, как непосредственных преемников Апостолов.
Таким образом, апостольская, а следовательно, и истинная Православная Церковь, есть та, которая сохраняет от Апостолов преданное ими учение и устройство с церковной иерархией. Так различать истинную Церковь от ложных поучают нас и св. отцы Церкви. Св. Ириней, живший во II веке, говорит: «Кто хочет знать истину, тот во всякой церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мире; и мы можем наименовать тех, коих Апостолы поставили церквам епископами, и преемников их даже до нас, кои ничему такому не учили, и ничего такого не знали, что вымышляют еретики». Следовательно, он считает истинными такие церкви, которые сохраняют апостольское учение и непрерывно ведут от них свою иерархию. Тертуллиан, учитель Церкви, живший в первой половине III века, так говорил еретикам: «пусть покажут они начала своих церквей и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из Апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами». Здесь он требует от еретиков, чтобы они доказали истинность их церквей непрерывным происхождением их иерархии от Апостолов.
Представляя собой богоустановленное, благоустроенное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием, таинствами и будучи единой, святой, соборной и апостольской, Церковь Христова тем самым есть непогрешимая учительница веры Христовой и жизни во Христа. Сам Господь дал ей такие высокие обетования, что врата адовы (силы ада, дьявола) не одолеют ей (Мф.16:18), что Он пребудет с ней до скончания века (Мф.28:20), и что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века (Еф.3:21). А отсюда следует, что вселенская Церковь Христова никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Целые государства и народы могут появляться на земле, процветать, падать и исчезать с лица земли, вселенская же Церковь Христова, при всех переворотах пребывает и будет пребывать вечно, до самой кончины мира, неизменно и непоколебимо. Отдельные люди и частные христианские общества могут погрешить и отпасть от истинной веры, но не может погрешить в истине веры вселенская Церковь Христова: Сам Господь обещал устроить Свою Церковь так, чтобы врата адовы не могли одолеть ее и пребыть с ней до скончания века. Сверх сего Он обещал послать верующим Духа Святого, Который бы наставил их на всякую истину. Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, – говорил Господь Своим ученикам, – да будет с вами во веке…, той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (Ин.14:16, 26). После таких ясных указаний слова Божия никто не может, не уничтожая св. евангелия, сказать, чтобы Церковь Христова могла погрешить в истине веры. Если бы она могла погрешить в вере, то тогда бы это значило, что диавол одолел ее, что Господь и Дух Святой не пребывают с ней вечно. Но слово Спасителя не ложно, небо и земля мимоидет, словеса же Его не мимоидут (Мф.24:35). Посему и должно признать, что, если в Церкви всегда пребывает Господь и Дух Святой, наставляющий ее на всякую истину, то она не может погрешить в истинах веры. Посему слово Божие ясно и прямо называет Церковь столпом и утверждением истины (1Тим.3:15). Точно также и отцы Церкви, пастыри и учителя, во все времена единодушно учили о непогрешимости Церкви. Ученик Иоанна Богослова, св. Игнатий Богоносец говорит: «для того и приял Господь на главу Свою помазание, чтобы сообщить Церкви неповрежденность». Святой Ириней, живший в II столетии пишет: «не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни». Св. Киприан так говорит о непогрешимости Церкви: «Истинная, спасительная вода Церкви (так называет св. отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама Церковь не повреждена, чиста и целомудренна». Таким образом, и слово Божие и св. отцы, и пастыри, и учители Церкви единогласно учат о ее непогрешимости. Орудием, чрез которое Дух Святой предохраняет Церковь от заблуждений, служат преемники Апостолов, пастыри и учители вселенской Церкви, потому что, как мы выше говорили, Сам Господь поручил именно пастырям учить людей, проповедовать и истолковывать учение Его. Непогрешительное учение свое касательно той или другой истины веры Церковь предлагает чрез вселенские соборы, под которыми разумеется собрание пастырей и учителей Церкви по возможности со всей вселенной. На этих соборах изъяснены были почти все главнейшие истины христианской веры. Но не во вселенских только соборах сохранилось непогрешительное учение вселенской Церкви. Согласное учение пастырей Церкви о той или другой истине веры всех частных Церквей, хотя бы они и не собирались на собор, служит выражением также непогрешимости всей Церкви. Об этом согласии или несогласии всех частных Церквей можно узнать из принятых в тех церквах, так называемых, символических книгах, посредством которых нарочито предлагается верующим толкование божественного учения, из утвердившегося верования, постоянной практики, принятых ими творений св. отцов и учителей Церкви и, наконец, из их взаимных сношений. В таких случаях, когда оказалось бы потребность в разрешении каких-либо недоумений и споров, можно испросить для этой цели письменные ответы от всех предстоятелей частных Церквей. Таким образом, вселенская Церковь Христова есть непогрешимая хранительница веры.
Для правильного понимания учения о непогрешимости Церкви следует обратить еще внимание на то, в чем нужно полагать эту непогрешимость. Непогрешимость Церкви состоит в том, что Господь Иисус Христов, предоставив пастырям ее хранить и проповедовать божественное учение, никогда благодатью Св. Духа не попускает и не попустит всем им, а чрез них и всей пастве, уклониться от истинной веры. Следовательно, когда говорится, что Церковь непогрешима, то это значит не то, что она получает какие-либо новые откровения от Бога, а то, что она во всей целости и истинности соблюдает прежнее завещание ей божественное учение; ей не приписывается того дара богодухновенности, которым обладали св. Апостолы, а приписывается одно только соприсутствие Духа Святого, предохраняющего ее от заблуждений.
Из сказанного о непогрешимости Церкви ясно можно видеть, что одна только Кафолическая (вселенская) Церковь непогрешима в истинах веры, одна только она правильно сохраняет учение Христово. Посему во всех своих недоумениях члены ее должны послушно обращаться к голосу ее как хранительницы истины. Особенно нужно такое послушание в наше время в виду появившихся многих лжеучителей, которые говорят, что они своим умом узнали истину о Боге и богоугодной жизни, которой до них никто не знал. Но можно ли допустить, чтобы один человек, какого бы ума он ни был, в вопросах веры был непогрешимее св. отцов, пастырей и учителей вселенской Церкви Христовой. Кроме того, чтобы познать учение Христово мало быть совершенным по уму, нужно иметь совершенство нравственное, нужно быть святым человеком. Но, как известно, природа человека расстроена грехом первородным. Никто не может быть признан совершенным по уму, а тем более нравственно совершенным. Если посему кто в деле веры будет мудроствовать только по-своему, без всякого руководительства голосом вселенской Церкви, тот всегда будет заблуждаться. Св. Ириней, муж (ученик) апостольский, убеждая повиноваться вселенской Церкви, говорит: «где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать: ибо Дух есть истина. Посему те кои непричастны Его, не питаются сосцами матерними для получения жизни, и в теле Иисуса Христа не находят для себя обильнейшего источника, но ископывают себе на земле кладенцы сооруженные, и из лужи пьют гнилую воду, удаляясь от веры Церкви, дабы не быть к ней приведенными, и отвергая Духа, дабы не просвятиться Им».
Мы изложили православной учение о Церкви. Из сказанного ясно можно видеть, что Сам Господь благоволил основать Церковь на земле, как благодатное Царство Свое, чтобы она была учительницей веры и благочестия и руководительницей на пути ко спасению Памятуя все это, члены Церкви должны хранить преданность учение ее, т. е. понимать учение Христово так, как понимает его Церковь Христова, а также повиноваться ее уставам и заповедям. В своих заповедях Церковь предлагает нам правила для нашей деятельности и благочестия, для нашего религиозно-нравственного воспитания и спасения для того, чтобы мы знали, како подобает в дому Божии жити (1Тим.3:15). А так как она есть учительница веры и руководительница непогрешимая, есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15), то и все постановления ее – истинны и богоугодны. Посему мы и должны беспрекословно повиноваться им, ничего не называть в них излишним или пренебрегать чем-либо, как бы не имеющим значения для спасения. Мы не должны по собственному произволу изменять ее постановления или почитать их маловажными. Кто поставил нас судьями Церквей? Как можем мы противиться Основателю и Главе ее – Господу Иисусу Христу? Наше противление постановлениям ее может и совсем вывести нас из ограды ее. Позволив себе сознательно и намеренно противиться Церкви, но нашим соображениям, в малом, мы можем дойти до противления ей и в существенном, например, в толковании ею учения Христова, в таинствах и пр., и, таким образом, порвать связь с ней, а чрез это лишиться спасения. Многие начинают с отрицания уставов Церкви, а кончают прямо отрицанием Бога. Особенно в наше время приходится напоминать о важности и необходимости повиновения Церкви, потому что среди нашего народа появились разные лжеучители, отступники от веры, сектанты, которые, заимствовав свои верования от христиан неправославных, западных, стараются распространить их и между нашим народом.
С особенной враждой восстают они против Церкви Христовой. В лице их направляют свои разрушительные действия против нее, те же силы ада, которые враждовали против Христа Спасителя и возвели Его на крест. Посему и Церковь в своей внешней жизни уподобляется Господу Иисусу Христу во время Его земной жизни. Подобно Ему Она «постоянно терпела и терпит всевозможные гонения от своих врагов; подобно тому, как Он переносил уничижение и бедность, так и Церковь, в годины испытаний, разделяет с Ним ту же участь; как Он был ненавистен «книжникам и фарисеям», «законникам и лицемерам», так и она не преставала терпеть от подобных им врагов различные преследования; как Он находил Себе верующих преимущественно среди простых и бедных людей, так и в ней ищут себе спасения более все те же «буйи мира» и немощные; как он не гнушался ни мытарей, ни грешников, так и она не затворяет от них дверей своего царствия; но как у Него из двенадцати апостолов нашелся один предатель, так и у нее находятся свои изменники; как Он претерпел крестную смерть, так и она имеет у себя великий сонм мучеников; как Он воскрес и по вознесении Своем пребывает во славе Отчей, так и она, по окончании земного существования своего, как царица, предстанет одесную Его (Пс.44:10) в небесном царстве, в вечной славе которого и теперь уже царствует «торжествующая» Церковь» (Е. Аквилонов. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. Глава VI, § II, 30)
Но верующий человек не должен смущаться появлением таких лжеучителей, врагов Церкви, ибо само собой понятно, что если люди погрешают волею и сердцем своим, нарушают заповеди Божии, – то также могут погрешать они и умом своим, т. е. искажать истинную веру Христову. О появлении различных лжеучителей предупреждали и Господь, и Апостолы (Мф.18:7; Деян.20:29–30; 1Кор. 11:19). Но внимательный к учению Христову легко может видеть, что в учении этих сектантов нет ни истинной веры, ни христианской, смиренной любви, хотя они и кичатся своей верой и любовью. Господь Иисус Христов говорил: «по плодам их узнаете их» (Мф.7:16). А плоды их таковы: они или прямо не веруют в Господа Иисуса Христа, как Сына Божия, почитают Его только мудрым учителем; или же умалчивают, не раскрывают вероучения и держат своих последователей во тьме и заблуждении. Между собой они до крайности расходятся, разногласят, дробятся на разные толки, так что нет между ними, да и не может быть, единства в учении веры. Одно только сближает их между собой – это вражда их и ненависть к Православной Церкви. С какой злобой, с каким сомнительным презрением относятся они к православным – это знает всякий, кто соприкасался с ними или читал их отзывы о православных. Их гордость, их самообожание и самомнение поистине не знают пределов. В своей духовной слепоте они даже не замечают того, что уподобляются тому евангельскому фарисею, который, хотя и не имел внешних, заметных пороков, однако презирал грешного мытаря, хвалился собой пред Богом и говорил: «Боже, благодарю Тебя…» и прочие безумные глаголы, за что и был осужден Иисусом Христом. Посему-то и самая их жизнь, а именно их трезвость, трудолюбие и отсутствие грубых пороков, чем особенно кичатся, теряют свое христианское достоинство. По слову Божию, начало греха есть гордыня (Сир.10:15). Гордость есть первый грех по времени: по гордости отпали злые ангелы от Бога, по гордости же согрешили и первые люди. Она же будет и последним, ибо, по слову Божию, антихрист будет превозноситься выше всего, называемого Богом, или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Сол.2:4). Посему-то и нужно сказать, что высокое мнение о себе наших сектантов и презрительное мнение о себе наших сектантов и презрительное отношение к людям других верований несомненно лишает христианского значения и самую их жизнь, ибо Господь гордым противится, говорит слово Божие (Иак.4:6).
Кроме того, для правильного взгляда наших сектантов, мы разумеем собственно сектантов, так называемого, рационалистического характера, например, штундистов, пашковцев, или позднейших интеллигентных сектантов, нужно заметить, слушатели, что они появились сравнительно недавно, каких-нибудь тридцать, много сорок лет тому назад, так что жизнь их в религиозно-нравственном отношении не вполне еще определилась и установилась. Многие их них и по рождению, и по воспитанию, и по близким отношениям к родственным и знакомым лицам принадлежали к Православной Церкви Христовой, и посему незаметно для них самих проникаются ее учениями и преданиями, живут тем молоком, которым питались, когда были в ограде Церкви Христовой. Когда пройдет достаточно времени, то выясняется и плоды их религиозно-нравственного учения. Не нужно быть пророком, чтобы видеть, что плоды эти будут печальные. Мы сказали, что наши позднейшие сектанты заимствовали свое учение от неправославного запада, и именно из протестантского учения, которое, между прочим, не признает Церкви Христовой на земле. Плоды же этого учения на западе достаточно выяснились, а именно оно привело к отрицанию веры в Господа Иисуса Христа, как Сына Божия, а в нравственном отношении проводится даже такое учение, что человек есть Бог, ему все позволительно и для него не нужно никаких законов. Неудивительно посему, если мы встречаем такие приговоры западных ученых о протестантстве: «Протестантизм есть не что иное, как переходная ступень от подлинного христианства к современным культурным идеям, которые в важнейших пунктах диаметрально противоположны идеям христианским, и потому со дня своего рождения и до своей смерти он есть явление самопротиворечивое, так как на всех ступенях своего развития представляет соединение противоположностей, не соединимых по самому своему существу» (Эдуард Гартман. Богосл. Вестни., 1892 г., Март. Ст. А. Введенского). Некоторые из протестантских богословов самый протестантский принцип, т. е. основное отношение к учению Христову с отрицанием Церкви, почитают могилой христианства. Конечно, самая вера Христова не погибнет на земле, но кто вполне проникается протестантским началом в отношении к учению Христову, тот легко может потерять веру в Господа Иисуса Христа, как Сына Божия. А если кто потеряет такую веру, тот не будет иметь и христианской жизни, ибо Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5).
Благодарение Богу, что еще любит народ наш Православную Церковь, «еще горит на Руси этот священный огонь, освещающий и согревающий душу народа, что еще не угашен он ветром вольнодумства, волнующим ум нашего времени, не подавлен искусственным усложнением современной жизни. Сколько при помощи этого огня можно сделать истинного добра народу в его просвещении, нравственности, в быту общественном; но зато, как и беречь его надобно и обществу, и правительству, как осторожно обращаться с ним, чтобы или не дать ему ложного направления, под видом усиления, или подбрасывая в душу народа всякий хлам новых идей и стремлений, не разжечь этого огня до бурного пламени». «Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Берегите, православные, и возжигайте сильнее свой домашний свет, свою любовь к Матери-Церкви, потому что за пределами ее, по слову пророческому, тма покрывает землю, и мрак на языки (Пс.60:2); Шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным (Пс.2:1).