священник Андрей Лоргус

Глава 4. Тело и плоть человека

4.1. Понятия «тело» и «плоть» в Священном Писании

Итак, мы говорим о биологической природе человека, о материальном составе. В библейской антропологии эта природа обозначена разными терминами, главных из них два – «тело» и «плоть». Встречаются символические определения: «земля», «персть», «прах», «пепел». Но они содержательно не отличаются от понятий «тело» и «плоть»; это поэтические метафоры, напоминающие человеку, из чего Господь сотворил его.

Различие в терминах «тело» и «плоть» не лежит на поверхности. Оно только тогда выражает смысл, когда применяется понятийно, а не символически. Поэтому не везде в Священном Писании можно идентифицировать их значение. И мы покажем только те случаи их использования, где различия характерны для библейской антропологии.

4.1.1. Понятие «тело» в Ветхом Завете

В Ветхозаветных книгах термин «тело» употребляется в привычном для нас значении. Во-первых, как нечто противоположное духовному естеству:

Иов.13:14: Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? (Выделено мной. – А.Л.)

Во-вторых, как дом души:

Прем.9:15: ...ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.

В-третьих, как собирательное понятие, которым обозначают совокупность членов, костей, тука (жира), плоти (мяса), крови и др.

Подобные употребления этого термина встречаются и в Новом Завете, например:

Мф.5:29: ...лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Но новозаветная антропология вносит и нечто совершенно новое: «тело Христово» и «тело» как Церковь. Это новое употребление, конечно, начинается евангельским «сие есть Тело Мое» (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19), но с наибольшей ясностью раскрывается в посланиях апостола Павла.

4.1.2. Понятие «тело» у апостола Павла

В его антропологии тело становится мистическим объектом человеческого бытия – либо «смертным» и «греховным», либо «чистым» и «духовным».

Рим.6:6: ...чтобы упразднено было тело греховное...

6:12: Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле...

7:24: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?

Может показаться, что святой апостол в принципе считал тело человека смертным и греховным. Но оказывается, что то же самое (с физико-химической точки зрения) тело может быть уже «храмом Святого Духа»:

1Кор.6:19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа...

Получается, что одно и то же физическое тело может быть, по апостолу, и греховным, тленным, смертным, и храмом Божиим, храмом Духа. Значит ли это, что тело претерпевает метаморфоз и становится иной физико-химической реальностью? Вовсе нет. В новом теле меняется его духовная, мистическая значимость.

1Кор.15:44: Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

Апостол говорит о Таинстве Крещения, в котором человек «приобретает» духовное тело. «Приобретение» это есть тайна Боговоплощения. Бог ставший человеком преобразил его тело. Оно стало духовным во Христе, оставшись истинно человеческим по природе. Именно оно, по апостолу, есть источник телесного преображения. Эти слова нельзя понимать как указание на две сущности, тело души и тело духа. Речь апостола идет об одном человеческом теле, которое во Христе может, через Таинство Крещения и другие церковные Таинства, стать духовным, обоженным. Тайну этого преображения открыл в Себе Самом Богочеловек

Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его...

Боговоплощение и Рождество Иисуса Христа мистически преобразило человеческую телесность. Отныне наша телесность становится богочеловеческой и божественной телесностью. И каждый человек может быть причастен этой телесности через таинства. В каждом человеке есть ветхая и новая телесность, душевная (естественная) и духовная. И в каждом есть возможность выбора. А выбравшие Христа становятся членами Тела Христова.

1Кор.6:15: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?

Тело христианина по отношению к Телу Христову – член, а вместе – Церковь Христова.

Рим.12:5: Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один от другого члены.

1Кор.12:27: И вы – тело Христово, а порознь – члены.

Такое понимание тела, конечно, отличается от ветхозаветного. Новая телесность есть не новое учение о человеке, но новая мистическая реальность, новый мир богочеловеческой телесности, который открыл Христос, Сын Божий. Но в привычном для нас понимании тела человека совершилось существенное переосмысление.

Ветхозаветное отношение к телу человека, которое мы с трудом понимаем, было лишено дуализма (каким грешит философия). Для ветхозаветного сознания тело было полным и адекватным выразителем состояний души и духа. Если страдало тело, страдала душа. Если грешило тело, грешила душа. Если тело испачкано, запачкана и душа. Эта связь для иудейского сознания была настолько очевидна и однозначна, что иное отношение к телу, новозаветное, с трудом проникало в него. Отсюда понятны все ритуальные запреты, которыми наполнена книга Левит, ритуальные омовения, жертвы. Можно сказать, что вся ветхозаветная духовность и душевность телесны. Поэтому так важны омовения и чистота тела.

Когда пришел Христос, вся традиция была нарушена, нарушена по букве, ибо дух омовения и телесной чистоты был вознесен к своим духовным высотам. Об этом и говорит Христос иудеям. Например, когда Ему говорили об омовении рук (Мф. 15:2), Христос перевел разговор на более значимые законы Моисея. Он говорил им о духе, они же видели тело. Для иудеев телесность была важнее духовности. Отсюда и непонимание Христа традиционалистами иудеями и фарисеями. Почему ученики Иисусовы не постятся? Почему они не моют рук? Почему Иисус прикасается к блуднице, позволяет ей целовать свои ноги и помазывать голову? Почему не наказал кровоточивую?

Потому что все Евангелие – о духе, который превыше тела и плоти. Христос разорвал прямую связь между телом и душой, между нечистотой тела и нечистотой души. Для иудея это было новым. Это мы увидим рассматривая понятие «плоть».

4.1.3. Понятие «плоть» в Ветхом Завете

Во-первых, понятие «плоть» означает ту часть тела человека, которая не есть кости, кровь, жир, волосы, кожа, т.е. относится к мышцам и внутренним органам.

Быт.2:23: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей.

Иов.2:5: ...но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?

19:20: Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих.

33:21: Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.

Плач.3:4: ...измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои.

Иез.37:6: И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.

Во-вторых, понятие «плоть» означает вообще телесность человека и в этом смысле является синонимом понятия «тело».

Иов.19:26: ...и я во плоти моей узрю Бога.

Сир.17:30: ...о злом будет помышлять плоть и кровь.

Иез.11:19: ...и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное.

В-третьих, плоть значит вообще всякое живое существо – и людей, и животных:

Быт.6:12 ...ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

Сир.44:18: ...что никакая плоть не истребится более потопом.

В-четвертых, слово «плоть» имеет значение общности между людьми. Эта общность может быть супружеской, родовой, семейной, кровной.

Быт.2:24: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

То же и у апостола Павла.

В-пятых, плоть есть символическое именование греховности, материальности, противоположности духу, враждебности небесному, приверженности земле, законам естества, миру.

Быт.6:3: И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть.

6:12: И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

(Здесь «всякая плоть» означает только человека, но не всех животных, ибо только человек как свободное существо может произвольно изменить свою жизнь, судьбу – «извратить путь свой».)

Втор.10:16: Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны.

Иер.4:4: Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших.

Обрезание, данное избранному народу как очистительное священное действие, преображающее мужчину в мистическом смысле, как видим, уже в ветхозаветном сознании имело духовный смысл. Обрезается крайняя плоть мужчины – это телесное действие, телесный знак. Знак принадлежности к богоизбранному народу, знак очищения. Но у этого действия, как говорили пророки, есть и широкий духовный смысл – очищение, преображение всего человека и даже сердца человеческого. Эту тему особенно развил апостол Павел.

4.1.4. Понятие «плоть» у апостола Павла

Святой апостол говорит о Таинстве Крещения, называя его «обрезанием нерукотворенным».

Кол.2:11: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым.

Крещение есть, таким образом, обрезание греха, уничтожение греховного тела. Но не физическое уничтожение, а мистическое – «совлечение греховного тела плоти».

Понятие «тело плоти» встречается не только у апостола Павла. В Ветхом Завете есть это сложное понятие.

Сир.23:22: ...человек, блудодействующий в теле плоти своей.

Из этого сложного понятия можно вычленить два значения: «тело» как принадлежность общеродовой сущности – плоти и «плоть» как сущность тела. И это очень важно, так как именно такое понятийное сгущение позволяет выстроить, хотя бы отчасти, области определения двух понятий, что мы и сделаем далее.

В целом понятие «плоть» у апостола Павла такое же, как в ветхозаветной антропологии.

Плоть – противоположность духовной жизни, жизнь в угоду страстям естества.

Рим.8:4: Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

8:5: Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном.

8:8: Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

8:9: Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

Гал.5:17: Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

Плоть – как родство по крови, супружество.

Рим.11:14: Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

Еф.5:31: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Но христологическая антропология, как мы это утверждаем в части I, раскрывает и здесь новое учение. Плоть Иисуса Христа – не та же плоть, что у нас, но она родственна нам, как и все Его Тело.

Еф.5:30: Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

С другой стороны, Его плоть была человеческой и как таковая скрывала до поры божество.

Ев.10:20: Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою.

«Завеса» есть покрывало истины, которое становится прозрачным для зрения, облагодатствованного Святым Духом. Духовное видение проходит сквозь плоть, не узнавая (не замечая) ее, и видит подлинное.

2Кор.5:16: Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

Это то, о чем говорил сам Христос.

Ин.8:15: Вы судите по плоти...

Завершая тему Священного Писания, мы должны остановится еще на одном важном значении понятий «тело» и «плоть».

4.1.5. Евхаристическое значение понятий «тело» и «плоть»

Как известно, в литургической практике (в литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого) укрепились евхаристические слова Христа, переданные евангелистами-синоптиками: «сие есть Тело Мое» (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19). У апостола и евангелиста Иоанна Богослова это событие на Тайной Вечере не описано, но в другом месте есть подобные слова:

Ин.6:51–56: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как мы увидим из дальнейшего изложения, в святоотеческой традиции это получит неоднозначное толкование. Но как бы то ни было, Господь Иисус Христос Свое Тело и Свою Плоть предлагает нам в Причащение. И в Таинстве мы причащаемся Его Пречистого Тела и Его Пречистой Плоти и Крови. Поэтому такое употребление этих терминов раскрывает далекий небесный горизонт понимания человеческой материальной природы как преображенной и обожествленной. Потому что Тело и Плоть Богочеловека Христа – это телесность человеческая, возведенная в божественное достоинство миссией Спасителя. Это спасенное человечество. Это открывшаяся через Сына Божия и Сына Человеческого возможность уверовавшему достигнуть божественной телесности. Это, как мы увидим, стало частью собственно православной теории обожения, феозиса.

Теперь посмотрим, как библейская антропология преобразилась в святоотеческой.

4.2. Понятия «тело» и «плоть» в святоотеческом богословии

В святоотеческой антропологии эти два понятия переплетаются очень тесно, дополняя друг друга в определении человеческой биологической природы, и в то же время расходятся, оттеняя сложность состава этой природы. Но в целом библейская традиция сохраняется, и ее можно проследить в трудах от первых до последних отцов Церкви.

Чтобы успешнее разобраться в предмете, мы не будем разделять наше изложение по каждому из этих понятий, но рассмотрим основные вопросы учения о человеке по двум понятиям.

4.2.1. Творение «плоти»

В библейском повествовании о творении человека нет ни термина «тело», ни термина «плоть». Сказано только: «Создал... из праха земного» (Быт. 2:7). Прах, или земля, в библейской и святоотеческой традиции был лишь материалом творения человека, но не его плотью. Сотворение Адама, первочеловека, стало источником его имени.

«Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом [как] соименный матери... Бог, создавший человека из земли, назвал его по имени матери Адамом; она – Едем, он – Адам»75.

Так говорил святитель Иоанн Златоуст. Это мнение очень распространено. Так говорили и другие учителя:

«Адам... что значит «земнородный»76 (Евсевий Кесарийский)

«Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же [означает] красный»77 (Диодор Тарсийский)

«Еврейское «Адам» переводится на латинский как «земля, произведшая тело»78 (Псевдо-Киприан)

Итак, земля – тот материал, из которого сотворена плоть человека. У нас нет библейского комментария об этом «прахе», или «персти». Понимался он по-разному. В позднейшие времена прах понимался как природа животных, например, обезьяна, из которой Господь сотворил человека. Понятно, что это попытка соединить Библию и эволюционную теорию. Однако библейский текст не дает нам возможности грамотно соединить эти разные парадигмы сознания.

Хотя плоть Адама создана из земли, она несоизмеримо сложнее не только земли, но и всякой другой плоти (1Кор. 15:39).

Первоначальное библейское понятие «плоть» означает перстность, «то, что из земли». Однако человеческое тело, или плоть, не является чем-то презренным, животным, безобразным; напротив, тело прекрасно, несмотря на то, что оно из плоти.

«Бог дал нам тело из земли, чтобы мы и его возвели на небо, а не для того, чтобы через него и душу низвели в землю... «Я сотворил, говорит Он, прекрасное ТЕЛО (выделено мной. – А.Л.); даю тебе власть создать нечто лучшее: соделай прекрасную душу»79.

Так святитель Иоанн Златоуст понимал замысел Творца. И еще:

«Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления»80.

«Когда увидишь красоту, величие, высоту... ты поклоняешься Создавшему столь прекрасное и чудное тело»81.

Это слова святителя Фотия патриарха Константинопольского. Подобное говорил и преподобный Иоанн Дамаскин:

«Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества...»82.

Обратите внимание: это слова о теле, но не о плоти. Здесь скрыт один из смыслов различия этих понятий. Тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не биологические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью.

Тело не только форма, не только состав членов, но еще и носитель черт, превосходящих естество. Отсюда и самая возможность телесной красоты. Она – выражение сверхъестественного в теле, образа Божьего.

Итак, тело, но не плоть, прекрасно, божественно, хотя и плоть

«Не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией»83 (Святитель Ириней Лионский)

4.2.2. Бессмертие и смертность плоти

Телесная природа человека смертна, но по дару причастия Святого Духа до грехопадения тело было избавлено от тления и смерти.

«Тело по естеству смертно... душа же – неумирающая, но когда отходит она, умирает тело»84 (Святитель Афанасий Александрийский)

«Тело смертно и тленно»85 (Святитель Иоанн Златоуст)

«Тело твое смертно, но бессмертна душа»86 (Преподобный Нил Анкирский)

Грех прервал блаженное житие Адама, и

«...тело его [Адама] стало не только смертно, но и подвержено страданию»87 (Преподобный Исидор Пелусиот)

«Бессмертность Адама проистекает вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни»88 (Леонтий Византийский)

Господь лишил Адама «вкушения... от древа жизни» (Быт. 3:22), что дало бы ему бессмертие тела.

Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти). Но после грехопадения Господь лишает человека этих благ, и тело становится на естественный путь, приводящий к смерти.

4.2.3. Греховность плоти

Грехопадение Адама (и Евы) изменило жизнь тела и плоти, тело стало подвержено всем плотским недугам – страданию, болезни, смерти. Но источником греха является не тело, а душа – таково православное учение.

«Причиной греха не тело, а душа сама по себе...»89 – так писал мученик Мефодий Патарский. Так же учил и Дионисий Ареопагит:

«А что виновник зла для души никак не тело, ясно из того, что зло может сопутствовать [душе] и без тела, как у демонов»90.

Пока приводим лишь два этих свидетельства, так как в своем месте об этом будем говорить подробнее.

Итак, тело – не источник зла и греха. Греховным оно стало в результате Адамова преступления. Тело вообще не обладает свободой, но подчинено душе (об их взаимоотношениях будем говорить в главе шестой «Душа и тело»).

4.2.4. Свойства телесности

Тело человека принадлежит тварному, био-физико-химическому миру не только по сущности, но и по образу жизни, функционированию. Тело и плоть в этом смысле являются предметом естественных наук, прежде всего биологии, биохимии и биофизики. Тело зарождается, растет, стареет и умирает, т.е. с ним совершаются все те же изменения, что и с любым живым организмом. Однако тело во всем подчинено душе и воле Божией, о чем речь пойдет далее.

Но нам нужен иной смысл жизни, иной взгляд на человека. Мы должны выделить из естественной жизни человека те аспекты, которые позволят нам увидеть его как существо иного, принадлежащего по призванию иному миру.

4.2.4.1. Изменчивость

Есть одно качество человеческого существа, на которое обращали внимание и древние учители, и новые, – это текучесть, изменчивость человеческой природы.

«Как сочетание стихий составляет сущность целого тела, так, вероятно, по той же причине восполняется естество частей в теле»91 (Святитель Григорий Нисский)

«В телесном составе своем (плоти. – А.Л.), пока он живет, он ни единой секунды не остается неизменным, потому что физическая жизнь его совершается только путем физиологического обмена веществ...»92 (В. Несмелов)

В древнецерковной антропологии этот факт был известен, но не осмысливался в полноте. А суть его в том, что постоянным и неизменным остаются в телесности собственно образ, структура, портрет, образ функционирования, генотип. Человек узнаваемый, идентичный сам себе в своей телесности не тождествен своему физико-химическому составу. Ведь состав – это постоянный поток вещества и это есть плоть. Но плоть – это еще и способы функционирования, скорость, интенсивность, характер, особенности и даже патология обмена веществ. Все эти процессы обеспечивают жизнь тела, а оно, хотя и растет, изменяется, стареет, остается именно тем телом, которое создано было в зачатии. Итак, в телесном составе человека мы должны видеть не мертвенно-материальный субстрат вещества человека, но живые потоки разных уровней.

Физико-химические и биофизиологические потоки (цепочки обмена веществ) мы можем отнести к термину «плоть», а фенотипические и генетические (геронтологические) – к телу. Это изменчивость разных скоростей, разных уровней мира. Есть в них моменты, разделяющие их по отношению к духу человека и его личности. Тело выражает образ (портрет) человека, плоть характеризует общую для людей природу93.

Вообще изменчивость, присно подвижность телесного естества человека есть очень важный момент в понимании его психической и личностной жизни. Как мы увидим далее, здесь скрывается начало изменчивости психики (в том числе), страстей, болезней, старения и многого другого.

4.2.4.2. Черты образа

Телесность в значительной степени выражена в морфологии человека. Причем морфологию надо понимать в самом широком смысле.

Во-первых, морфология – это строение тела, в строении тела человека есть черты, выходящие за естественные нужды и естественные проявления. Так, прямое положение тела, по мысли древних отцов, раскрывало в человеке его исключительность. Вот как говорил святитель Иоанн Златоуст:

«Тело человека отлично от тел животных по своему прямому положению»94

Голова доминирует над телом, что указывает на равенство ума и духа над плотью. Самое высокое, но вместе с тем достаточно безопасное положение занимают глаза – наиболее дистантный орган чувств. Сама фигура есть выражение достоинства и величия. В то же время мимика и позы тела – это особый язык, который характерен для своей эпохи, своего культурного слоя и т.п.

Во-вторых, морфология – это пространство вокруг тела человека, оно оформлено, т.е. имеет форму. Форма антропоморфного пространства отражает функциональный уровень органов чувств, деятельность, социальные аспекты, но, главным образом, оно приспособлено для человеческого тела. Все вокруг нас отражает нашу телесность. Мебель, ступеньки на лестнице, обувь, одежда, транспорт, дома, предметы техники и Церковь устроены по-человечески, т.е. исходя из строения человеческого тела, его размеров, удобства деятельности. Это и есть пространство, перенесенное из форм тела, – антропоморфное пространство.

В-третьих, морфология – это внутренние соотношения членов тела и органов между собою, это психофизика и соматопсихика. Об этом мы подробнее поговорим в главе о соединении души и тела.

4.2.4.3. Тело и плоть

Итак, что же различает понятия «тело» и «плоть»?

«"Телом» называет апостол небо, солнце, луну [1Кор.15:40,41]... Не одно и то же [тело и плоть], не можем небесное назвать плотью, но телом называем»95 (Адамантий)

Эти слова автора, чье настоящеее имя неизвестно, напоминают нам проблему синоптиков и апостола Иоанна Богослова, у которых евхаристические слова «сие есть Тело Мое» и соответственно «Плоть Моя» употреблены в том же значении. Едва ли поэтому можно понять Адамантия именно так.

Иначе говорит Феодорит Киррский:

«Чем помыслим плоть [Христа]? Телом ли только, как мнят Арий и Евномий, или телом и душою? Телом и душою!»96.

«Доколе человеческое тело есть плоть и кровь, то есть смертное и тленное, Божия Царства, то есть бытия бесконечного, наследовать оно не может»97.

То есть пока тело сводится к биологическому естеству, оно будет плоть. Плоть – это биология. Но тело может быть и «бесплотным». Оставаясь телом, оно преображается и становится нетленным, прелагается в свет. Тело может «уподобиться душе» (преподобный Максим Исповедник)98. И действительно, человеческое тело может стать иным, его ждет духовное преображение и воскресение в силу сопричастности Христу.

Еще одно замечание о теле и плоти встречается у священномученика Мефодия Патарского:

«Вообще плотию называется собственно не вся эта масса нашей телесной храмины, но некоторая часть целого, как-то: кости, нервы, жилы, а телом – все, целое»99.

Несмотря на эти различия, очень часто понятия «тело» и «плоть» подменяют друг друга.

Следует также отметить и те значения плоти, которые используются апостолом Павлом для морально-этической характеристики греховного человечества. Плоть в этом смысле может значить враждование духу, ибо она способна

«...согрешать, рабствуя плоти и крови...»100 (Афинагор Афинянин)

«Ходить по плоти» и «быть плотским [означает] у апостола тех, кто пребывает в грехах»101 (Климент Александрийский)

«Итак, когда говорится, что «плоть похотствует на духа», они понимают [это] в том смысле, что привычка, либо потребность, либо наслаждение плоти, возбуждая человека, отвлекают и отводят [его] от дел божественных и духовных... поэтому справедливо среди «дел плоти» [у апостола] описаны также и «ереси», и «зависти», и «споры» и прочее, [и это] они понимают так, что душа... не чувствующая тонкого или духовного, становится, как они говорят, плотью»102 (Ориген)

«Апостол не ту подразумевает плоть [см. Рим.7:5. – А.Л.], которою мы одеты, но плотские дела»103 (Святитель Кирилл Иерусалимский)

«Божественное Писание всегда имеет обычай называть плотских [людей] «плотью», а добродетельных – бесплотными, как говорит Павел[Рим.8:9]... потому что они, облеченные плотью, были выше плотских помыслов»104 (Святитель Иоанн Златоуст)

Таким образом, свойственное Библии понимание плоти как синонима греха и страсти было полностью воспринято святоотеческой традицией. Это свойственно и двум другим значениям термина «плоть» – общей человеческой природе и общности мужа и жены. О первом читаем у Климента Александриийского:

«В потопе погибла всякая греховная плоть»105.

и святителя Афанасия:

«Плотью называют род человеков»106.

Святой апостол Павел, конечно, расширил понятие «плоть» за счет нравственной категории греховности – «дела плоти», «жить по плоти», «плотское мудрование» и т.д. На эту особенность антропологии апостола обращали внимание Ориген и святитель Иоанн Златоуст (см. выше). В то же время апостол Павел раскрыл перспективу преодоления «плотского», очищения плоти, прорыва в иное, «бесплотное» бытие, которое может дать вера:

Гал.2:20: .. .уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия.

В этом стихе – ключевая для антропологии, собственно христианская мысль: через веру во Христа, Сына Божия, т.е. через самого Него человек преображается телесно. Но преображение достигается через Крест Христов. Его Пречистое Тело и Пречистая Плоть через Крест возводят к небесному и наше тело и плоть.

В этом вопросе мы вступаем в догматически выверенную, особенно деяниями IV Вселенского (Халкидонского) Собора, область понятий. Именно «Халкидонский орос» утверждает во Христе человеческое тело и человеческую душу, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно»107 соединенные с божественным естеством.

4.3. Тело и плоть Христа

Одно из значений этого понятия есть Церковь. По своей огромной сложности оно выходит далеко за рамки нашей темы. Будем говорить собственно о теле Иисуса Христа в прямом смысле.

4.3.1. Общие свойства

Во времена догматических споров это положение подвергалось сомнению, поэтому многие святые отцы и учители доказывали его со всею силою данной им благодати ума.

«Тело Его было истинным... ибо оно было таким же, как наше»108 (Святитель Афанасий Александрийский)

«Если кто говорит, что Тело Христово нетварно, и исповедует, что Он – нетварное Слово Божие, от тварной человеческой природы восприявшее плоть и вочеловечение, как написано, да будет анафема»109 (Святитель Григорий Неокесарийский)

«Если Господь ничего не воспринял от Марии... то сорок дней... постясь, не взалкал бы, когда тело стремилось к свойственной ему пище»110 (Священномученик Ириней Лионский)

Как видим, тело Его было, по учению отцов, тем же, что и у нас, и оно не только требовало пищи, сна, отдыха, но страдало и умирало.

«Ибо Божество поистине совершает спасение чрез тело, которое у Него Самого, чтобы страдание было у плоти, а действование – у Бога»111 (Святитель Григорий Нисский)

«Так как страдание это претерпело тело, бывшее Его собственным телом, то и говорится опять, что Он Сам пострадал за нас; Он [был] бесстрастен в страдающем теле»112 (Святитель Кирилл Александрийский)

«Мы говорили, что страдание принадлежало телу, доступному страданию; исповедуем, что бесстрастная природа [Божества] пребыла свободной от страдания»113 (Блаженный Феодорит Киррский)

«Рожденное от Девы тело составилось из человеческого вещества, подверглось человеческим ранам и смерти»114 (Ориген)

«если же говорят, что Христос умер и был погребен, то это о Теле Его, а не о душе»115 (Дидим Александрийский)

4.3.2. Реальность плоти Христовой

«Халкидонский орос» утвердил в учении о Христе важный вопрос о душе Богочеловека и о соединении ее с Его Телом. Живой человек – это всегда единство души и тела, духа и материи. Очень трудно помыслить такое декларируемое единство после того, как мы его опровергли (только в методологическом смысле) способом анализа – учением о двойственном (или тройственном) составе человека, о душе и теле. Тем не менее мы все время ищем ключи к тайне соединения души и тела. Во Христе эта тайна превращается в догмат. Догмат о двух природах раскрывает христологическую антропологию, через которую мы и постигаем собственную. Четвертый Вселенский Собор постановил чтить:

«...одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинного человека, того же из души разумной и тела... во всем подобно нам, кроме греха...»116.

Это было и есть максимально краткое выражение святоотеческого богословия. Противное мнение святые отцы считали ересью:

«Если кто говорит, что Тело Христово было бездушно или неразумно, и не исповедует, что Он по всему совершенен, один и тот же, как пишется, да будет анафематствован»117.

– так писал святитель Григорий Неокесарийский. Строгость, с которой отец Церкви (святитель Григорий был епископом Неокесарии в Понте) защищал догмат о человечности (равно как и о божественности) Иисуса Христа, и нас должна убеждать в том, что полнота человеческой природы во Христе, т.е. одушевленные тело и плоть Сына Божия, Богочеловека, является единственным ключом к истинному пониманию Евангелия. Каждое действие Иисуса Христа носит отпечаток человечности и божественности, двух Его природ и двух Его воль.

4.3.3. Воскресение Христово

Воскресение Христово есть важнейший догмат христианства. Его суть – победа над смертью, над плотью, над грехом, над Диаволом. Но как воскрес Бессмертный и Вечный? Как умер Тот, кто умереть не мог? О смерти мы уже говорили: умерло тело (см. выше свидетельство Феодорита Киррского). Смерть, однако, не победила, но была побеждена.

«Это чувственное Тело Иисусово было распято, предано погребению и затем восстало»118 (Ориген)

«Прежде страдания тленным было Христово... Тело, по воскресении же – нетленным»119 (Преподобный Анастасий Синаит)

В воскресшем Теле Христовом Его телесность и Его плоть приобрели новые, божественные свойства – нетленности, бессмертия, бесстрастия.

«Плоть же Господа, по причине чистейшего соединения со Словом, то есть ипостасного, обогатилась божественными действованиями... не своею собственною силою, но по причине соединенного с нею Слова... плоть [Его] была смертна по природе и животворна по причине ипостасного соединения со Словом...»120 (Преподобный Иоанн Дамаскин)

«Он (Христос. – А.Л.) воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить»121 (Святитель Григорий Богослов)

Плоть в Воскресении Христовом становится бессмертной. И тело, оставаясь телом, воскресло и стало иным.

«То же Тело Господь воздвиг из мертвых и возвысил в Себе»122 (Святитель Афанасий Александрийский)

«Не преложилось Тело в дух... тело и по воскресении осталось телом»123 (Феодорит Киррский)

«Тело это имеет прежний вид и образ и очертания и, вообще говоря, сущность тела»124 (Он же)

У воскресшего Тела Христова и Его плоти не осталось ни телесных страстей, ни нужды в чем-либо, ни естественных потребностей.

«(Христос явился как – А.Л.) имеющий тело, не подверженное страданию, но отныне бессмертное, нетленное и не нуждающееся в пище; и потому не ради [телесной] потребности ел и пил Он по воскресении: Тело [Его] не испытывало более в том нужды»125 (Святитель Иоанн Златоуст)

Так же учит и святитель Кирилл Александрийский:

«После... воскресения это было то самое тело, которое претерпело страдание, но не имело более в себе человеческих немощей. Утверждаем, что оно не подвержено было ни голоду, ни утомлению ни чему-либо подобному... но уже нетленно»126.

У нас есть весьма важный повод привести анафематизмы Константинопольского Собора 543 года. И в древности, и в новейшие времена многие умы, и даже великие, соблазнялись искать сущность духовных тел в некоей эфирной «материи»127. Такая «материя», отличная от всякой прочей и являющаяся чем-то средним между чистым духом и грубой плотью, составляет (по их мнению) сущность человеческих душ, ангелов, демонов и других духовных тел. В древности среди еретиков бытовало мнение, что и тело Иисусово после Воскресения Его стало эфирным. Против этого выступили отцы вышеупомянутого собора:

«Если кто говорит, что Тело Господне по Воскресении было эфирным и сферовидным и что такими же будут по воскресении и тела всех [людей] и что по совлечении Господом Своего Тела подобным же образом естество и прочих тел обратится в не-сущее, да будет анафема»128.

4.3.4. Евхаристическая Плоть

Мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос с Пречистою Своею Плотию, «возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца», о чем читаем и поем в наших молитвах ежедневно в Символе Веры. Однако понять, как человеческое Тело пребывает в Боге, где оно пребывает, мы не можем. Но православие утверждает это.

«...тело Господа и после вознесения называлось телом».

И далее:

«Тело и ныне есть Тело Господне, которое не преложилось в Божественное естество, но Божественной славы исполнилось»129 (Блаженный Феодорит Киррский)

То же и у Псевдо-Афанасия (что не уменьшает истинности сказанного):

«[Христос] восшел на небо [и] сидит в том же Теле со славою одесную Отца [и] в том же Теле грядет судить живых и мертвых»130.

Итак, Тело Христово и Плоть Его есть, по учению Православной Церкви, человеческие тело и плоть, но преображенные божеством Сына Божия бессмертны, нетленны, исполненны Славы Божией Тело и Плоть Христовы. Это бесконечная перспектива человеческого естества, ибо где Христос, там может пребыть и человек; сколь славно человеческое естество Иисуса Христа, столь славное естество может унаследовать и человек; если Христос победил смерть, страсти, потребности, дебелость плоти, то и человек может; но только во Христе это по ипостасному соединению, т.е. от Его Божественной сущности, а в человеке – по причастию благ, по благодати Божией, по Его воле. Вот какова перспектива. Вот как христология переходит в антропологию.

Еще одно значение Тела и Плоти Христовой есть Евхаристия.

В евхаристическом значении, как мы видели, Сам Господь именует и Тело Свое, и Плоть Свою, причем у «синоптиков» именуется «Тело», а у Иоанна Богослова «Плоть». Как увидим далее, святоотеческое богословие, за редким исключением, принимает оба понятия.

«Веруем, что хлеб, освященный Словом Божиим, претворяется в Тело Божие; Тело же это, которое по своему значению было хлебом, освятилось обитанием Св. Духа, вселившегося в плоть»131 (Святитель Григорий Нисский)

«Ты спрашиваешь, как хлеб становится Телом Христовым? Говорю тебе: Дух Святой приходит и творит сие – то, что выше слова и разумения»132, – учит преподобный Иоанн Дамаскин. И далее:

«...Не простой хлеб, но соединенный с Божеством; Тело же, с Божеством соединенное, – не одно естество: но одно [естество у Него] Тела, другое – соединенного с ним Божества, ибо то и другое вместе – не одно естество, но два»133.

«Два естества в преложившемся от нас Теле Христа, неразлучно соединенные по ипостаси. И причащаемся мы двух естеств: Тела – телесно, Божества – духовно»134 (Он же)

«Тело и Кровь суть Христовы, идущие в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истребляясь, не в нижний проход уходя... но в нашу сущность и соблюдение»135 (Он же)

Так же и о Плоти Его учат:

«Евхаристия есть плоть Спасителя нашего»136 (Священномученник Игнатий Богоносец (Антиохийский))

«Для всех уверовавших... Себя распространил посредством плоти, чей состав из хлеба и вина... чтобы человек чрез приобщение к бессмертию стал причастником нетления»137 (Святитель Григорий Нисский)

«Так приступаем мы к таинственным благословениям и освящаемся, делаясь причастниками святого Тела и честной Крови... И не как простую плоть приемля... но как истинно животворящую и Его Слова собственную»138 (Святитель Кирилл Александрийский)

Как видим, Плоть Его не исключена из божественного существа. Однако у некоторых отцов мы встречаем понимание плоти как только земного в противовес небесному.

«Не одно и то же [тело и плоть]; не можем небесное назвать плотью, но телом именуем»139 (Адамантий)

Таким образом, Его воскресшее Тело, Его Божественная Плоть и Кровь в силу единства с человеческим естеством – ибо от человеков Тело Его и Плоть, – и в силу Своей Божественности спасительно человеку. По вере, в Таинстве Евхаристии человек, вкушая телесно Его Тело и Кровь Его, тем самым приобщается через Него к Божеству духовно-телесно. Однако тайна эта остается Тайной.

Евхаристия раскрывает перед нами не только умозрительно, но и деятельно путь причащения нашего тела и плоти к Его Телу и Плоти, т.е. путь духовно-телесного феозиса, обожения и воскресения.

4.4. Посмертная участь тела и плоти человека

Смерть разлучает тело и душу. После смерти у тела свое собственное бытие, но связь с душою сохраняется до Страшного Суда, до Второго Пришествия Христа. Однако тело после смерти истлевает, т.е. разлагается и исчезает как физическое, биологическое, физико-химическое тело. Вещества, входящие в состав человеческой плоти, переходят в иные состояния, поэтому сама материя, конечно, не исчезает. Но тело как организация, как генотип, как образ, как индивидуальность сохраняется и сохраняется душою. Исходя из вышеприведенного различения тела и плоти, справедливо будет сказать, что тело сохраняется душою и сохраняется духовно, а плоть исчезает – «прах возвращается в прах».

4.4.1. Воскресение тел

При гласе трубы архангеловой по воле Создателя души вновь получат тело, войдут в свои тела. Все люди телесно воскреснут.

«Уповаем заново обрести свои умершие и в землю вверженные тела»140 (Мученик Иустин Философ)

«Восстанет это тело, хотя и не останется немощным, но восстанет все то же, и вот какое: нетлением одетое, изменится наподобие железа, которое, приобщившись огню, само огнем соделывается... итак, восстает то самое тело, но не остается тем же, а пребывает вечным и уже не имеет нужды ни в пище сей для жизни, ни в лестницах для восхождения; духовным становится оно, чем-то дивным – таким, что и сказать по достоинству не можем»141 (Святитель Кирилл Иерусалимский)

«Каково тело смирения нашего?.. оно есть то, что от земли... преображение не переведет нас в иное некое естество: будем те же, кто есть, т.е. человеки, но только несравненно лучшие – нетленные и негибнущие и притом прославленные»142 (Святитель Кирилл Александрийский)

Становится понятным, что тело человеческое воскреснет тем же телом, что и было при жизни человека. Тем же – это значит, по учению отцов, что у тела будут тот же образ, та же узнаваемая индивидуальная природа. Образ телесный, или индивидуальность, которая будет воскрешена в теле, не принадлежит самому телу, но является частью души, ее связью с телом.

Душа после смерти хранит образ тела или, лучше сказать, является сама (отчасти) образом тела. Воскресение тела будет, таким образом, воссоединением тела с его душой (и только его душой).

Вот что утверждает святитель Ириней Лионский:

«Каждому телу будет возвращена его душа»143.

Эту связь между телом и душой глубже отразил Ориген:

«То, что некогда запечатлелось во плоти, будет запечатлено и в духовном теле»144.

И еще:

«...И если естество тела текуче, то образ, запечатлевающий тело, будет у него (у человека. – А.Л.) один и тот же»145.

Под «запечатлевающим образом» надо понимать не только данную человеку «от рождения» индивидуальность, но, что важнее, образ прожитой жизни. Изменяющаяся природа, изменения, которые человек вносит в свой образ тела, есть все последствия поступков, привычек, пороков, добродетелей. Но не всякое событие будет иметь последствие в воскресшем теле. Принципиально отличается в учении отцов воскрешение праведников от воскрешения грешников:

«Итак, все мы восстанем, имея вечные тела, но не все одинаковые. Но если кто праведен, приемлет небесное тело, дабы мог он достойно пребывать с ангелами. Если же кто грешен, восприимет тело вечное, которое способно претерпевать наказание за грехи, содеянные нами не без тела»146 (Святитель Кирилл Иерусалимский)

Телесная участь человека отразит участь духовную: каков дух человека, т.е. какова его духовная суть, такова и участь тела.

«Не всех восстающих тела подобны славе небесных светил и звезд, но лишь благочестиво поживших и воздержных; тела нерадивых, хоть и восстают нетленными, все же лишаются славы небесных»147 (Дидим Александрийский)

«Тела грешников нетленными восстают и бессмертными, но честь эта становится для них средством мучения и наказания: восстают нетленными, чтобы постоянно опаляться; а так как огонь тот неугасимый, то нужны ему и тела, никогда не истощаемые»148 (Святитель Иоанн Златоуст)

Конечно, образ воскресшего тела отражает не только две категории спасенного и наказуемого телесного естества, но и многие характерные признаки и свойства человеческой телесности. Важно подчеркнуть, что запечатлевающееся носит духовно-нравственный характер. То, что носит случайный, непроизвольный смысл, что не имеет личностного смысла, не наследуется и не воскрешено будет в теле.

Следует отметить, что сказанное относится не только к телу, но и к плоти. Так, Тертуллиан замечает:

«Плоть воскреснет, не только вся плоть, но та же самая, и во всей своей целостности»149.

Воскресшее тело праведника не просто будет лишено страданий (вообще спасение не заключается в избавлении от страданий), но приобретет такие качества, которые приблизят воскресшего человека к Воскресшему Христу. Преподобный Макарий Египетский говорит об этом так:

«В воскресении все члены будут воскрешены: и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и огонь, но не разрешится»150.

Это мнение подводит нас к теме обожения человека, но о ней чуть позже.

4.4.2. Воскресивший нас есть Христос

Человек воскресает силою Воскресения Христова. Наше воскресение возможно потому, что Христос воскрес. Потому и наше воскресшее тело будет подобно (у христиан) Телу Христову, но Воскресшему.

«Тело это соделывается сообразным Тому, Кто сидит одесную Отца»151,

– говорит святитель Иоанн Златоуст. Святитель Григорий Богослов говорит о плоти человека, которую Христос возводит к бессмертному образу:

«Он (Христос – А.Л.) воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить»152.

О том, что воскресение людей придет через Христа, говорят согласно все отцы.

«Воскресение наше в Нем уготовляется»153 (Святитель Афанасий Александрийский)

Это учение святых отцов основано на проповедях апостола Павла. Их пафос – в прямой связи христианской веры с воскресением Христа. И воскресением мертвых, т.е. всех нас.

1Кор.15:13–14: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес то и проповедь наша тщетна...

15:22: ...во Христе все оживут.

15:53: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие.

1Фес.4:16: ...мертвые во Христе воскреснут прежде.

Следует понимать, что воскресение в телах – удел всех людей, но воскресение со Христом – удел только тех, кто с Ним умер. Итак, тот, кто с ним умер, с Ним же и воскреснет.

«Начаток воскресения от Одного на все человечество распространяется»154 (Святитель Григорий Нисский)

Святитель Иоанн Златоуст утверждал:

«...Общее воскресение, участниками которого явятся и нечестивые»155.

И в другом месте:

«Воскресения... вкусят все... но не все в славе будут»156.

Мы каждый день проповедуем в Символе Веры «воскресение мертвых», а в литургии святого апостола Иакова говорится более категорично:

«...верую в воскресение всех мертвых»157.

Итак, воскресение тела ждет нас в будущем веке, т.е. во Втором Пришествии Христа Бога Нашего. Воскресение наше совершено Сыном Божиим через Его Воскресение. Эта небесная перспектива, открытая нам, нашему телу и плоти, по сути своей божественна и спасительна, ибо от Бога нам подана и к Богу приводит. В этом смысле воскресение тел наших уже на земле может быть наследовано нами через Церковь, Которая есть Его Тело.

«Христово Воскресение, происшедшее из Его крестного страдания, содержит тайну воскресения всего тела Христова [т.е. Церкви]»158 (Ориген)

В завершение темы телесного воскресения (далеко не исчерпанной) приведем таинственное пророчество преподобного Максима Исповедника:

«Тогда [во Втором Пришествии] и человек, как часть с целым и как малое с великим, совоспрянет с миром, получив обратно силу непреходящего нетления. Тогда <...> тело уподобится душе и чувственное – умопостигаемому, благодаря ясному и деятельному присутствию во всем и каждом соразмерно проявляющейся божественной силы...»159

4.4.3. Обожение телесное

Обожение как высшее, хотя и беспредельное бытие человека, бытие в Боге и с Богом – тема не только антропологическая, но мы должны ее коснуться, так как проблема духовного обожения не всегда разрешается на телесном, плотском уровне. Антитеза телесному обожению исходит из послания к коринфским христианам святого апостола Павла:

1Кор.15:50: Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

Этот стих понимается Церковью, во-первых, как утверждение примата духа над плотью, а во-вторых, «плоть и кровь» как синоним греховного. Плоть и кровь – как источник плотских побуждений и грехов. «Не наследует» Царства Небесного непреображенное тело, не очищенная от тления плоть.

«Тело наше, в том виде, как оно теперь есть, – грубое... негоже для Царствия Божия. Если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи... Надобно облещись в нетленное тело, и тогда войти в царство, если достоин того»160, – так, выражая святоотеческую точку зрения, толкует это место апостольской проповеди святитель Феофан Затворник.

Под Воскресением Христовым Церковь понимает, как мы видели, Воскресение Его Тела и Его Плоти. К этому преподобный Иоанн Дамаскин прибавляет:

«Так мыслим и происшедшее (вследствие воплощения Слова – А.Л.)обожение плоти»161.

«Говорим об обожении плоти и [ее] соединении с [Божиим] Словом...»162.

Через Христа человек может достигнуть обожения своего с телом и плотью. И это уже открыто нам в телах святых:

«Святые и при жизни были исполнены Духа Святого, а по их кончине благодать Духа Святого неизменно присуща и душам, и телам в гробницах»163 (Преподобный Иоанн Дамаскин)

И даже при жизни в телах святых совершается обожение, хотя и временное. Это мы можем увидеть из беседы Мотовилова с преподобным Серафимом. То же встречаем и в житиях других святых. В «Отечнике» рассказывается об авве Силуане, у которого «однажды лицо и тело озарились светом, как у ангела»164. Свет, сияющий в теле, в плоти святых, является видимым действием божественной силы, благодати Святого Духа.

«Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества... (которая) прибывает к телу, но изнутри, благодаря превосходящему ум неизменному обожению человеческой плоти...»165 (Преподобный Иоанн Дамаскин)

О сиянии световидности обоженного тела пишет и преподобный Макарий Египетский:

«В воскресении все члены будут воскрешены: и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не разрешится»166.

Таким пламенным утверждением о теле и плоти человека, силою Бога очищенных, преображенных в нетленную природу, обоженную, приближенную, насколько это возможно человеку, к Божеству, можно завершить (в первом приближении) тему догматического учения о теле.

Антропологический анализ требует от нас рассмотрения еще двух тем: духовно-аскетическое значение телесности человека; психофизиологический и гносеологический аспекты телесности.

4.5. Понятия «тело» и «плоть» в аскетике

В теме телесности в аскетике, конечно, нет однозначности. Тело и плоть, во-первых, противостоят душе и противятся обладанию всем естеством; а во-вторых, помогают им овладеть. Тело и «друг» и «враг», как писал святитель Григорий Богослов:

«Плоть – мой враг и друг; приятная война... неукротимый зверь... Это ласковый враг и коварный друг»167.

И это не эмоциональный возглас изнемогающего в труднейшей борьбе аскета, а резюме общего опыта, восходящего к Священному Писанию:

Гал.5:17: Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся...

4.5.1. Противоположность плоти и духа

В духовной деятельности человека его тело и плоть действительно противостоят духу и уму, и это противостояние может отрицательно сказываться на духовной и умственной деятельности человека. Но это влияние не свойственно природе тела, а является следствием порочных страстей и привычек.

«Чем больше утучняешь свою плоть, тем более строгую уготовляешь темницу душе своей»168 (Святитель Василий Великий)

«Покаемся в злых делах, которые совершили при содействии плоти»169 (Святитель Климент Римский)

Душа порочная вовлекается в грех. Существо порока в том, что душа вместо добродетели влечется к пороку и любит плоть.

«Ненавидит душу плоть... ибо та мешает ей пользоваться наслаждениями... душа любит ненавидящую ее плоть и члены»170.

«Тело не соглашается жить без удовлетворения нужд его, пока окружено тем, что служит к наслаждению и расслаблению. И ум не может удержать его от этого, пока оное тело не будет устранено от всего производящего расслабления»171 (Преподобный Исаак Сирин)

Противоположность духовного и телесного, плотского понимала и русская философия.

«Плоть есть животность возбужденная, выходящая из своих пределов <...> плоть... сильна только слабостью духа...»172 (В.С. Соловьев)

Здесь весьма уместно говорить именно о плоти, а не о теле. Тело сделалось в грехопадении плотью.

«Когда человек пал, душа расслабела, потеряла власть над собою, ниспала в плоть и слилась с нею, слилась до того, как бы и сознавать себя стала не иначе, как в плоти и через плоть»173. (Святитель Феофан Затворник)

Итак, тело (и плоть) противостоит духу в трех действиях:

– во-первых, естественные потребности тела забирают на себя много сил и времени человека. Если стремиться к максимально полному удовлетворению этих потребностей, то духовной деятельности почти ничего не достанется;

– во-вторых, тело и плоть содержат великое множество порочных привычек и навыков, которые не просто мешают душе, но активно унижают душу, вовлекая ее в пучину страстей;

– в-третьих, плоть препятствует духовному зрению, видению духов, созерцанию Божества. Плоть является для духа «завесой» (Евр. 10:20).

4.5.2. Тело – орудие духа

Тело не только противник духа, но и его соратник. Священномученик Мефодий Патарский писал:

«...Тело... содействует душе»174.

«Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ея во вне в настоящем мире. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души»175 (Святитель Феофан Затворник)

Тело – исполнитель духовного замысла. Это верно как в отношении греха, так и в отношении подвига. Если человек постится, то страдает тело, передавая страдания душе. Если человек трудом и бдением подвизается Богу, то именно тело несет эти труды. Тело творит поклоны, доставляя душе пользу от них. Тело терпит холод, голод, зной, дождь, наконец, самые мучения (у мучеников). Не будь у человека возможности телесного аскетического опыта, трудно было бы найти иную столь благодатную почву для подвига.

«[Ангел] неспособен к покаянию, потому что бестелесен, человеку же покаяние достается по немощи тела»176 (Преподобный Иоанн Дамаскин)

Тело служит не только источником смиряющих страданий, но и передает душе состояния, соответствующие специфическим движениям, навыкам, позам, жестам. Это так называемый язык поз и жестов, который используется не только для передачи информации, но и сам оказывает влияние на пользующегося им.

Мы не сможем понять, какое значение имеют знамение креста и поклоны в церковно-аскетической практике, если не вдумаемся в тот факт, что поза тела или телесное действие оказывают на душу специфическое воздействие. Более того, форма поклона и его качество по-разному будут воздействовать на душу, и все это должно стать предметом самого пристального антропологического анализа.

Тело может оказаться ценнейшим и изощреннейшим орудием духа в руках опытного аскета.

«Телесные делания... действуя неразлучно с душевными, суть самые сильные, помогающие тем душевным средствам (вниманию, бодренности, трезвению)...»177 (Святитель Феофан Затворник)

Однако высшая аскетика, чистая молитва, умное делание, исихия превосходят ступень телесных упражнений:

«В меру возможности унижая собственные действия тела, исихасты прекращают свою сопоставительную, перечислительную и разную другую познавательную работу душевных сил, всякое чувствительное восприятие и вообще всякое произвольное телесное действование, а всякое не вполне произвольное, как, например, дыхание, они ограничивают в той мере, в какой это зависит от нас»178 (Святитель Григорий Палама)

«Совершеннейший боговидец Илия разрешил молитвой многолетнюю засуху, прислонив голову к коленям и таким образом прилежно введя свой ум вовнутрь его самого и в Бога [3Цар.18:42179 (он же)

Таким образом, по мере духовного возрастания тело из врага становится сначала другом и помощником, а затем «молчаливым свидетелем» духовных созерцаний души, при этом участвуя в принятии благодати Духа.

4.6. Психологический анализ телесности

С телом у человека связано много психических содержаний: состояния, навыки, установки, ориентация, самочувствие, страхи, удовольствия и страдания. Эти содержания могут быть как сознательными, так и подсознательными. По-разному человек относится к своему телу, по-разному в его сознании участвуют тело и плоть.

4.6.1. Тело в сознании человека

Взаимоотношение души и тела сказывается и в том, что тело может оказывать доминирующее влияние на душу как в подсознательном, так в сознательном опыте. Грех, как правило, подчиняет сознание телу, плоти. Наоборот, святость восстанавливает независимость сознания, его свободу от тела.

«У Святых Божиих тело действительно становилось орудием для высших целей. Они тело... считали как бы лицом сторонним... это значит, что тело у них отделялось от их личности и сорастворение сознания с ним прекращалось»180 (Святитель Феофан Затворник)

Тело осознается как сложная форма, как структура, где отдельные элементы занимают свое специфическое место. Так, например, голова находится на вершине тела, а глаза – в верхней части головы. А голод мы ощущаем в животе, под «ложечкой». Мы не различаем критически эти навыки, а между тем без них жить не можем. Наше видение мира построено на том, что наши глаза находятся на определенном расстоянии от земли. Эта величина, т.е. высота глазомера, входит подсознательной единицей во все наши ориентации. Другой пример. Двигаясь в полной темноте, мы можем твердо знать расположение предметов по легкому прикосновению к ним любой частью тела. Имея лишь отрывочные сведения о положении предметов, мы автоматически достраиваем в мыслях всю картину, исходя из размеров и пространственного положения своего тела. Само тело, таким образом, является структурой образующей пространственную ориентацию.

Кроме того, мы воспринимаем свое тело как нечто внешнее по сравнению с внутренним самонаблюдением. Но здесь человек в своем сознании наблюдает два образа себя самого: первый – «я внутри тела», второй – «я – это мое тело».

Последний образ характерен для осознания себя в окружающем мире. Когда мы ориентируемся в окружающей обстановке, образ и «я» практически совпадают и мы идентифицируем себя со своим физическим телом.

Совсем другая картина наблюдается, когда мы осознаем свой внутренний мир, свои ощущения, работу органов чувств, боль. В этом случае «я» оказывается внутри моего тела, внутри некоей одежды, которая есть тело. Так появляется «внутренний человек»181. Как бы ни воспринималось это понятие, «внутренний человек» – это «я» внутри тела.

Таким образом, тело – сложное морфологическое образование в душе человека – осознается в зависимости от уровня самого восприятия трояко. Во-первых, как образ и форма личности в сознании макрообъектов («я» в мире); во-вторых, как сложная структура: органы, протяженность в сознании предметов, их размеры и ориентировка среди них в масштабах, сопоставимых с размерами тела (комната, двор); в-третьих, как внешняя оболочка, внутри которой есть «я».

4.6.2. Плоть в сознании человека

Исходя из того, как мы понимаем термин «плоть», можно выделить в эмпирике сознания характерные содержания. Так, например, чувство общей усталости или, наоборот, бодрости, боли или удовольствия, голода или насыщения могут осознаваться как имеющие конкретную точку приложения (рука, нога, желудок и пр.), так и принадлежащие всему телу. При этом плоть не осознается как нечто отдельное от тела. Однако плоть не имеет принадлежности к пространству вне тела, но только внутри его. Плоть аморфна в своих проявлениях и не осознается как отдельные явления, но имеет громадное влияние на душу и тело. Плоть в этом смысле есть непременное условие телесной жизни. Плоть также постоянное давление на душу человека, ибо главные побуждения телесности источает плоть. Плоть по своему естеству и по своей (навязанной ей) привычке, которая привнесена воспитанием или пороком, влечет душу ко греху.

Плоть – это наиболее «темное» место в душевной жизни человека, наиболее темный слой. Темный в смысле проникнутости сознанием. Плоть осознается и познается опосредованно, через тело, выражаясь в психических формах телесности. Например, когда человек чувствует голод, он говорит: «сосет под ложечкой». Когда хочет спать – «слипаются глаза» и т.д. Эти привычные состояния являются только символами процессов, осознать которые напрямую, непосредственно нам не дано.

Плоть, таким образом, составляет область бессознательного. Тело может осознаваться, но чаще всего оно относится к бессознательному или подсознательному.

* * *

75

hom. in Ac. 9:1 (Беседы о перемене имен – на Деяния Апостолов 9:1) 2.3 (М. 51.129).

76

p.e. (Приуготовление к Евангелию) 7.8 (М. 21.321А).

77

Gen. (Толкование на кн. Бытия: фрагменты) 2:8 (М. 33.1566А).

78

de mont. (О горах Синайской и Сионской) 4 (М. PL. 4. 992Bf).

79

Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Григория Паламы. С.174–175.

80

Там же.

81

Там же. С.168.

82

Там же. С.245.

83

Ириней Лионский, святитель. Творения, кн.5, гл.III.

84

gent. (Слово против язычников) 33 (М. 25.65В,С).

85

hom. in Mt.7:14 (Беседа на Мф.7:14) (М. 51.41).

86

epp. (Письма) 4.1 (М. 79. 548D).

87

epp. (Письма) 4.204 (М. 78.1292В).

88

Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.202.

89

Цит. по: Кураев А. диакон. Раннее христианство и переселение душ. С.202.

90

d.n. (О божественных именах) 4.27 (М. 3.728D).

91

Цит. по: Позов А. Сын Человеческий. С.85.

92

Русская религиозная антропология. Т.2. С.309.

93

Но если быть точным, то и в плоти, как мы ее определяем, есть элементы индивидуального бытия, ибо многие эндокринные, гормональные и нейрофизиологические особенности оказывают существенное влияние на формирование индивидуальности человека.

94

Цит. по. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Григория Паламы. С.169.

95

dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А).

96

eran. (Собиратель) 2 (М. 83.108А).

97

1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:50 (М. 74. 912В).

98

Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.168.

99

Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.244.

100

leg. (Ходатайство за христиан) 31.2 (М. 6.961С).

101

str. (Строматы) 4.26 (GCS vol. 15,1906 р. 321.14; М. 8.1373В).

102

princ. (О началах) 4.4f (GCS vol. 22, 1913 р. 269. 19, 270. 9; М. 11.324 В, 325А).

103

2 hom. (Беседа о расслабленном при купели) 17 (М. 33.1152В).

104

Творения. Т.4. Кн.1. СПб 1898. С.206.

105

4 str. (Строматы) 6.6 (GCS vol. 15, 1906 р. 458.3; М. 9.273 С).

106

Ar.3 (Против ариан. Слово 3-е) 30 (М. 26. 388 С).

107

Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48.

108

ep. Epict. (Послание к Епиктету) 7 (М. 26.1061В).

109

fid. cap. (12 глав о вере) 12 (М. 10.1128 А).

110

haer. (Пять книг против ересей) 3.22.2 (М. 7. 957А).

111

Eun. (Против Евномия) 6 (М. 45. 713 А).

112

epp. (Послания) 4 (М. 77. 48 А).

113

eran. (Собиратель) 3 (М. 83. 237 В).

114

Cels. (Против Кельса) 3.25 (GCS vol. 2,1899 р.222.4; М. 11.952А).

115

1Cor. (Толкования на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:3–4.

116

Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48.

117

fid.cap. (12 глав о вере) 2 (М. 10.1133А).

118

Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.36 (GCS vol. 10,1906 р.210.1; М. 14.372 В).

119

hod. (Путеводитель) 23 (М. 89.300 В).

120

Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры святителя. С.177–241.

121

Цит. по преп. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты. С.321.

122

inc. et c. Ar. (О явлении во плоти Бога Слова и против ариан) 12 (М. 26.1004В).

123

eran. suppl. (Доказательства на основании умозаключения, что Бог непреложен) 10 (М. 83.3280).

124

eran. (Собиратель) 2 (М. 83.168С).

125

hom. (Беседы на Евангелие от Матфея) 82.2 (М. 58.740).

126

epp. (Послания) 45 (М. 77.236В).

127

Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о смерти, С.311,312.

128

CCP (543) anath. (Анафематизмы Константинопольского собора 543 г.) О (L 1364).

129

eran. (Собиратель) 2 (М. 83.165А, 168А).

130

interpr. (Изъяснение символа веры) (М. 26.1232В).

131

or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.96D).

132

f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94.1141А).

133

Там же (1149В).

134

imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 3.26 (М. 94.1348В).

135

f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94. 1152А).

136

Smyrn. (Послание к Смирнянам) 6.2 (L 1226).

137

or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.97В).

138

epp. (Послания) 17 (М. 77.113С).

139

dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А).

140

1 apol. (Апология 1-я) 18.6 (М. 6.356В)

141

Catech. (Огласительные слова) 18.18 (L 1363).

142

1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:51 (М. 74. 913А).

143

fr. (фрагменты) 12 (М. 7.1236А).

144

sel. in Ps. (Из Оригеновых толкований на Псалмы) 1:5 (М. 12 1096В).

145

Там же (1093В).

146

Catech. (Огласительные слова) 18.19 (L 1363).

147

1 Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:41 (L 1363).

148

res. inert. (Беседы о воскресении мертвых) 8 (М. 50.430).

149

Цит. по Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.95.

150

Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. 15.10.

151

hom. in Phil. (Беседы на Послание к Филиппинцам) 13.2 (М. 62.279).

152

Цит. по: преподобный, Творения. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты, с.321.

153

Ar. 2 (Против ариан. Слово 2-е) 63 (М. 26.100 С).

154

or. catech. (Большое огласительное слово) 16 (М. 45.52 С).

155

hom. in Jo. (Беседы на Евангелие от Иоанна) 45.2 (М. 59.253).

156

hom. in Thess. (Беседы на 1 Послание к Фессалоникийцам) 7.1 (М. 62.436).

157

Lit. Jac. (Литургия апостола Иакова) (L 123).

158

Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.35 (GCS vol. 10,1903 р.209.32; М. 14.372В).

159

Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1, С.168.

160

Творения. Толкования... на 1 посл. К Кор... С.597.

161

f.o. (Точное изложение православной веры) 3.17 (М. 94.21В).

162

Там же 4.18 (1184В).

163

imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 1.19 (М. 94.1249В).

164

Отечник. С.362.

165

Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григорий Палама. С.245

166

Духовные беседы. Б.15,10.

167

Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.149.

168

hom. in Ps.. (Беседы на Псалмы) 29 (М. 29.320 С).

169

2 Cor. (2-е Послание к Коринфянам) 8:2 – L 1225.

170

Diogn. (Послание к Диогнету) 6.5 f (L 1224–1225).

171

Исаак Сирин. М.: Слова подвижнические. Сл.21. С.85.

172

Соловьев В. Собр. соч. Т.1. С.141.

173

Начертание христианского нравоучения. С.326.

174

Мефодий Патарский, священномученик. Творения, С.181–183.

175

Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения, С. 325–326.

176

f.o. (Точное изложение православной веры) 2.3 (М. 94.868В).

177

Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению, С.206.

178

Григорий Палама, святитель. Триады, 1,2, С.48.

179

Там же, 1,2. С.51.

180

Начертание христианского нравоучения в защиту священнобезмолствующих. С.328,329.

181

«Внутренний человек» есть, по нашему мнению, результат психологической защиты. Будучи психически слабым, человек скрывается в своей телесности. Психическая слабость (в этом смысле) может быть понята по-разному: как страх перед чем-то внешним и как неумение разрешить какую-то ситуацию. Очень часто человек от ряда неудач, как говорится, уходит в себя, уходит «во внутреннюю эмиграцию». Еще говорят о таком состоянии: «втянул голову в плечи», закрыл лицо руками, закрыл глаза, отвернулся. Все это телесные способы «скрыться» внутри тела. Они, конечно, условны, но как часто мы их используем, как часто, «убегая» внутрь себя, мы на самом деле отгораживаемся от видимого нами мира. Появление «внутреннего человека» связано с грехом. Именно тогда, когда человек утратил духовную силу первозданного человека, когда «одежды света» грехом Адама были погашены, тогда душа, ощутив свое сиротство, свою бедность, одиночество свернулась, спряталась внутрь того, что некогда превосходила – телесный свой дом. Но, уйдя внутрь, душа укрепилась и обосновалась там, как в убежище, оценив с благодарностью к Богу силу телесного заступничества. Смерть, одна лишь смерть угрожает лишить «внутреннего человека» его телесной защиты.

Комментарии для сайта Cackle