Откровение помыслов

***

Открове́ние по́мыслов — один из важ­ней­ших аспек­тов аске­ти­че­ского дела­ния; рас­кры­тие духов­нику содер­жа­ния своих помыс­лов, страст­ных вле­че­ний, сомне­ний в целях дости­же­ния спа­се­ния.

***

Если христианин участвует в Таинстве покаяния, во время богослужения, где исповедует свои грехи, а затем очищается от грехов, то для чего ему дополнительно раскрывать свои помыслы?

Таин­ство Пока­я­ния и дей­стви­тельно пред­по­ла­гает рас­кры­тие перед лицом свя­щен­ника личных грехов. Однако в рамках этого Цер­ков­ного Таин­ства веру­ю­щий сооб­щает не о всех своих грехах (кото­рых не счесть), и тем более не о всех своих помыс­лах.

В ряде слу­чаев это бывает трудно реа­ли­зо­вать даже тех­ни­че­ски, напри­мер, если в храме при­сут­ствует боль­шое коли­че­ство веру­ю­щих при неболь­шом коли­че­стве свя­щен­ни­ков.

Опять же, при неко­то­рых обсто­я­тель­ствах греш­нику тре­бу­ется ско­рей­шее или даже немед­лен­ное рас­кры­тие внут­рен­них помыс­лов перед духов­ни­ком. В мона­сты­рях, где, соб­ственно и прак­ти­ку­ется прак­тика откро­ве­ния помыс­лов, это прак­тика выпол­нима ввиду близ­кого место­на­хож­де­ния духов­ника или, по край­ней мере, иного духовно опыт­ного лица. 

Прак­тика откро­ве­ния помыс­лов под­ра­зу­ме­вает опре­де­лен­ную духов­ную муд­рость, доб­ро­де­тель­ность, опыт­ность настав­ника. Иногда от духов­ника тре­бу­ется не только муд­рость и опыт, но и про­зор­ли­вость.

Осо­бого отно­ше­ния и реше­ний тре­буют вопросы подвиж­ни­ков, свя­зан­ные с напа­де­ни­ями демо­ни­че­ских сил, неви­ди­мой духов­ной борь­бой. В обла­сти этих вопро­сов даже и опыт­ные старцы, не раз лично испы­ты­вав­шие на себе вли­я­ние темных духов, затруд­ня­ются дать без­оши­боч­ный удо­вле­тво­ри­тель­ный совет. Что же можно ска­зать о неопыт­ных?

Кроме того, откро­ве­ние глу­бин­ных помыс­лов, каса­ю­щихся сугубо личных пере­жи­ва­ний, под­ра­зу­ме­вает высо­кую сте­пень дове­рия духов­нику с одной сто­роны и знание духов­ни­ком осо­бен­но­стей своего духов­ного чада с другой. Сто­рон­нему чело­веку, пусть даже и муд­рому, бывает сложно понять, оце­нить и наста­вить того чело­века, с кем он прежде был незна­ком (в глу­бо­ком пони­ма­нии этого слова). Ещё более затруд­ни­тельно — сде­лать это за отно­си­тельно корот­кий отре­зок вре­мени, в рамках Таин­ства Испо­веди.

Нако­нец, откро­ве­ние помыс­лов не сле­дует урав­ни­вать с испо­ве­дью ещё и потому, что по своему зна­че­нию, помимо про­чего, оно может слу­жить под­го­то­ви­тель­ной сту­пе­нью к Таин­ству Испо­веди. Пред­ва­ри­тельно откры­вая помыслы духов­нику и свое­вре­менно полу­чая от него необ­хо­ди­мые реко­мен­да­ции, бла­го­сло­ве­ния, чело­век и к бого­слу­же­нию вообще, и к Таин­ству Пока­я­ния в част­но­сти при­сту­пает более под­го­тов­лен­ным.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки