Духовни́к

См. раздел О ДУХОВ­НОМ ОТЦЕ

***

Духов­ни­ком (в Пра­во­слав­ной Церкви) — 1) свя­щен­ник как пас­тырь, совер­ши­тель таин­ства пока­я­ния; 2) духов­ный настав­ник; 3) особое долж­ност­ное лицо в мона­стыре, в обя­зан­но­сти кото­рого входит духов­ное руко­вод­ство бра­ти­ями (сест­рами) на пути ко спа­се­нию (основ­ной обя­зан­но­стью такого духов­ника явля­ется пас­тыр­ское попе­че­ние о насель­ни­ках мона­стыря и их духов­ном состо­я­нии; он спо­соб­ствует тому, чтобы все насель­ники мона­стыря неопу­сти­тельно про­хо­дили испо­ведь и при­об­ща­лись Святых Хри­сто­вых Тайн; для насель­ни­ков весьма полезны также беседы духов­ника в част­ном виде, кото­рые помо­гут глубже уяс­нить им смысл мона­ше­ского пути).

***

Духов­ник

Кан­ди­дат бого­сло­вия, пре­по­да­ва­тель Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной ака­де­мии, про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов


Веду­щая. Кто такой духов­ник, для чего он нужен, и обя­за­тельно ли каж­дому веру­ю­щему чело­веку иметь своего духов­ника?

Отец Алек­сандр. Вопрос о духов­нике, или духов­ном отце, очень сложен, и в гра­ни­цах нашей пере­дачи дать какой-то исчер­пы­ва­ю­щий ответ на этот вопрос доста­точно сложно. Поэтому я обращу вни­ма­ние наших теле­зри­те­лей на несколько тем, кото­рые мне пред­став­ля­ются наи­бо­лее важ­ными.

Первое: кто такой духов­ник? Духов­ник руко­вод­ствует и настав­ляет чело­века в его духов­ной жизни, в деле спа­се­ния. Понятно, что духов­ник в первую оче­редь должен сам обла­дать духов­ным опытом. Он также должен обла­дать уме­нием пере­дать этот опыт другим людям. Не каждый свя­щен­ник может быть духов­ни­ком. За это не стоит упре­кать свя­щен­ни­ков, потому что научиться быть духов­ни­ком невоз­можно ни в семи­на­рии, ни в ака­де­мии, это не дается чело­веку в Таин­стве Свя­щен­ства. Это, своего рода, харизма, некая спо­соб­ность. Такой спо­соб­но­стью обла­дает далеко не каждый чело­век, поэтому лучше вовсе остаться без духов­ника, нежели выбрать себе в духов­ные настав­ники чело­века, кото­рый этой спо­соб­но­сти не имеет, чело­века мало­опыт­ного в духов­ной жизни. Для того чтобы быть веду­щим, для того чтобы вести за собой кого-то, надо знать цель, к кото­рой ты ведешь этого чело­века. Надо знать также дорогу, кото­рая ведет к этой цели. Вести надо туда, где ты уже сам бывал, в про­тив­ном случае, полу­чится, по словам Христа: «Если слепой ведет сле­пого, то оба они упадут в яму».

Второе: сфера дея­тель­но­сти духов­ника – это исклю­чи­тельно духов­ная, рели­ги­оз­ная жизнь чело­века. Духов­ник – это не оракул, не стоит зада­вать ему вопросы, кото­рые вне его ком­пе­тен­ции. Духов­ник не решает вопросы семей­ного бла­го­по­лу­чия, вопросы, свя­зан­ные с про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью людей, со здо­ро­вьем и так далее. Если духов­ник опыт­ный, то его советы могут быть авто­ри­тет­ными только в обла­сти духов­ной жизни. По всем осталь­ным вопро­сам он может, как и всякий чело­век, выска­зы­вать свое соб­ствен­ное суж­де­ние, но это не значит, что его мнение будет пра­виль­ным. При­веду такой пример: многие люди выби­рают себе в каче­стве духов­ного настав­ника пред­ста­ви­теля мона­ше­ству­ю­щего духо­вен­ства. Они при­ез­жают к нему в мона­стырь и начи­нают зада­вать вопросы о том, как посту­пить в той или иной жиз­нен­ной ситу­а­ции. Напри­мер: как нала­дить семей­ную жизнь и вза­и­мо­от­но­ше­ния с супру­гом или как нала­дить бизнес, или как вос­пи­ты­вать детей? Ну, ска­жите, что монах в этом пони­мает? Что монах пони­мает о том, как вос­пи­ты­вать детей, даже если он святой чело­век? Надо спра­ши­вать у мно­го­дет­ной матери, а не у монаха – это совер­шенно есте­ственно. Если духов­ник неопыт­ный, то он может насо­ве­то­вать такого, что, если чело­век все серьезно вос­при­мет, то он может себе просто жизнь иска­ле­чить. Кому и на ком жениться, кому раз­во­диться, кому при­ни­мать мона­ше­ство, кому ухо­дить со свет­ской работы и при­ни­мать свя­щен­ный сан, у каких врачей лечиться или вовсе не лечиться, какое обра­зо­ва­ние давать детям и тому подоб­ное. Если вос­при­ни­мать все эти реко­мен­да­ции, как голос с неба, то тогда можно наде­лать много бед, но к духов­нику и не надо обра­щать такие вопросы – это не его сфера дея­тель­но­сти.

Третье: когда чело­век ста­но­вится членом цер­ков­ной общины, он должен не духов­ника искать, он должен искать Христа. А для того чтобы обре­сти Христа в своем сердце, каких-то особых реко­мен­да­ций и сове­тов не надо – в Еван­ге­лии все напи­сано. На прак­тике про­ис­хо­дит совер­шенно обрат­ное. Люди кочуют из одного мона­стыря в другой, пыта­ются найти где-то особую духов­ность, особую бла­го­дать. Они заняты поис­ками старца, кото­рый решит все их про­блемы, отве­тит на все их вопросы, и при этом забы­вают, а, может, и вовсе не знают такие люди, слова свя­того Гри­го­рия Бого­слова о том, что пере­мена места не при­бли­жает нас к Богу. Гос­подь совер­шенно ясно в Еван­ге­лии сказал, что Цар­ство Небес­ное – оно не в Иеру­са­лиме, не на Афоне, оно – в сердце чело­века. Для того чтобы обре­сти это Цар­ство в своем сердце, доста­точно регу­лярно ходить в храм, испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться и испол­нять то, что велит Гос­подь: жить согласно Его запо­ве­дям. Тогда чело­век обря­щет тот «дух мирен», на кото­рый Сера­фим Саров­ский ука­зы­вал как на цель хри­сти­ан­ской жизни. Если этот дух будет жить в чело­веке, если он будет дей­ство­вать в чело­веке, то тогда Гос­подь уже изнутри укажет чело­веку, как ему посту­пать в той или иной жиз­нен­ной ситу­а­ции.

Веду­щая. Озна­чает ли это, что советы духов­ника необя­за­тельны к испол­не­нию? Как быть тогда с цер­ков­ной дис­ци­пли­ной, с послу­ша­нием?

Отец Алек­сандр. Отве­чая на Ваш вопрос, я зачи­таю цитату из интер­вью покой­ного мит­ро­по­лита Сурож­ского Анто­ния. Это интер­вью вла­дыка дал еще в 1999 году, и оно как раз каса­лось зло­упо­треб­ле­ний в прак­тике духов­ни­че­ства. Вла­дыка Анто­ний гово­рит: «Послу­ша­ние не заклю­ча­ется в том, чтобы рабо­лепно испол­нять ука­за­ния свя­щен­ника, даже если они пода­ются в форме сове­тов. Послу­ша­ние — от слова «слу­ша­ние», и цель послу­ша­ния – научить чело­века ото­рваться от соб­ствен­ных мыслей, от соб­ствен­ного отно­ше­ния к вещам и вслу­ши­ваться в то, что гово­рит ему другой чело­век. Здесь начи­на­ется послу­ша­ние, и оно отно­сится не только к цер­ков­ной прак­тике, но ко всем вза­и­мо­от­но­ше­ниям между людьми». Мне, соб­ственно, нечего к этому доба­вить, я могу лишь про­ком­мен­ти­ро­вать. Послу­ша­ние, дей­стви­тельно, не слепое испол­не­ние всего, что гово­рит тебе духов­ник или свя­щен­ник. У каж­дого из нас есть свой взгляд на вещи, у каж­дого из нас свое мнение. Мы всегда счи­таем, что правы мы, а не наши оппо­ненты, так вот, послу­ша­ние – это попытка взгля­нуть на мир гла­зами дру­гого чело­века. Не замы­каться в себе, услы­шать мнение дру­гого, и прав вла­дыка Анто­ний, когда гово­рит, что послу­ша­ние каса­ется не только цер­ков­ной дис­ци­плины. Без послу­ша­ния вообще невоз­можно ника­кое обще­жи­тие, ника­кая общ­ность людей невоз­можна, если мы не будем учи­ты­вать мнение тех, кто рядом с нами. Почему воз­ни­кают кон­фликты? Почему семьи рас­па­да­ются? Потому что люди часто просто не слышат тех, кто рядом с ними. Тем более – в вопро­сах духов­ной жизни. Опи­раться только на свое мнение в духов­ной жизни, на свои пред­став­ле­ния, кото­рые у нас бывают очень иска­жены, неосмот­ри­тельно. Надо послу­шать опыт других людей, может быть, вос­при­нять что-то из чужого опыта в свою жизнь – вот это и назы­ва­ется послу­ша­нием.

Веду­щая. Если нет духов­ника, то перед при­ча­ще­нием при­хо­дится испо­ве­до­ваться у любого свя­щен­ника, кото­рый может быть моложе, а люди, при­хо­дя­щие на испо­ведь, могут быть опыт­нее в духов­ной жизни. Можно ли счи­тать испо­ведь состо­яв­шейся, если свя­щен­ник, при­ни­ма­ю­щий ее, мало­опы­тен в духов­ной жизни?

Отец Алек­сандр. Вопрос о вза­и­мо­от­но­ше­нии между лич­ными каче­ствами свя­щен­но­слу­жи­теля и дей­стви­тель­но­стью тех Таинств, кото­рые он совер­шает, под­ни­мался в Церкви с глу­бо­кой древ­но­сти. Уже в первые века воз­никло такое учение, согласно кото­рому Таин­ство бывает дей­стви­тель­ным только тогда, когда его совер­шает достой­ный по своим мораль­ным каче­ствам свя­щен­но­слу­жи­тель. Если свя­щен­но­слу­жи­тель недо­стой­ный, то и Таин­ства ника­кого не совер­ша­ется. Цер­ковь опро­вергла это учение как ересь, и вот почему: что значит достой­ный или недо­стой­ный? Что под­ра­зу­ме­ва­ется под досто­ин­ством? Ведь каждый чело­век, несмотря на то, какую иерар­хи­че­скую сту­пень он зани­мает, имеет свои недо­статки, сла­бо­сти, огра­ни­че­ния. Если под досто­ин­ством пони­мать некую без­упреч­ность чело­века или его без­греш­ность, то в этом смысле достой­ных людей просто не суще­ствует. У святых отцов часто про­скаль­зы­вает такая идея, что святые – это греш­ники, осо­знав­шие себя, осо­зна­ю­щие себя греш­ни­ками. Все люди грешны, но те люди, кото­рые осо­знают свой грех, при­но­сят Богу пока­я­ние, ста­ра­ются испра­виться, – что-то у них полу­ча­ется, что-то нет, – вот их мы и назы­ваем свя­тыми. Но эти святые все равно греш­ники, все равно люди со своими недо­стат­ками. Прак­ти­че­ски в каждой из молитв чина Литур­гии содер­жится обра­ще­ние свя­щен­но­слу­жи­теля, епи­скопа или свя­щен­ника, к Богу о том, чтобы Гос­подь, несмотря на его личное недо­сто­ин­ство, совер­шил Таин­ство пре­су­ществ­ле­ния. Наи­бо­лее ярко это выра­жено в чине Литур­гии в молитве Васи­лия Вели­кого. Там есть такие слова: «Да не моих ради грехов воз­бра­ниши бла­го­дати Свя­таго Твоего Духа от пред­ле­жа­щих Даров».

Таин­ство совер­шает Гос­подь. Свя­щен­ник не совер­ши­тель Таин­ства, он слу­жи­тель Таин­ства. Он свя­щен­но­слу­жи­тель, а не свя­щен­но­со­вер­ши­тель, и в данном случае личные каче­ства свя­щен­ника не имеют отно­ше­ния к дей­стви­тель­но­сти Таин­ства. Как еще в чет­вер­том веке гово­рил святой Иоанн Зла­то­уст: «Неважно, какой оттиск с печати – золо­той или гли­ня­ный, печать все равно ста­вится оди­на­ко­вая». То же самое отно­сится к Таин­ству Испо­веди. Свя­щен­ник не судья и не сле­до­ва­тель-дозна­ва­тель. Функ­ция свя­щен­ника в Таин­стве Испо­веди, в молитве из этого чина опре­де­лена, как сви­де­тель. «Хри­стос неви­димо стоит, я же только сви­де­тель есть», – читает свя­щен­ник молитву. Это сви­де­тель­ство при Таин­стве Испо­веди мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский срав­ни­вал со сви­де­тель­ством друга жениха, кото­рое бывает на сва­дьбе. Вы знаете, что при заклю­че­нии брака всегда со сто­роны жениха и со сто­роны неве­сты есть сви­де­тель, кото­рый ставит свою под­пись, удо­сто­ве­ряя то, что брак состо­ялся. Дей­стви­тельно, эта парал­лель очень уместна, так как сва­дьба – это радост­ное собы­тие и пока­я­ние чело­века тоже радост­ное собы­тие. Гос­подь гово­рил, что у него больше радо­сти от обра­ще­ния одного греш­ника, от его пока­я­ния, нежели от девя­но­ста девяти пра­вед­ни­ков, не име­ю­щих нужды в этом пока­я­нии. Функ­ция сви­де­теля на сва­дьбе не пер­во­сте­пенна. Он просто сви­де­тель­ствует о том, что брак заклю­чен. То же самое и свя­щен­ник сви­де­тель­ствует об искрен­но­сти каю­ще­гося чело­века. Свя­щен­ник может быть и моло­дой, и неопыт­ный, и плохо обра­зо­ван­ный, но для того чтобы раз­де­лить с чело­ве­ком радость пока­я­ния, помо­литься с ним, для этого уни­вер­си­те­тов закан­чи­вать не надо. Таин­ство Пока­я­ния, то есть, обнов­ле­ния чело­века, очи­ще­ния его души от болезни греха, совер­шает Гос­подь в ответ на рас­ка­я­ние и молитву того чело­века, кото­рый под­хо­дит к испо­веди. Личные каче­ства свя­щен­ника в данном случае не явля­ются опре­де­ля­ю­щими, как, впро­чем, и в осталь­ных Цер­ков­ных Таин­ствах.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

***

Духов­ник

На долж­ность Духов­ника мона­стыря постав­ля­ется в совер­шен­ных годах иеро­мо­нах чест­ного и бого­угод­ного жития, ода­рен­ный от Бога духов­ным рас­суж­де­нием и при­леж­ный к чтению Слова Божия и свя­то­оте­че­ских писа­ний. Обя­зан­ность Духов­ника состоит в совер­ше­нии таин­ства Пока­я­ния и в духов­ном руко­вод­стве братии по пути ко спа­се­нию. Духов­ник должен вести у себя запись, кто когда при­об­щался Святых Хри­сто­вых Тайн, дабы все неуклонно при­сту­пали к сему вели­кому таин­ству. Также Духов­ник обязан по своему непре­мен­ному долгу посе­щать боля­щих, утешая и обод­ряя их в болез­нях душев­ных и телес­ных.

Если Духов­ник за мно­же­ством братии или по немощи не будет успе­вать при­ни­мать всех своих духов­ных питом­цев, то с раз­ре­ше­ния Насто­я­теля, часть их предо­став­ля­ется вру­чить опыт­ному духов­ному старцу, но за пра­виль­ность духов­ного руко­вод­ства со сто­роны старца отве­чает Духов­ник.

Кроме того, по бла­го­сло­ве­нию Насто­я­теля, могут быть назна­ча­емы стар­цами или настав­ни­ками над ново­на­чаль­ными ино­ками и иные иеро­мо­нахи или про­стые монахи, опыт­ные в духов­ной жизни, кои под­чи­ня­ются глав­ному Духов­нику мона­стыря, при­емля от него оте­че­ские советы и настав­ле­ния.

Помимо стар­цев-настав­ни­ков Духов­нику мона­стыря под­чи­ня­ются испо­ве­ду­ю­щие бого­моль­цев духов­ники-иеро­мо­нахи, среди кото­рых один может быть стар­шим и ответ­ствен­ным за общее дело испо­веди гове­ю­щих. В вели­ком, ответ­ствен­ном и труд­ном деле духов­ного руко­вод­ства Духов­ник руко­вод­ству­ется Словом Божиим, бого­муд­рыми оте­че­скими писа­ни­ями, пра­ви­лами Святой Церкви и пра­ви­лами, поло­жен­ными в Уставе мона­стыря. В недо­умен­ных делах Духов­ник спра­ши­вает Насто­я­теля и его рас­суж­де­нию и воле сле­дует».

Из Устава Свято-Тро­иц­кого Алек­сандра Свир­ского муж­ского мона­стыря

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки