Духовни́к

Литература по теме

Духовни́к или духовный отец (в Православной Церкви) —

1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния;
2) духовный наставник;
3) особое должностное лицо в монастыре, в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко спасению (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути).

duhovnik - Духовни́к

Притом, что духовники в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV веке, само понятие (духовный) отец, по своему происхождению, восходит к апостольской эпохе. Так, апостол Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «…хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). О том, что традиция формирования отношений между духовными наставниками и наставляемыми под образом отцов и детей была распространена среди первых христиан, свидетельствуют и другие новозаветные тексты (см.: 1Пет.5:13; 1Ин.5:21). На данном этапе основная роль духовного отца состояла в его участии в обращении человека ко Христу, в его Крещении и дальнейшем направлении по пути веры.

В «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.) «духовными отцами» называются епископы, причем акцент, как и в апостольских посланиях, делается не на принятии исповеди, а на крещении и наставлении в вере (II, 33).

В монашеской среде роль духовников, в строгом значении этого слова, как правило, возлагалась на духовно зрелых, облагодатствованных, людей.

В монашеской традиции существовал принцип беспрекословного подчинения и вверения себя благочестивому, опытному духовнику. «Кто верует, что в руке его пастыря находится его жизнь и смерть, никогда не станет прекословить» — наставлял прп. Симеон Новый Богослов. Однако этот же святой отец советовал ответственно подходить к проблеме «поиска» духовника. «Молитвами и слезами, — говорил он, —  умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя». Вместе с тем он же призывал верующих ответственно относиться и к учительству своего духовного наставника: «Также и сам исследуй божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей». Как правило, в монашеской практике не поощрялась перемена духовника, кроме случаев его тяжелой болезни или смерти. Духовник мог по своему усмотрению накладывать епитимьи и не допускать пасомого до Причащения Св. Таин. У духовников было принято испрашивать благословение на особо важные дела. Самочинное принятие аскетических подвигов без разрешения духовника осуждалось. Когда верующие стали стремиться к тому, чтобы иметь духовника, находясь в миру, это создало ситуацию, в рамках которой исполнение данных принципов в полном объеме стало затруднительным. По этой причине функции духовника стали исполнять также приходские священники. Постепенно главной функцией духовника стало принятие исповеди и руководство в духовной жизни.

В определении Священного Синода Русской Церкви (1998 г.) подчеркивается, что духовники «призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина <…> беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой».

Особенностью практики Русской Церкви является то, что каждый священник после рукоположения наделяется правом принимать исповедь. В греческих Церквах духовником может быть только священник, имеющий особоепосвящение от епископа.

Жене и мужу лучше иметь одного духовника или разных? Как быть, если до брака у них уже есть у каждого свой духовник?

священник Евгений Веселов

Конечно, духовник для супругов нужен, причем крайне желательно один. Зная сердце каждого, при необходимости он поможет уладить конфликты, укрепит в терпении и снисходительности, самопожертвовании. Всё это существенно важно для христианского брака.

Что касается разных духовников на момент венчания. Бывает это, откровенно говоря, нечасто. Обычно, увы, молодые люди исповедуются разным священникам и не избирают какого-то одного в качестве духовного отца. В таком случае и общий выбор одного духовника не затрудняется. Но если в самом деле оба были полноценными духовными чадами у разных священников, то этот вопрос надо решать не только между собой, но и с духовными отцами. Я уверен, каждый священник понимает необходимость, чтобы в семье был один глава, т. е. муж, и один духовный отец. Поэтому наверняка один из них (может быть, в меньшей степени чувствующий послушание чада) при обсуждении этого вопроса готов будет отказаться от духовного руководства.

Наконец, если этого не случится, то молодым надо будет решать этот вопрос самостоятельно, по взаимному согласию. Всё это требует достаточного времени знакомства молодых между собой, и чтобы динамика их отношений была хорошо известна духовным отцам.

Конечно, от одного из будущих супругов потребуется самопожертвование. Надо, чтобы это было сделано без обид, ради христианской любви и в желании общего спасения.

Кто такой духовник, для чего он нужен, и обязательно ли каждому верующему человеку иметь своего духовника?

протоиерей Александр Глебов, кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии

Первое: кто такой духовник? Духовник руководствует и наставляет человека в его духовной жизни, в деле спасения. Понятно, что духовник в первую очередь должен сам обладать духовным опытом. Он также должен обладать умением передать этот опыт другим людям. Не каждый священник может быть духовником. За это не стоит упрекать священников, потому что научиться быть духовником невозможно ни в семинарии, ни в академии, это не дается человеку в Таинстве Священства. Это, своего рода, харизма, некая способность. Такой способностью обладает далеко не каждый человек, поэтому лучше вовсе остаться без духовника, нежели выбрать себе в духовные наставники человека, который этой способности не имеет, человека малоопытного в духовной жизни. Для того чтобы быть ведущим, для того чтобы вести за собой кого-то, надо знать цель, к которой ты ведешь этого человека. Надо знать также дорогу, которая ведет к этой цели. Вести надо туда, где ты уже сам бывал, в противном случае, получится, по словам Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».

Второе: сфера деятельности духовника – это исключительно духовная, религиозная жизнь человека. Духовник – это не оракул, не стоит задавать ему вопросы, которые вне его компетенции. Духовник не решает вопросы семейного благополучия, вопросы, связанные с профессиональной деятельностью людей, со здоровьем и так далее. Если духовник опытный, то его советы могут быть авторитетными только в области духовной жизни. По всем остальным вопросам он может, как и всякий человек, высказывать свое собственное суждение, но это не значит, что его мнение будет правильным. Приведу такой пример: многие люди выбирают себе в качестве духовного наставника представителя монашествующего духовенства. Они приезжают к нему в монастырь и начинают задавать вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Например: как наладить семейную жизнь и взаимоотношения с супругом или как наладить бизнес, или как воспитывать детей? Ну, скажите, что монах в этом понимает? Что монах понимает о том, как воспитывать детей, даже если он святой человек? Надо спрашивать у многодетной матери, а не у монаха – это совершенно естественно. Если духовник неопытный, то он может насоветовать такого, что, если человек все серьезно воспримет, то он может себе просто жизнь искалечить. Кому и на ком жениться, кому разводиться, кому принимать монашество, кому уходить со светской работы и принимать священный сан, у каких врачей лечиться или вовсе не лечиться, какое образование давать детям и тому подобное. Если воспринимать все эти рекомендации, как голос с неба, то тогда можно наделать много бед, но к духовнику и не надо обращать такие вопросы – это не его сфера деятельности.

Третье: когда человек становится членом церковной общины, он должен не духовника искать, он должен искать Христа. А для того чтобы обрести Христа в своем сердце, каких-то особых рекомендаций и советов не надо – в Евангелии все написано. На практике происходит совершенно обратное. Люди кочуют из одного монастыря в другой, пытаются найти где-то особую духовность, особую благодать. Они заняты поисками старца, который решит все их проблемы, ответит на все их вопросы, и при этом забывают, а, может, и вовсе не знают такие люди, слова святого Григория Богослова о том, что перемена места не приближает нас к Богу. Господь совершенно ясно в Евангелии сказал, что Царство Небесное – оно не в Иерусалиме, не на Афоне, оно – в сердце человека. Для того чтобы обрести это Царство в своем сердце, достаточно регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и исполнять то, что велит Господь: жить согласно Его заповедям. Тогда человек обрящет тот «дух мирен», на который Серафим Саровский указывал как на цель христианской жизни. Если этот дух будет жить в человеке, если он будет действовать в человеке, то тогда Господь уже изнутри укажет человеку, как ему поступать в той или иной жизненной ситуации.

В какой мере христианин обязан послушанием своему духовнику?

Христианин должен быть послушен Богу через исполнение евангельских заповедей и церковных канонов. Задача духовника помочь ему в этом, но, ни в коем случае, ни навязать свою волю. Священный Синод напомнил «всем пастырям Русской Православной Церкви, несущим духовническое служение о необходимости в духовнической практике строго следовать букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам Святых Отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для православных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и по слову Спасителя, «возлагать на людей бремена неудобоносимые» (Лк.11:46)» (Определение от 28–29 декабря 1998 года). Из этого следует, что священник не имеет права требовать от верующего (или благословлять) чего-либо, сверх того, о чем и так говорят общие канонические установления. Духовник может давать советы, помогать применять евангельские заповеди к конкретным обстоятельствам жизни, помогать разрешению сложных вопросов духовной жизни, направлять человека. Но права подчинять себе пасомых у духовника нет. Соответственно, христианин проявляет послушание духовнику постольку, поскольку это помогает исполнять заповеди Божьи и предписания Церкви.

Можно ли считать исповедь состоявшейся, если священник, принимающий ее, малоопытен в духовной жизни?

Действительность Таинств не зависит от опытности и нравственного достоинства священнослужителя. В этом смысле получить прощение грехов можно через любого законного священнослужителя. В момент совершения исповеди он выступает свидетелем человеческого покаяния, которое принимает Сам Христос.

С другой стороны, знания и опытность духовника, принимающего исповедь, имеет большое значение. Духовно опытный пастырь, с любовью относящийся к Богу и ближним, способен правильно настроить исповедующегося грешника, наставить его, расположить. Господь пожелал, чтобы люди получали исцеление телесных и духовных недугов через других людей. Исцеление от греха требует правильного духовного лечения, которое и должен назначать духовник.

Духовник

На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.

Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.

Кроме того, по благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.

Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и его рассуждению и воле следует».

Устав Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря

***

Духовник — это не обязательно старец, это в первую очередь священник, которому мы регулярно исповедуемся. Специального чина посвящения в духовные чада не существует, это отношения, которые скрепляются временем и доверием.

Миссия духовника – привести человека ко Христу; когда же человек встретит Христа в своем личном опыте, священник должен отступить в тень и не заслонять собой Господа. иеромонах Иларион (Алфеев)

Преподобный Серафим Саровский говорил, что когда он говорил «от себя», были ошибки, а Старец Силуан, приводя эту фразу, пишет, что ошибки могут быть маленькие, а могут быть и большие. Нужно учесть, что действие Святого Духа не всегда распространяется на всё, что духовный человек говорит.

Когда идёшь спрашивать о чём-либо духовного отца, молись: «Господи Боже мой! Сотвори со мною милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле Твоей».

Вы в своей жизни много общались со старцами. А что, кроме любви, для них характерно?
— Ну, во-первых, они всегда с Богом. Сами ходили в присутствии Божием и другим напоминали — что есть Господь и в любви это проявление. Конечно, характерно смирение. И аскетизм, строгое к себе отношение: питание всегда очень скромное, сон — во всем было воздержание. Строго обрезали всякие мысли недоверия, подозрения к старшим, к начальствующим. Как-то я отцу Николаю говорю, мол, батюшка, вот такое слышал, а он так резко мне: «Не верь!». прот. Валериан Кречетов

Цитаты о духовнике

«Старец руководитель нужен для берущихся за великую внутреннюю жизнь. А наша обычная жизнь может обойтись с советом одного духовника и даже еще кого-либо из внимательных братий. – Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику. – Кто с верою это желает – получит желаемое».
свт. Феофан Затворник

«Духовник — это священник, с которым христианин советуется в духовных вопросах. Причём, духовник не имеет права навязывать своё личное мнение, которое не связано с православным вероучением. Если вы понимаете, что священник вас связал по рукам и ногам, то, как минимум, есть смысл сходить к другим священникам, чтобы проконсультироваться — все ли правильно в ваших отношениях с духовником. И не надо думать, что это будет предательством духовника. Вы имеете на это полное право!».
священник Павел Островский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka