Паломничество приносит пользу только тем, кто живет по Евангельским заповедям

беседа со cвя­щен­ни­ком Вик­то­ром Празд­нич­ным
руко­во­ди­те­лем палом­ни­че­ской службы Воро­неж­ской епар­хии,

ответ­ствен­ным по вза­и­мо­дей­ствию с орга­нами управ­ле­ния здра­во­охра­не­ния и учре­жде­ни­ями меди­цин­ского обра­зо­ва­ния Воро­неж­ской обла­сти

– Отец Виктор, вы были участ­ни­ком обще­цер­ков­ной кон­фе­рен­ции «Пра­во­слав­ное палом­ни­че­ство: Тра­ди­ции и совре­мен­ность», про­хо­див­шей в Москве в конце минув­шего года. Ваше выступ­ле­ние, посвя­щен­ное меди­цин­ским аспек­там моти­ва­ции пра­во­слав­ного палом­ни­че­ства, имело боль­шой резо­нанс. В чем, соб­ственно заклю­ча­ется про­блема?

– В свое время свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) сказал, что интел­ли­ген­ция наша больна неве­рием, а народ – суе­ве­рием. Это пагуб­ное явле­ние сего­дня при­об­ре­тает новые нетра­ди­ци­он­ные формы. Весьма часто совре­мен­ные пред­став­ле­ния о болез­нях и здо­ро­вом образе жизни влияют на те устрем­ле­ния, с кото­рыми наши сооте­че­ствен­ники отправ­ля­ются в палом­ни­че­ские поездки.

Мы сейчас еже­дневно слышим о все­воз­мож­ных мето­ди­ках очи­ще­ния орга­низма, диа­гно­сти­ках, оздо­ро­ви­тель­ных сеан­сах и прин­ци­пах здо­ро­вого образа жизни. При­чины рас­про­стра­не­ния этих явле­ний в России раз­личны. Во-первых, сле­дует отме­тить зна­чи­тель­ную откры­тость наших куль­тур­ных границ для ино­куль­тур­ных вли­я­ний. Напри­мер, такое сла­га­е­мое типично аме­ри­кан­ского образа жизни, как фитнес, уже уко­ре­ни­лось в рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти. Кос­венно влияет на ситу­а­цию госу­дар­ствен­ный курс на улуч­ше­ние демо­гра­фи­че­ской ситу­а­ции в нашей стране и оздо­ров­ле­ние ее народа, то есть воз­рас­тает инте­рес к про­цессу оздо­ров­ле­ния как тако­вому. Нако­нец, это зако­но­мер­ный резуль­тат уста­нов­ле­ния в России рыноч­ных отно­ше­ний и фор­ми­ро­ва­ния бога­того рынка меди­цин­ских услуг раз­ного вида и каче­ства. Оздо­ро­ви­тельно-лечеб­ный бум во многом спро­во­ци­ро­ван реклам­ными кам­па­ни­ями по про­дви­же­нию на рос­сий­ский рынок, при­вле­ка­тель­ный своими мас­шта­бами, запад­ных фар­ма­цев­ти­че­ских пре­па­ра­тов и био­до­ба­вок. Хочу под­черк­нуть, что на Западе упо­треб­ле­ние вита­ми­нов и био­до­ба­вок уже отча­сти имеет риту­аль­ный харак­тер: еже­днев­ный прием оран­же­вой кап­сулки по утрам и синень­кого драже перед сном дает чело­веку ощу­ще­ние жиз­нен­ной ста­биль­но­сти и удо­вле­тво­ре­ния от про­цесса якобы само­со­вер­шен­ство­ва­ния.

– Каким же обра­зом эта ситу­а­ция ска­зы­ва­ется на моти­ва­ции пра­во­слав­ного палом­ни­че­ства?

– Не только палом­ни­че­ства, но и рели­ги­оз­ного туризма. Меня, как пра­во­слав­ного свя­щен­но­слу­жи­теля, весьма тре­во­жит дея­тель­ность част­ных пред­при­ни­ма­те­лей, зани­ма­ю­щихся рели­ги­оз­ным туриз­мом. Не все из них оста­ются в рамках при­ем­ле­мого для такой формы дея­тель­но­сти куль­ту­ро­ло­ги­че­ского рас­сказа. Порой в рели­ги­озно-тури­сти­че­ских поезд­ках рас­про­стра­ня­ются неле­пые рос­сказни око­ло­ду­хов­ной тема­тики, ведется тор­говля «чудес­ными» пред­ме­тами, про­па­ган­ди­ру­ются псев­до­пра­во­слав­ные «духов­ные прак­тики». В резуль­тате у тури­стов созда­ется кари­ка­тур­ное пред­став­ле­ние о пра­во­слав­ном палом­ни­че­стве и цер­ков­ной жизни в целом. Фор­ми­ру­ется потре­би­тель­ский подход. Напри­мер, в авто­бу­сах нашего города можно встре­тить реклам­ные объ­яв­ле­ния такого содер­жа­ния: «Поездка в город Муром к святым Петру и Фев­ро­нии для тех, кто хочет выйти замуж». Далее пред­ла­га­ется список палом­ни­че­ских поез­док, кото­рые помо­гают в лече­нии глаз­ных болез­ней, бес­пло­дия, бес­но­ва­ния и даже при­стра­стия к шоко­ладу!

Тягу мас­со­вого потре­би­теля к чуде­сам умело подо­гре­вают все­воз­мож­ные «док­тора» и народ­ные цели­тели, часто дей­ству­ю­щие юри­ди­че­ски и финан­сово вполне законно, но чья прак­тика заме­шана на магии. Многие из них уже ведут свою дея­тель­ность во все­рос­сий­ском мас­штабе через теле­ви­де­ние и печат­ные изда­ния и высту­пая с выезд­ными лек­ци­ями. Архи­епи­скоп Уфим­ский Никон недавно обра­щался к руко­вод­ству Пер­вого теле­ка­нала с про­те­стом против про­па­ганды с экрана дея­тель­но­сти лже-цели­те­лей и лже-док­то­ров, полу­чив­ших посред­ством теле­ви­де­ния мно­го­мил­ли­он­ную ауди­то­рию.

Рас­про­стра­не­ние магии явля­ется, на мой взгляд, реак­цией на семи­де­ся­ти­лет­нее гос­под­ство в России без­бо­жия. В цер­ков­ной прак­тике это выра­жа­ется в том, что часто в храмы при­хо­дят люди не для молитвы и уча­стия в таин­ствах, не для зна­ком­ства с осно­вами пра­во­слав­ного веро­уче­ния, а для совер­ше­ния слож­ных, необыч­ных риту­а­лов, при кото­рых якобы должно испол­ниться про­си­мое.

Напри­мер, одной онко­ло­ги­че­ской боль­ной врач посо­ве­то­вал по пят­на­дцать минут стоять в цен­траль­ной части храма, непо­сред­ственно под купо­лом. Другой врач, диа­гност, заявил, что рабо­тает только с детьми старше семи лет, потому что до этого воз­раста ребе­нок без­гре­шен. Пока­за­тельна сама дикая смесь есте­ствен­но­на­уч­ных и духов­ных поня­тий, втор­же­ние док­тора в сферу не его ком­пе­тен­ции. Среди реко­мен­да­ций, дава­е­мых раз­лич­ными «спе­ци­а­ли­стами» подоб­ного рода, встре­ча­ются тре­бо­ва­ния поста­вить столько-то свечей к таким-то иконам, умы­вать мла­денца святой водой, а то и совер­шать с ее помо­щью гиги­е­ни­че­ские про­це­дуры! Пред­пи­сы­ва­ется также поститься в каче­стве некоей рели­ги­оз­ной диеты или, наобо­рот, не поститься, потому что это очень вредно. Один врач, напри­мер, уверял паци­ента, что от поста начи­на­ется тубер­ку­лез. Неко­то­рые реко­мен­дуют боль­ным побы­вать на испо­веди в каче­стве сеанса пси­хо­те­ра­пии. Кстати, нередко слы­шишь, как, желая похва­лить свя­щен­ника, люди гово­рят, что он хоро­ший пси­хо­лог. Тем самым таин­ство пока­я­ния низ­во­дится до уровня раци­о­наль­ного обще­ния с при­ят­ным чело­ве­ком. Бывает и наобо­рот: пред­пи­сы­ва­ется не испо­ве­до­ваться, так как это ведет к само­раз­ру­ше­нию лич­но­сти и к болезни, причем назы­ва­ется и сама болезнь – рак. То есть будешь испо­ве­до­ваться – будет у тебя такая болезнь. Иногда боль­ной при­зы­ва­ется иску­паться столько-то раз в святом источ­нике или несколь­ких источ­ни­ках. Многие палом­ники видят глав­ную цель палом­ни­че­ства в купа­нии в источ­нике и даже уходят ради этого с бого­слу­же­ния. Или напро­тив, купаться в источ­ни­ках паци­ен­там псев­додок­то­рами вос­пре­ща­ется, так как это может при­ве­сти к раз­лич­ным инфек­ци­он­ным забо­ле­ва­ниям. А раз­меры посуды, кото­рую палом­ники берут для воды из источ­ни­ков, наво­дит на мысль, что она исполь­зу­ется скорее не в каче­стве духов­ного сред­ства, а как про­дукт особых эко­ло­ги­че­ских свойств.

К сожа­ле­нию, среди наших сооте­че­ствен­ни­ков часто имеет место непра­во­слав­ное пони­ма­ние при­роды болез­ней и, соот­вет­ственно, путей исце­ле­ния. В обще­стве, зара­жен­ном край­ним раци­о­на­лиз­мом с одной сто­роны и мисти­циз­мом с другой, потен­ци­аль­ные палом­ники не сво­бодны от язы­че­ских по сути ком­плек­сов. Эти ком­плексы выра­жа­ются в вопро­сах, на кото­рые посто­янно при­хо­дится отве­чать людям, сопро­вож­да­ю­щим палом­ни­че­ские группы, напри­мер: «В каком именно месте можно выле­читься от болезни?», «Какой источ­ник от какой болезни помо­гает?», «Какой источ­ник самый “силь­ный”»?» (име­ется в виду «энер­ге­ти­че­ски» самый силь­ный), «Как и от чего лечиться освя­щен­ным мелом?», «От каких болез­ней надо зава­ри­вать освя­щен­ную травку?», «В каких про­пор­циях можно раз­бав­лять освя­щен­ную воду, чтобы она не утра­тила своих целеб­ных свойств?».

В поезд­ках по мона­сты­рям зада­ется много вопро­сов об извест­ных тамош­них духов­ни­ках, причем именно в связи с воз­мож­но­стью пред­ска­за­ний. Часто в цело­ва­нии мощей видят не испо­вед­ни­че­ский акт, не испра­ши­ва­ние молит­вен­ной помощи у свя­того, а некий аналог физи­о­про­це­дуры. Как след­ствие, люди стре­мятся задер­жаться у мощей подольше – не для молитв, а для полу­че­ния боль­шей «дозы энер­гии». Неко­то­рые для боль­шей эффек­тив­но­сти норо­вят при­ло­житься к свя­тыне боль­ным местом.

Можно заме­тить, что экс­пан­сия раци­о­на­лизма в духов­ную жизнь палом­ни­ков выра­жа­ется в их стрем­ле­нии изме­рить бла­го­дать физи­че­скими и мате­ма­ти­че­скими харак­те­ри­сти­ками, про­пор­ци­ями, дозами и интен­сив­но­стью. Бла­го­дать пред­став­ля­ется не как дар Божий, а как вполне дости­жи­мый резуль­тат кон­крет­ных дей­ствий. Мисти­цизм про­яв­ля­ется в том, что палом­ник наде­ется полу­чить жела­е­мое одной силой своего жела­ния и какой-нибудь при­чуд­ли­вой после­до­ва­тель­но­стью риту­аль­ных дей­ствий. Заметно, что палом­ни­кам очень важны мате­ри­аль­ные знаки, сви­де­тель­ству­ю­щие о пре­бы­ва­нии в том или ином месте, и эти знаки порой также исполь­зу­ются в маги­че­ских мани­пу­ля­циях.

– Как вы счи­та­ете, в чем при­чина такого отно­ше­ния к палом­ни­че­ству?

– Думаю, что совре­мен­ное чело­ве­че­ское созна­ние сопро­тив­ля­ется про­по­веди Еван­ге­лия, ведь сле­до­ва­ние за Хри­стом пред­по­ла­гает в первую оче­редь изме­не­ние самого себя, а это – боль­шой труд. Этот труд заклю­ча­ется не в само­уб­ла­же­нии, а в понуж­де­нии себя к несе­нию креста, в пре­одо­ле­нии плот­ского начала духов­ным. Этого сейчас люди ста­ра­ются избе­жать всеми силами.

Несо­мненно, суще­ствует зави­си­мость между оздо­ров­ле­нием духа в палом­ни­че­стве и оздо­ров­ле­нием орга­низма, но это явле­ние совер­шенно иного – духов­ного – порядка. Нельзя купить себе здо­ро­вье за сто­и­мость палом­ни­че­ской поездки. Если чело­век жил гре­хов­ной жизнью, кото­рая при­вела его к болезни, то нужно пони­мать, что одно­мо­ментно исце­ле­ние не насту­пит, хотя под­со­зна­тельно многие такую мысль лелеют, считая: вот я съезжу, все снова будет как раньше, и я вер­нусь к преж­ней жизни – жизни в грехе. Это само­об­ман. Палом­ни­че­ство при­но­сит пользу только тем, кто пере­осмыс­ли­вает свою жизнь, начи­нает жить по еван­гель­ским запо­ве­дям. Тогда чело­век дей­стви­тельно меня­ется. Он воз­вра­ща­ется из палом­ни­че­ства уже другим чело­ве­ком.

Кстати, многие свя­щен­ники, участ­ники нашей кон­фе­рен­ции, об этом гово­рили. Изме­не­ние воз­можно, если чело­век внутри себя обрел цель­ность. В начале кон­фе­рен­ции высту­пал архи­манд­рит Спи­ри­дон из Эллад­ской Пра­во­слав­ной Церкви, и он выска­зал пре­крас­ную мысль: «Палом­ни­че­ство помо­гает чело­веку обре­сти корни своей лич­но­сти», то есть помо­гает чело­веку собрать свою лич­ность, нрав­ственно вос­со­здать себя при­кос­но­ве­нием к свя­то­сти.

– Харак­те­ри­зуя про­блему, вы ска­зали, что многое про­ис­хо­дит от негра­мот­но­сти, неве­же­ства людей, но отча­сти такой потре­би­тель­ский поход к палом­ни­че­ству куль­ти­ви­ру­ется раз­ными псев­до­ме­ди­цин­скими струк­ту­рами. Может ли Цер­ковь что-то про­ти­во­по­ста­вить этому явле­нию?

– В насто­я­щий момент это боль­шая про­блема. Ее, без­условно, нужно решать, и здесь нужны сов­мест­ные усилия Церкви и обще­ства. Нужно понять, какой смысл мы, считая себя веру­ю­щими людьми, должны вкла­ды­вать в поня­тие «здо­ро­вье». Надежда на то, что сооте­че­ствен­ники осо­знают это, у нас есть, иначе бы мы не про­по­ве­до­вали. По ста­ти­стике сейчас в России 14 % воцер­ко­в­лен­ных людей, а пять лет назад было всего 4,7 %. Это гово­рит о том, что люди посте­пенно ста­но­вятся не просто испол­ни­те­лями обря­дов, а осо­знанно веру­ю­щими людьми.

Конечно же, быстро изме­нить вос­при­я­тие людей нельзя. К сожа­ле­нию, порой люди едут в палом­ни­че­ство, совер­шенно не пред­став­ляя, что это такое. Они не брали до этого в руки Еван­ге­лие и не знают, что там ска­зано. Многие не вполне осо­знают, Кто для них Хри­стос – учи­тель, пророк или Бог Слово, «при­ше­дый в мир нас ради и нашего спа­се­ния». С этого объ­яс­не­ния и нужно начи­нать. Нужно вести разъ­яс­ни­тель­ную работу для детей и взрос­лых на при­хо­дах, в орга­нах печати, причем не только епар­хи­аль­ных, а по воз­мож­но­сти и в свет­ских. Нужно рас­ска­зы­вать именно о сути палом­ни­че­ства, о зна­че­нии палом­ни­че­ства. В идеале, я думаю, нужно соби­рать палом­ни­ков перед отправ­кой в путь и рас­ска­зы­вать им о месте, в кото­рое группа соби­ра­ется поехать, о том, с какой целью пра­во­слав­ный чело­век вообще совер­шает палом­ни­че­ства. Пре­одо­ле­ние суе­ве­рий и неве­же­ства воз­можно только через духов­ное про­све­ще­ние, так было всегда, и это не утра­тило своего зна­че­ния сего­дня.

бесе­до­вала Ольга Кирья­нова

http://pravoslavie.ru/

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки