- Клирос как церковный хор: развитие понятия
- Символическое и просторечное значение слова «клирос»
- Клирос как особая церковно-общественная организация
- Вывод
Кли́рос (от греч. κλῆρος (клирос)) – удел, жребий.
Термин «клирос» в первую очередь означает особое место в православном храме, выделенное для певчих и чтецов. Оно предназначено для исполнения богослужебных песнопений и чтений.
Это отгороженное, закрытое киотами с иконами, пространство, обычно располагается на солее по обе стороны от иконостаса, рядом с южными и северными царскими вратами. Оно имеет возвышение для регента, аналои для богослужебно-певческих книг и лавки для отдыха певчих. Клирос отражает важное положение священников и певчих в духовной и социальной иерархии.
Традицию размещать хор на небольшом возвышении христианские церкви восприняли из Древней Греции. Это стали делать, чтобы повысить качество звука участников хора: когда они поют сверху, звук становится объемнее и лучше. Однако, расположение клироса на солее, так привычное в наши дни, сравнительно «молодое» явление в русской православной церкви.
Ранее в большинстве русских храмов хор размещался в восточной грани подкупольных столбов, лицом к алтарю. Если столбов не было, клирос ставили у боковых стен. Конструкции были автономны, на собственных ножках, с ограждением, аналоем для богослужебно-певческих книг и скамьями для певчих. Таким образом, первоначально хор находился на удалении от алтаря, так что вся центральная часть храма была перед ним и мыслился автономно от солеи и алтаря. Правый клирос почти всегда был больше левого по размерам – на нём пел праздничный хор.
Исторический штрих: в московских соборах до реформ XIX века певчие иногда находились так далеко от алтаря, что регент давал знаки с помощью специальных посохов или даже фонарей в вечернее время.
Лишь в начале XIX века хоры переместились на солею. А со второй половины XIX столетия распространился обычай петь с хоров-балконов над западным входом в храм. Это повысило качество звука участников хора: при пении сверху звук становится объемнее и лучше. Традиция верхнего клироса пришла из юго-западных земель под польско-литовским влиянием, где была известна ещё в XV–XVI веках.
Клирос как церковный хор: развитие понятия
С XIV–XV веков «клирос» на Руси стал обозначать не только место для хора, но и сам коллектив певчих, участвующих в богослужении. В православной традиции он обычно делится на правый и левый клирос, что связано с древней символикой правой стороны как стороны чести и первенства. Главным или праздничным считается правый клирос (по правую руку от алтаря, если смотреть из храма): на нём исполняются более торжественные песнопения, часто под руководством наиболее опытного регента; левый (с другой стороны алтаря) – дополняет его, ведёт будничное пение или исполняет вторую партию при антифонном исполнении. Такая организация обеспечивает чередование и перекличку двух хоров, что придает богослужению особую музыкальную красоту и глубину.
Первые прообразы певческих коллективов на Руси появились уже в XI веке, когда вместе с царевной Анной, супругой князя Владимира, прибыл из Византии её «Царицин хор»: певцы и чтецы, заложившие основы русской певческой традиции.
В Византии певчий не был просто исполнителем – он воспринимался как носитель особого священного призвания, ибо был членом «клира» – духовенства, вступление в которое требовало таинства хиротонии – молитвенного поставления на служение. Это подчёркивало, что певчий – не просто наёмный исполнитель, а клирик, исполняющий богослужебную обязанность. Русь продолжила эту практику вплоть до конца XVII века.
Чин хиротонии певца
В чине хиротонии певца (по древнему Требнику) архиерей возлагал руку на голову посвящаемого и произносил молитву:
«Господи Боже наш, иже научил еси Давида раба Твоего петь песни,
Ты и раба Твоего сего научи пети разумно,
да будет сердце его чисто,
и да возносит глас свой без порока во славу Твою
и во украшение святой Твоей Церкви».
После этого новопосвящённого певца причисляли к клиру, и он мог петь на клиросе во время богослужений.
После реформ Петра I хиротония певчих в приходской жизни стала редкостью, но в отдельных монастырях сохранялась вплоть до XIX века.
Символическое и просторечное значение слова «клирос»
В народной и церковной речи слово «клирос» часто употребляется как символ певческого служения в целом. В церковной поэзии и богослужебных песнопениях XVII века певчие часто уподоблялись ангелам, а само пение – их небесному служению. Клирос – это не просто хор, а символ небесного пения. Певчие становятся воплощением этого ангельского служения на земле.
Просторечная русская форма слова «клирос» звучит как «крылос», а клирошан называют «крылошанами» В народной этимологии термин «крылос» восходит к слову «крыло» и нераздельно связан с образом ангельских крыльев, что ещё больше подчёркивает сакральный статус певческих хоров.
В некоторых песнопениях XVII века прямо встречается обращение к певчим как к «ангельскому крылу», подчёркивая небесный смысл их служения. Например, цитата из праздника святых Ангелов:
«Певчие, яко ангельское крыло, воспевайте Господа...»
В этой символике клирос становится не просто местом для хора, а земным отражением небесной литургии, где человеческие голоса соединяются с ангельскими в едином славословии.
Таким образом, «клирос» – это не только конкретное место и коллектив, но и живое богословское и культурное понятие, объединяющее традицию, искусство и веру.
Клирос как особая церковно-общественная организация
До XIV века в северных землях Древней Руси духовенство объединялось в городские организации, получившие название «клиросы» (см. статью А.П. Лопухин Клиросы).
В состав клироса входили священники всех церквей или группы церквей города. Подобная организация играла значение коллективного органа управления церквами, а также обладала некоторыми городскими функциями более широкого значения. В том числе административными и политическими.
Клирос был местом и коллективом, обеспечивавшим ежедневное богослужение и одновременно играл важную роль в общественной жизни: от приёма новых членов в приходские братства до посредничества в мирных соглашениях между общинами и представительства в судах. Тесная связь с местной знатью и купечеством, наделяла клиросы определённой автономией и иногда они противостояли высшей церковной власти в хозяйственных и политических вопросах. В разных городах существовали несколько соборов с собственными клиросами, что отражало рост населения и активности церковной жизни.
Вывод
Понять значение слова «клирос» – значит проследить путь от конкретного места в храме через коллектив певчих до глубин богословской традиции и живой церковной практики. Это слово отражает многогранность православного богослужения, где переплетаются архитектура, музыка, священный чин и народная духовность.
Литература по теме
- Организации белого духовенства (соборы и клиросы) Я.Н. Щапов
- Литургика. Богослужебный устав и гимнография Е.Н. Никулина
- Толковый Типикон проф. М.Н. Скабалланович
- На клиросе протопр. Михаил Помазанский
- Благочестивый певчий передает благодать Божию прп. Порфирий Кавсокаливит
- Про неверующих певчих свящ. Георгий Максимов
- Ноты для церковного хора и певчих клироса
Комментировать