Пер­сто­сло­же­ние

***

Перстосложе́ние — 1) особая форма сло­же­ния паль­цев руки (обычно — правой) для сотво­ре­ния крест­ного зна­ме­ния, утвер­жден­ная Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью; имя­с­лав­ное пер­сто­сло­же­ние исполь­зу­ется епи­ско­пами и свя­щен­ни­ками., трое­пер­стие — (Пра­во­слав­ными) хри­сти­а­нами вообще; 2) сло­же­ние паль­цев руки согласно уста­нов­лен­ной Цер­ко­вью форме, для сотво­ре­ния крест­ного зна­ме­ния.

***

Обла­дает ли пра­вило трое­пер­стия дог­ма­ти­че­ским авто­ри­те­том?

Извест­ная каж­дому Пра­во­слав­ному веру­ю­щему тра­ди­ция скла­ды­ва­ния паль­цев для сотво­ре­ния крест­ного зна­ме­ния, в форме трое­пер­стия, отоб­ра­жает опре­де­лен­ный дог­ма­ти­че­ский смысл.

Так, три пальца руки — боль­шой, ука­за­тель­ный, сред­ний, — сло­жен­ные воедино, сим­во­ли­зи­руют тро­ич­ность Бога по Лицам, еди­но­су­щие трёх Боже­ствен­ных Лиц, и обна­ру­жи­вают веру хри­сти­а­нина в Пре­свя­тую Троицу.

Два других пальца руки (мизи­нец и безы­мян­ный), согну­тых и при­жа­тых к ладони, ука­зы­вают на два есте­ства во Христе, то есть на то, что Он — Совер­шен­ный Бог и вместе Совер­шен­ный Чело­век, выра­жают веру в Него как в Спа­си­теля и Иску­пи­теля.

Однако, это не озна­чает, что само пра­вило пер­сто­сло­же­ния имеет досто­ин­ство дог­мата; не озна­чает, что, напри­мер, осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием в прин­ципе можно лишь так и больше никак.

В древ­но­сти допус­ка­лось тво­рить крест­ное зна­ме­ние даже одним пер­стом (см.: свт. Иоанн Зла­то­уст. Беседы на Еван­ге­лие от Матфея, Беседа 54, п. 4), или пер­стами вообще (см. свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский. Поуче­ние огла­си­тель­ное три­на­дца­тое, п. 36).

От этого крест­ное зна­ме­ние, как тако­вое, не было менее дей­ствен­ным, чем то, кото­рое совер­ша­ется ныне посред­ством трое­пер­стия.

Пола­га­ется, что форма трое­пер­стия вошла в хри­сти­ан­ский обиход в связи с рас­про­стра­не­нием ересей, иска­жав­ших учение Церкви о Пре­свя­той Троице. Неко­то­рые Пра­во­слав­ные, рев­ни­тели веры, стали исполь­зо­вать трое­пер­стие и как сред­ство борьбы с заблуж­де­ни­ями, и для выра­же­ния соб­ствен­ной веры в то, что Бог един по сущ­но­сти, тро­и­чен в Лицах. Со вре­ме­нем эта форма пер­сто­сло­же­ния полу­чила широ­кое одоб­ре­ние и при­зна­ние Церкви.

Поскольку трое­пер­стие, как символ, утвер­ждено Цер­ко­вью, постольку Цер­ковь и учит, что для начер­та­ния крест­ного зна­ме­ния пальцы сле­дует скла­ды­вать именно так. Сле­до­ва­тельно, хотя трое­пер­стие и ука­зы­вает на важ­ней­шие дог­ма­ти­че­ские истины, пра­вило трое­пер­стия носит не строго дог­ма­ти­че­ский, а дис­ци­пли­нар­ный харак­тер.

Стало быть, если, напри­мер, чело­век не имеет одного или несколь­ких паль­цев на руке, или имеет иска­ле­чен­ные, несги­ба­е­мые пальцы, он вправе тво­рить крест­ное зна­ме­ние не через трое­пер­стие, а иначе. Если он не имеет правой руки, может кре­ститься и левой. Резуль­та­тив­ность этого дей­ствия будет не мень­шей, чем если бы он это делал посред­ством трое­пер­стия (резуль­та­тив­ность будет зави­сеть от глу­бины и искрен­но­сти его веры).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки