Главная » Алфавитный раздел » Б » Богословские школы

Богословские школы

(2 голоса: 5 из 5)

 

Богосло́вские шко́лы —  
1) Относительно самостоятельные направления или течения в богословии, характеризуемые своеобразием методов, подходов, приёмов исследования, интерпретации и изложения богословского знания.
1) Православно-образовательные учреждения различных форм и уровней (воскресные школы; катехизаторские курсы; духовные училища, семинарии, академии).

Не свидетельствует ли сосуществование в рамках Православия нескольких школ об отсутствии в Церкви единой позиции относительно фундаментальных истин христианства?

Богословские школы, получившие известность в ранние времена жизни Церкви, такие как Александрийская, Антиохийская, Малоазийская (и др.), отличались одна от другой целым рядом особенностей. Однако, отличия между ними в той части, в какой они твердо держались Священного Апостольского Предания, не вносили разлад в основные положения нравственного и догматического учения (вероучения).

Например, Александрийской школе было свойственно аллегорическое толкование Писаний, тогда как Антиохийской — буквальное. Между тем, в принципиальном отношении эти подходы не только не противоречили один другому, но и напротив, взаимно дополняли друг друга. Такого рода отличие не приводило к существенным противоречиям в отношении осмысления и толкования базовых вероучительных истин.

В то же время нельзя преувеличивать степень даже и этой разницы (на чём настаивают некоторые современные исследователи): как Александрийская школа, при всём её стремлении к аллегориям, не отстранялась полностью от буквального толкования Писаний, таки Антиохийская — от аллегорического.

Бывало, что отдельные представители тех или иных богословских школ позволяли себе такие высказывания, которые шли вразрез с Евангельской проповедью. Однако это встречало противодействие со стороны православных служителей Церкви, а затем осуждалось либо на Поместных, либо на Вселенских Соборах. Если в заблуждения относительно догматов впадали целые общины, то в случае отказа покаяться и отказаться от заблуждений, подчинившись голосу Церкви, они переставали быть Православными и пополняли число еретиков.

Случалось, что благодаря продуктивной полемике между представителями разных школ удавалось яснее выразить ту или иную богословскую истину. Так было, скажем, во времена Христологических споров, происходивших между сторонниками Александрийского и Антиохийского подходов к вопросу об образе соединения двух природ в Лице Господа Иисуса Христа.

Итак, истина не может противоречить сама себе. Следовательно, не может быть двух суждений об одном и том же предмете вероучения, противоположных и вместе истинных.

Церковь, конечно, допускает наличие различных точек зрения относительно некоторых вопросов, но при этом допускаемые мнения обозначаются именно как мнения, без претензий на истинность (но даже и в этом случае они не должны противоречить Писанию и Преданию Церкви).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru