Бдение

***

Бде́ние — 1) молит­вен­ное, дела­ние, совер­ша­е­мое в состо­я­нии бодр­ство­ва­ния во время, соот­вет­ству­ю­щее вре­мени сна у обыч­ных людей (как пра­вило это отно­сится к ноч­ному пери­оду суток); 2) бодр­ство­ва­ние; состо­я­ние акти­ви­за­ции вни­ма­ния, моби­ли­за­ции внут­рен­них сил, свя­зан­ное с аске­ти­че­ским дела­нием; 3) фраг­мент наиме­но­ва­ния регу­лярно совер­ша­е­мой хра­мо­вой службы — Все­нощ­ного бдения); 4) наиме­но­ва­ние аске­ти­че­ской прак­тики, свя­зан­ное с наро­чи­тым огра­ни­че­нием про­дол­жи­тель­но­сти сна.

Бдение

***

Для чего подвиж­ники молятся ночью? Неужели для спа­се­ния недо­ста­точно утрен­них, днев­ных и вечер­них молитв?

Сви­де­тель­ствуя о необ­хо­ди­мо­сти в деле спа­се­ния сер­деч­ной молитвы, Свя­щен­ное Писа­ние учит: «непре­станно моли­тесь» (1Сол.5:17). Но озна­чает ли это, что любой чело­век, при­со­еди­нив­шийся к Церкви, не имеет права на сон (ведь во сне он не в силах застав­лять себя дей­ство­вать так же, как и во время бодр­ство­ва­ния)? Разу­ме­ется, нет. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, живя земной жизнью и осу­ществ­ляя дело Спа­се­ния чело­века, пре­да­вался отдыху и сну. Между тем Он мог молиться и ночью.

Вспом­ним апо­стола Павла, кото­рый, при­зы­вая слу­ша­те­лей к бодр­ство­ва­нию, под­чер­ки­вал, что сам он непре­станно «со сле­зами» учил их «три года день и ночь» (Деян.20:31). В данном случае слово “непре­станно” не должно интер­пре­ти­ро­ваться в том зна­че­нии, что будто в тече­ние ука­зан­ного пери­ода святой Павел совер­шенно не поз­во­лял себе ника­ких пере­ры­вов, в том числе на сон, и что он всегда имел на своих глазах слёзы. Сле­до­ва­тельно, это поня­тие, «непре­станно», тре­бует такого про­чте­ния, что он учил непре­станно настолько, насколько воз­можно.

При­бли­зи­тельно то же можно ска­зать и о непре­стан­но­сти бого­угод­ной молитвы. Едва кре­стив­ше­муся хри­сти­а­нину сложно настро­ить себя на непре­стан­ную молитву, трудно бороться с иску­ше­ни­ями лено­сти, немо­щью плоти. Даже апо­столы, причём избран­ные Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, несмотря на Его призыв бодр­ство­вать (Мф.26:38) и после­до­вав­ший затем спра­вед­ли­вый укор в ослу­ша­нии (Мф.26:40), спали, когда Он молился о чаше (Мф.26:42).

Что каса­ется подвиж­ни­ков, доб­ро­вольно и осо­знанно избрав­ших для себя путь осо­бого слу­же­ния Богу, — по мере воз­рас­та­ния их духов­ного опыта, по мере внут­рен­него пре­об­ра­же­ния в них воз­рас­тает умение и жела­ние молиться. Меня­ется и само отно­ше­ние к молитве. То, что для кого-то пред­став­ля­ется сухим пра­ви­лом, кото­рое необ­хо­димо читать утром и перед сном потому что «так надо», для них, в полной мере, — сред­ство обще­ния с Богом, сред­ство еди­не­ния с Ним. Именно жела­ние быть вместе с Богом ста­но­вится глав­ным жела­нием в их аске­ти­че­ской жизни.

Поэтому они с радо­стью, хотя, конечно же, и не без борьбы со своей физи­че­ской немо­щью, молятся даже и по ночам. Так они в боль­шей сте­пени, нежели другие, ста­но­вятся испол­ни­те­лями тре­бо­ва­ния о непре­стан­ной молитве. Как отме­ча­ется в аске­ти­че­ской лите­ра­туре, резуль­та­том такого молит­вен­ного дела­ния ста­но­вится то, что даже и во время сна душев­ное состо­я­ние Божьих угод­ни­ков, в нрав­ствен­ном плане, соот­вет­ствует состо­я­нию молит­вен­ного настроя, харак­тер­ного для молит­вен­ного бодр­ство­ва­ния (в част­но­сти, это может ска­зы­ваться и на сно­ви­де­ниях (см. подроб­нее: Можно ли дове­рять сно­ви­де­ниям?)).

Кроме того, неко­то­рые подвиж­ники отме­чали, что невоз­мож­ность моле­ния во время сна может вос­пол­няться молит­вами бодр­ству­ю­щих братий, молит­вами Церкви (за ближ­них).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки