Бдение

(14 голосов4.9 из 5)

 

Бде́ние — 1) молитвенное, делание, совершаемое в состоянии бодрствования во время, соответствующее времени сна у обычных людей (как правило это относится к ночному периоду суток); 2) бодрствование; состояние активизации внимания, мобилизации внутренних сил, связанное с аскетическим деланием; 3) фрагмент наименования регулярно совершаемой храмовой службы — Всенощного бдения); 4) наименование аскетической практики, связанное с нарочитым ограничением продолжительности сна.

Для чего подвижники молятся ночью? Неужели для спасения недостаточно утренних, дневных и вечерних молитв?

Свидетельствуя о необходимости в деле спасения сердечной молитвы, Священное Писание учит: «непрестанно молитесь» (1Сол.5:17). Но означает ли это, что любой человек, присоединившийся к Церкви, не имеет права на сон (ведь во сне он не в силах заставлять себя действовать так же, как и во время бодрствования)? Разумеется, нет. Сам Господь Иисус Христос, живя земной жизнью и осуществляя дело Спасения человека, предавался отдыху и сну. Между тем Он мог молиться и ночью.

Вспомним апостола Павла, который, призывая слушателей к бодрствованию, подчеркивал, что сам он непрестанно «со слезами» учил их «три года день и ночь» (Деян.20:31). В данном случае слово «непрестанно» не должно интерпретироваться в том значении, что будто в течение указанного периода святой Павел совершенно не позволял себе никаких перерывов, в том числе на сон, и что он всегда имел на своих глазах слёзы. Следовательно, это понятие, «непрестанно», требует такого прочтения, что он учил непрестанно настолько, насколько возможно.

Приблизительно то же можно сказать и о непрестанности богоугодной молитвы. Едва крестившемуся христианину сложно настроить себя на непрестанную молитву, трудно бороться с искушениями лености, немощью плоти. Даже апостолы, причём избранные Самим Господом Иисусом Христом, несмотря на Его призыв бодрствовать (Мф.26:38) и последовавший затем справедливый укор в ослушании (Мф.26:40), спали, когда Он молился о чаше (Мф.26:42).

Что касается подвижников, добровольно и осознанно избравших для себя путь особого служения Богу, — по мере возрастания их духовного опыта, по мере внутреннего преображения в них возрастает умение и желание молиться. Меняется и само отношение к молитве. То, что для кого-то представляется сухим правилом, которое необходимо читать утром и перед сном потому что «так надо», для них, в полной мере, — средство общения с Богом, средство единения с Ним. Именно желание быть вместе с Богом становится главным желанием в их аскетической жизни.

Поэтому они с радостью, хотя, конечно же, и не без борьбы со своей физической немощью, молятся даже и по ночам. Так они в большей степени, нежели другие, становятся исполнителями требования о непрестанной молитве. Как отмечается в аскетической литературе, результатом такого молитвенного делания становится то, что даже и во время сна душевное состояние Божьих угодников, в нравственном плане, соответствует состоянию молитвенного настроя, характерного для молитвенного бодрствования (в частности, это может сказываться и на сновидениях (см. подробнее: Можно ли доверять сновидениям?)).

Кроме того, некоторые подвижники отмечали, что невозможность моления во время сна может восполняться молитвами бодрствующих братий, молитвами Церкви (за ближних).

Рейтинг@Mail.ru