Под­го­товка к при­ча­стию

про­то­и­е­рей Димит­рий Кар­пенко

доклад на XX съезде духо­вен­ства Бел­го­род­ской и Ста­ро­ос­коль­ской епар­хии

…если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день (Ин. 6:53–54)

Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство! Все­чест­ные отцы, братья и сестры!

Еван­гель­ская запо­ведь, данная нам Хри­стом Спа­си­те­лем о необ­хо­ди­мо­сти вку­ше­ния Его Тела и Крови, явля­ется тем осно­ва­нием, на кото­ром сози­ждется Цер­ковь. Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина это утвер­жде­ние пред­став­ля­ется настолько оче­вид­ным, что, каза­лось бы, оно не тре­бует какого-то спе­ци­аль­ного дока­за­тель­ства, ведь дей­стви­тельно, без таин­ства при­ча­ще­ния невоз­можна истин­ная духов­ная жизнь. В то же время, в цер­ков­ной среде до сих пор нет одно­знач­ного мнения по поводу того, как часто сле­дует веру­ю­щему пра­во­слав­ному народу при­сту­пать к таин­ству при­ча­стия и какова должна быть под­го­товка к этому таин­ству.

Для начала хоте­лось бы при­ве­сти несколько цитат: Всех верных, вхо­дя­щих в цер­ковь и писа­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на молитве и святом при­ча­ще­нии до конца, яко без­чи­ние в церкви про­из­во­дя­щих, отлу­чати подо­бает от обще­ния цер­ков­ного (9 Апо­столь­ское пра­вило). По объ­яс­не­нию круп­ней­шего тол­ко­ва­теля кано­нов пат­ри­арха Фео­дора Валь­са­мона «опре­де­ле­ние насто­я­щего пра­вила весьма строго. Ибо отлу­чает быва­ю­щих в церкви, но не оста­ю­щихся до конца и не при­ча­ща­ю­щихся. И другие пра­вила (80 пра­вило VI Все­лен­ского Собора, и 11 пра­вило Сар­ди­кий­ского Собора) подоб­ным обра­зом опре­де­ляют, чтобы все были готовы и достойны при­ча­ще­ния, и под­вер­гают отлу­че­нию не при­ча­ща­ю­щихся в три вос­крес­ных дня».

Таким обра­зом, мы видим, что при­ча­стие пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, совесть кото­рого не отя­го­щена смерт­ными гре­хами, за каждой литур­гией явля­ется кано­ни­че­ской нормой Церкви, отступ­ле­ние от кото­рой чре­вато отпа­де­нием от Церкви.

Сего­дня мы можем наблю­дать, что все боль­шее коли­че­ство наших при­хо­жан стре­мятся к тому, чтобы при­сту­пать к свя­тому при­ча­стию не от случая к случаю (раз в посту), а регу­лярно. Неред­кими ста­но­вятся случаи, когда миряне выска­зы­вают жела­ние при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Вместе с этим воз­ни­кают вполне закон­ные вопросы о том, какова должна быть норма под­го­товки к таин­ству при­ча­ще­ния.

Сло­жив­ша­яся цер­ков­ная прак­тика гово­рит нам о необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния трех-днев­ного поста перед при­ча­стием, вычи­ты­ва­ния после­до­ва­ния состо­я­щего из трех кано­нов и пра­вила к свя­тому при­ча­ще­нию, вечер­них и утрен­них молитв, обя­за­тель­ной испо­веди нака­нуне, либо в сам день при­ча­стия. Разу­ме­ется, при­ча­щаться воз­можно лишь нато­щак. Данная прак­тика, кото­рая стала почти что цер­ков­ным пра­ви­лом, стала нормой для боль­шин­ства при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. При этом мы должны пони­мать, что данная прак­тика не явля­ется древ­ней и не имеет ста­туса собор­ного поста­нов­ле­ния.

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е. Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак, 9 пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния.

Под­водя итог можно ска­зать, что согласно кано­нам Церкви пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может при­сту­пать к при­ча­стию нато­щак (не вкушая пищи с полу­ночи), для тех пра­во­слав­ных хри­стиан, кто состоит в браке, нака­нуне при­ча­стия необ­хо­димо супру­же­ское воз­дер­жа­ние. Объем молит­вен­ного пра­вила, необ­хо­ди­мость соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ная испо­ведь перед при­ча­стием кано­нами Церкви не регла­мен­ти­ру­ются.

Все это, конечно, не гово­рит о том, что молит­вен­ное пра­вило, пост­ные дни и испо­ведь должны отсут­ство­вать в жизни пра­во­слав­ных хри­стиан. Суще­ству­ю­щая в Рус­ской Церкви прак­тика под­го­товки к при­ча­стию, в том случае, если чело­век при­ча­ща­ется лишь несколько раз в году, совер­шенно понятна и оправ­данна для тех, кто при­ча­ща­ется редко. Дей­стви­тельно, если чело­век боль­шую часть цер­ков­ного года не живет цер­ков­ной жизнью, не соблю­дает посты уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью, не имеет опыта домаш­ней келей­ной молитвы, для него будет полез­ным про­ве­сти опре­де­лен­ную духов­ную работу над собой, перед тем как при­ча­ститься. Вопросы воз­ни­кают тогда, когда миряне, живу­щие пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью, посе­ща­ю­щие регу­лярно бого­слу­же­ния, соблю­да­ю­щие все уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, изъ­яв­ляют жела­ние при­ча­щаться на каждой вос­крес­ной литур­гии. Как быть в этом случае с обя­за­тель­ным трех-днев­ным постом, учи­ты­вая, что пост в суб­боту вос­пре­ща­ется 64 Апо­столь­ским пра­ви­лом (Аще кто из клира усмот­рен будет постя­щимся в день Гос­по­день, или в суб­боту, кроме единые токмо (Вели­кия суб­боты): да будет извер­жен.  Аще же миря­нин: да будет отлу­чен)?

Не думаю, что будет боль­шим сек­ре­том ска­зать о том, что гото­вя­щийся к совер­ше­нию литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тель не соблю­дает допол­ни­тель­ных пост­ных дней перед при­ча­стием, кроме тех постов, кото­рые уста­нов­лены Цер­ко­вью. На это можно услы­шать воз­ра­же­ние о том, что свя­щен­ник не может совер­шать литур­гию не при­ча­стив­шись, но ведь именно об этом гово­рят каноны и в отно­ше­нии мирян. 9 Апо­столь­ское пра­вило мы уже при­во­дили. Что каса­ется под­го­товки к при­ча­стию, то свя­щен­ники не имеют какого-либо осо­бого при­ви­ле­ги­ро­ван­ного поло­же­ния, о чем и пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Но есть случаи, когда свя­щен­ник не отли­ча­ется от под­на­чаль­ного, напри­мер, когда нужно при­ча­щаться Св. Тайн. Мы все оди­на­ково удо­ста­и­ва­емся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал свя­щен­ник, иное народ и где не поз­во­лено было народу при­об­щаться того, чего при­об­щался свя­щен­ник, людям запре­ща­лось соучаст­во­вать в том, что было для свя­щен­ни­ков. Ныне не так — но всем пред­ла­га­ется одно Тело и одна Чаша…».

Таким обра­зом, мы видим, что воз­ни­кает опре­де­лен­ная кол­ли­зия – свя­щен­ник совер­ша­ю­щий литур­гию осво­бож­да­ется от необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­стием, миря­нин, изъ­явив­ший жела­ние при­ча­щаться каждый вос­крес­ный день вынуж­ден помимо прочих постов соблю­дать трех­днев­ный пост перед при­ча­стием, нару­шая при этом 64 Апо­столь­ское пра­вило, запре­ща­ю­щее пост в суб­боту.

Как обстоит дело в других Помест­ных Церк­вах? Сразу сле­дует ска­зать, что нам не уда­лось про­ве­сти все­объ­ем­лю­щего иссле­до­ва­ния в отно­ше­нии прак­тик всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. В миро­вом пра­во­сла­вии нами условно были опре­де­лены две основ­ные тра­ди­ции – условно гре­че­ская и условно рус­ская. Гре­че­ская прак­тика, к кото­рой мы отно­сим при­ходы Кон­стан­ти­но­поль­ской, Алек­сан­дрий­ской, Антио­хий­ской, Иеру­са­лим­ской, Эллад­ской, Кипр­ской Церк­вей пред­по­ла­гает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян за литур­гией без обя­за­тель­ной испо­веди. При­хо­жане ста­ра­ются при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье, при этом испо­ведь совер­ша­ется в отдель­ное от литур­гии время и никак не свя­зана с при­ча­стием. Более того, испо­ве­до­вать может не всякий свя­щен­но­слу­жи­тель, а только тот, кто полу­чил спе­ци­аль­ную гра­моту от архи­ерея, кото­рая дает право на совер­ше­ние испо­веди. Обычно подоб­ное раз­ре­ше­ние выда­ется свя­щен­но­слу­жи­телю, кото­рый уже имеет доста­точ­ный пас­тыр­ский опыт. Сам факт руко­по­ло­же­ния в свя­щен­ники в гре­че­ской тра­ди­ции еще не озна­чает, что ново­ру­ко­по­ло­жен­ный батюшка сразу полу­чает власть «вязать и решить».

В Серб­ской Церкви нет еди­но­об­ра­зия: все зави­сит от того, где «батюшка учился». Выпуск­ники гре­че­ских духов­ных школ пере­ни­мают тра­ди­ции Эллад­ской Церкви, а свя­щен­ники рус­ской школы счи­тают испо­ведь непре­мен­ным пред­две­рием при­ча­ще­ния, а во вне­пост­ное время многие из них при­ча­щаться не сове­туют.

Самая моло­дая Помест­ная Цер­ковь – Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­рике, кото­рая еще в про­шлом веке имела те же самые про­блемы, кото­рыми мы зада­емся в данном выступ­ле­нии, в насто­я­щий момент явля­ется одной из наи­бо­лее дина­мично раз­ви­ва­ю­щихся Церк­вей в Север­ной Аме­рики. Под­го­тов­кой к при­ча­стию явля­ется сама Литур­гия по слову свя­того Нико­лая Кава­силы: «псалмы и чтения Писа­ний преду­го­тов­ляют нас к освя­ще­нию Свя­тыми Тай­нами». Каждый верный при­ча­ща­ется за каждой Литур­гией. Канон ко свя­тому при­ча­ще­нию и молитвы ко при­ча­ще­нию входят в домаш­нее молит­вен­ное пра­вило.

Допол­ни­тель­ного поста не тре­бу­ется. Соблю­де­ние поста по средам и пят­ни­цам, а также боль­ших постов явля­ется доста­точ­ным. Т.е. к верным предъ­яв­ля­ются те же тре­бо­ва­ния, кото­рые выпол­няют сами свя­щен­ники (цитату из Свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на этот счет мы уже при­во­дили).

Испо­ведь тре­бу­ется регу­ляр­ная (по совету свя­щен­ника – раз в один-два месяца), по соб­ствен­ному жела­нию веру­ю­щего (в боль­шин­стве храмов всегда можно поис­по­ве­ды­ваться до начала литур­гии или после вечерни), в случае если верный впал в смерт­ный грех (убий­ство, пре­лю­бо­де­я­ние, идо­ло­по­клон­ство – вклю­чая уход из церкви на дли­тель­ный период). В Вели­ком Посту испо­ведь обя­за­тельна для всех.

Еще в 70‑х годах про­шлого сто­ле­тия пра­во­слав­ные хри­сти­ане Аме­рики жили в тра­ди­ции «неча­стого» при­ча­стия. Бла­го­даря уси­лиям таких про­слав­лен­ных пас­ты­рей как про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман и про­то­пре­сви­тер Иоанн Мей­ен­дорф сего­дня посе­ща­е­мость вос­крес­ных литур­гий и празд­ни­ков в Пра­во­слав­ной Церкви в Аме­рике (кото­рая не имеет ника­ких других ресур­сов кроме, соб­ственно, цер­ков­ных) – самая высо­кая среди всех пра­во­слав­ных юрис­дик­ций США.

Увы, не во всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах ситу­а­ция столь бла­го­при­ят­ная. Многим из нас зна­кома совре­мен­ная прак­тика Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­рой после­до­ва­ние литур­гии почти повсе­местно исклю­чает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян, т. к. предъ­яв­ля­е­мые тре­бо­ва­ния для при­ча­ще­ния неоправ­данно строги – месяц поста перед при­ча­стием. След­ствием этого стали полу­пу­стые храмы Бол­га­рии.

Хочет ли Рус­ская Цер­ковь пойти по стопам пра­во­слав­ных Бол­га­рии или нет – зави­сит от той пози­ции, кото­рую будет отста­и­вать духо­вен­ство нашей Церкви. Нам пред­став­ля­ется, что суще­ству­ю­щее раз­но­об­ра­зие бого­слу­жеб­ных тра­ди­ций в раз­лич­ных Помест­ных Церк­вах есть совер­шенно нор­маль­ное и объ­яс­ни­мое явле­ние. Но отно­ше­ние к таин­ствам, не может быть тра­ди­цией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем гово­рить лишь о том, кто более, а кто менее соот­вет­ствует тому, что назы­ва­ется Пре­да­нием Церкви.

Разу­ме­ется, речь не идет о том, чтобы снять все воз­мож­ные огра­ни­че­ния и при­ча­щать всех подряд без раз­бора. Как мы уже и гово­рили, для людей при­ча­ща­ю­щихся редко суще­ству­ю­щая прак­тика явля­ется вполне оправ­дан­ной. Но задача пас­тыря в том, чтобы вдох­нов­лять верных для посто­ян­ного уча­стия в Таин­ствах и помочь выра­бо­тать разум­ное и посиль­ное пра­вило под­го­товки. В том случае, если сам верный хочет более пол­ного уча­стия в Таин­ствах, мы должны вся­че­ски под­дер­жи­вать такое стрем­ле­ние и выра­бо­тать разум­ные пас­тыр­ские под­ходы. В этом вопросе нам весьма необ­хо­димо то, что в пра­во­слав­ном бого­сло­вии назы­ва­ется consensus patrum, т.е. «согла­сием отцов». И если свя­то­оте­че­ский consensus patrum по данной про­бле­ма­тике одно­зна­чен, согла­сие отцов ныне здрав­ству­ю­щих не всегда оче­видно.

Пред­став­ля­ется целе­со­об­раз­ным, опи­ра­ясь на каноны Церкви, опре­де­лить инди­ви­ду­аль­ный подход для каж­дого при­хо­жа­нина, учи­ты­вая име­ю­щийся у него опыт цер­ков­ной жизни. В том случае, если чело­век изъ­яв­ляет жела­ние регу­ляр­ного при­ча­стия за каждой вос­крес­ной литур­гией (что идеале должно стать нормой для всех при­хо­жан) воз­можно пре­по­да­ние бла­го­слов­ле­ния на при­ча­ще­ние без допол­ни­тель­ного трех-днев­ного поста (разу­ме­ется, с обя­за­тель­ным соблю­де­нием име­ю­щихся в Церкви постов). Объем молит­вен­ного пра­вила должен быть не меньше име­ю­ще­гося в наших молит­во­сло­вах Пра­вила ко свя­тому при­ча­ще­нию, вклю­ча­ю­щее в себя три псалма, канон и молитвы перед при­ча­ще­нием. Чтение трех кано­нов должно быть остав­лено на усмот­ре­ние гото­вя­ще­гося к при­ча­стию.

Вопрос об обя­за­тель­ной испо­веди, конечно, один из наи­бо­лее дели­кат­ных. Испо­ведь не явля­ется слу­жеб­ным таин­ством по отно­ше­нию к при­ча­ще­нию, и осо­бенно печально, когда испо­ведь мно­гими при­хо­жа­нами по мет­кому заме­ча­нию о. Алек­сандра Шме­мана вос­при­ни­ма­ется как «билет на при­ча­стие». Разу­ме­ется, что и здесь воз­мо­жен инди­ви­ду­аль­ный подход, осо­бенно в тех слу­чаях, если при­хо­жане (согласно 66 пра­вилу VI Все­лен­ского собора) желают при­ча­щаться во все дни Свет­лой сед­мицы. Пыта­ясь огра­дить мирян от фор­ма­ли­за­ции таин­ства при­ча­стия мы, по сути, фор­ма­ли­зуем таин­ство испо­веди, кото­рое из таин­ства «вто­рого кре­ще­ния» ста­но­вится одним из усло­вий для при­ча­стия.

В любом случае пас­тырь всегда должен пом­нить, что он не имеет права тре­бо­вать от пасо­мых того, что он сам не испол­няет. Не лишним для нас было бы пом­нить слова Христа: «…Вам, закон­ни­кам, горе, что нала­га­ете на людей бре­мена неудо­бо­но­си­мые, а сами и одним пер­стом своим не дотра­ги­ва­е­тесь до них» (Лк. 11:46).

И завер­шить свое выступ­ле­ние хоте­лось бы сло­вами архи­манд­рита Ефрема, игу­мена Вато­пед­ского мона­стыря, ска­зан­ные им во время при­не­се­ния в Россию Пояса Пре­свя­той Бого­ро­дицы:

«Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще».

Спа­сибо за вни­ма­ние!

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки