18

Правило 19

20

О 4‑х летней епитимии, как для второбрачных, для нарушивших обет девства. О том, что девы не должны сожительствовать с некоторыми как с братьями.

Те, которые приносят обет девства и нарушают его, пусть понесут наказание двоебрачных. Девам же, сожительствующим с кем-либо как сестры, мы запретили это.

Ὅσοι παρθενίαν ἐπαγγελλόμενοι, ἀθετοῦσι τὴν ἐπαγγελίαν, τὸν τῶν διγάμων ὅρον ἐκπληρούτωσαν. Τὰς μέντοι συνερχομένας παρθένους τισὶν ὡς ἀδελφὰς ἐκωλύσαμεν.

Толкования

Зонара. Давшие обет хранить девство, будут ли это мужи, или жены, если нарушают свои обеты, должны быть подвергаемы епитимии двоебрачных; ибо пределом у отцев называется устав и правило; то есть все, что положено правилами и уставами о двоебрачных, то должно иметь силу и по отношению к ним, так что они должны быть принимаемы по истечении года. А женам, дающим обеты девства, правило возбраняет соединяться с мужами, то есть жить вместе, сожительствовать, даже именуя себя сестрами тех, с которыми вместе живут, дабы не было против них какого-либо неприличного подозрения. А Василий Великий в 18 правиле выразил мнение, что давшая обет девствовать и не сохранившая сего обета должна подлежать осуждению прелюбодейцы.

Аристен. Давший обет девства и нарушающий, да будет отлучен на 4 года; а девы не должны сожительствовать с некоторыми как с братьями.
Это правило в полном тексте требует, чтобы тот, кто дал обет девства и нарушает оный, выполнил епитимию двоебрачных. Епитимия же двоебрачного, как говорит 4‑е правило Василия Великого, состоит в том, чтобы быть в отлучении в течение года, хотя другие отцы отлучали такового на 2 года. А сам Василий Великий в 19‑м своем правиле представляет, что «обетов мужей относительно девства мы не знаем, как разве которые причислили себя к чину монашествующих»; но и для сих мужей, давших обет девства, считает приличным спрашивать их и принимать от них ясный обет; так, чтобы, когда они нарушают свой обет и совратятся к плотоугодному и сладострастному житию, подпадали епитимии блудодействующих. Сделавший сокращение настоящего правила опустил положенное в пространном тексте для нарушившего обет девства отлучение двоебрачных; а прибавил епитимию, положенную таковому Василием Великим, то есть епитимию блудников. А епитимия таковым продолжается 7 лет, из коих 2 года они должны проводить в числе плачущих, 2 в числе слушающих, а другие 2 в числе припадающих и 1 год стоять вместе с верными, а в 8‑й допускаются до приобщения святых Таин, как определяет 59 правило того же Василия Великого. А иногда некоторые подлежащие епитимии блуда несут сие наказание в течение 4‑х лет, 1 год в числе плачущих стоять вне церковной ограды, во 2 год принимаются в число слушающих, в 3‑й допускаются к покаянию с припадающими, а в 4‑й к стоянию с народом, воздерживаясь от приношения, и в 5‑й получают благое причастие, так например те, которые имеют жен после тайного или и насильственного растления, как говорит 22 правило того же святого Василия. Кажется, согласно с сим правилом, сокращавший правило приложил меньшую епитимию блудников, то есть 4‑летие. Это правило также запрещает совершенно девам обращаться вместе с мужчинами под каким бы ни было предлогом.

Вальсамон. Тех, которые нарушили данный ими пред Богом обет хранить девство, отцы подвергают пределу, то есть епитимии двоебрачных. А поскольку некоторые жены, давшие обет хранить девство, как кажется, соблазняли многих тем, что сожительствовали с некоторыми мужами, называя их своими братьями, то отцы запретили и это. А нарушением обета девства называй здесь не блуд, но законный брак; ибо по этому и наказывают отцы таковых только епитимиею двоебрачных. Если некоторые из таковых впали в блуд; то должны быть подвергнуты епитимиям, наказывающим блудников. Девствующими, впрочем, ты должен называть здесь не тех мужей и жен, которые отреклись от мира и избрали монашескую жизнь, но некоторых других приходящих к Богу в мирском одеянии и дающих обет девства. Ибо избравшие монашескую жизнь, если нарушают свой обет Богу и вступают в брак, должны быть подвергнуты не епитимии двоебрачных, но, по расторжении брака, как недействительного, должны быть строго наказаны и отданы в тот монастырь, в котором были пострижены, как мы сказали, и в различных других правилах. Поскольку же Василий Великий в своем 18‑м правиле определяет деву, нарушившую свой обет данный пред Богом, подвергать осуждению прелюбодейцы; то прочти это правило и 46‑е правило 6‑го собора.

Славянская кормчая. Обещався девствовати, и отверг обет, 4 лета да отлучится. И девица приходящи к неким яко к братии, к тому да не приходит.

Толкование. Се убо правило якоже лежит в пространных правилах, обещавшемуся девствовати, и отвергшему девство, двоеженец запрещение исполнити повелевает. Запрещение же двоеженца, якоже 4‑е правило святого Василия повелевает; се есть, еже за едино лето отлучену быти, аще и неции от святых отец на два лета такового отлучают. Сам же Великий Василий в 19‑м правиле своем представляет глаголя, яко исповедания мужем о девстве не познахом, токмо аще где неции себе во мнишескии сан вочтоша; обаче и на тех мужески девствовати обещавающихся, подобно мнит быти еже вопросити их, и исповедание их яве приимати. Понеже аще исповедание свое отвергнут, и к плотолюбивому и сластолюбивому животу приложатся, блудническую епитимию на тех полагает. Скративый убо правило се, лежащее в пространных заповедех, отлучение приведе повелевающее отметающим девство, двоеженца епитимию налагати; сиречь, запрещение великого Василия, наводимую на таковую заповедь приложи, рекше повеленое блудником запрещение наведе. Понеже и запрещение тех, 7 лет есть. 2 убо плачущеся сотворяют. 2 же послушающе божественных писаний. 2 же в припадающих да пребудут. Едино же лето да стоят с верными, молитв токмо причащающеся с ними. В начале же 8‑го лета прияти бывают сподоблени божественных Таин, якоже 59‑е правило того же великого Василия повелевает. Обретаютжеся когда неции, блудника запрещению повинни суще, и за 4 лета запрещение имуще. Едино убо плачущеся, вне притвора церковного стояще. 2‑е же лето в послушающих приимаеми, вне уду церковных дверей стояще, в послушающих божественных писаний. В 3‑е же лето, в покаяние с припадающими вчиневаеми бывают, еже есть, внутрь церкве стояти, на задней стране амвона. В 4‑е же лето стояти с верными, и приобщатися с ними молитв, а не причащатися. В начало же 5‑го лета, благого общения да получат; сиречь, да причастятся. Елицы же жены имут от различия; рекше, прежде счетания брачного растлишася, или нуждею растливше, последи же оженишася ими, яко же, 22‑е правило того же святого Василия заповедает, потому же правилу якоже подобно есть, рекл есть и се правило скративый, меньшую епитимию сиречь, запрещение блудником, рекше 4 лета приложив. Возбраняет же правило се и девицам, яже обещавшияся Господеви девствовати, кроме всякого извета отнюдь с мужи в едином дому пребывати, изветом братства.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать