Разряды кающихся в Древней Церкви

4. Купно­стоящии
(сто­я­щии с верными)

Участво­вали в богослу­жениях вме­сте с вер­ны­ми, но не сподобля­лись при­ча­стия Свя­тых Таин.
3. Припа­дающие

Сто­я­ли внут­ри врат хра­ма и выхо­ди­ли из него вме­сте с оглаше­нными до Литур­гии вер­ных, повер­га­ясь преж­де остав­ле­ния хра­ма перед епи­ско­пом и все­ми веру­ю­щи­ми, про­ся про­ще­ния, отче­го и про­изо­шло и их назва­ние – припадающие.

2. Слуша­ющие

Сто­я­ли внут­ри врат в при­тво­ре и мог­ли находи­ться здесь до молит­вы об оглашенных.

1. Плачу­щие

Сто­я­ли вне две­рей хра­ма часто во вре­ти­ще, с посы­пан­ной пеп­лом голо­вой, и про­си­ли вхо­дя­щих в храм вер­ных помо­лить­ся за них, испо­ве­дая при этом свое пре­ступ­ле­ние. Одни из пла­чу­щих мог­ли сто­ять под кро­вом, дру­гие же сто­я­ли под откры­тым небом, под­вер­га­ясь всем климати­ческим превра­тностям (поче­му и назы­ва­лись обуреваемые).

Пра­ви­ла Анкир­ско­го собо­ра (314 г.) гово­рят о трех раз­ря­дах каю­щих­ся: «слу­ша­ю­щих», «при­па­да­ю­щих» и «пред­сто­я­щих». Наи­бо­лее раз­ви­тая систе­ма цер­ков­но­го пока­я­ния вклю­ча­ла в себя четы­ре эта­па. В слу­чае серьез­ных пре­ступ­ле­ний – идо­ло­по­клон­ства, убий­ства и пре­лю­бо­де­я­ния – к выше­пе­ре­чис­лен­ным трем эта­пам в неко­то­рых епар­хи­ях при­со­еди­ня­ли чет­вер­тый этап «пла­ча».

Каю­щих­ся обыч­но отде­ля­ли от вер­ных (соглас­но сло­вам апо­сто­ла Пав­ла – 1Кор.5:9–18), лиша­ли пра­ва участ­во­вать в ага­пах (вече­рях люб­ви), они долж­ны были стро­го постить­ся для ослаб­ле­ния гре­хов­ных поры­вов. Им над­ле­жа­ло бодр­ство­вать, воз­дер­жи­вать­ся от удо­воль­ствий, молить­ся в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни коле­но­пре­кло­нен­но или пад­ши ниц.

Про­дол­жи­тель­ность про­хож­де­ния каж­дой сту­пе­ни опре­де­ля­ет­ся свя­щен­но­на­ча­ли­ем на осно­ва­нии Цер­ков­ных кано­нов (Пра­вил). В насто­я­щее вре­мя кано­ни­че­ские нор­мы на прак­ти­ке зна­чи­тель­но смяг­ча­ют­ся и ука­зан­ные сте­пе­ни пока­я­ния не используются.

Толь­ко после более или менее про­дол­жи­тель­но­го про­хож­де­ния этих сте­пе­ней пока­я­ния согре­шив­ший допус­кал­ся до при­ча­стия Свя­тых Таин, что озна­ча­ло пол­ное при­ми­ре­ние с Церковью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки