О запрете христианам организовывать пиршества, вводящие в соблазн окружающих.
О том, что не должно священнослужителям или клирикам устраивать пиршества вскладчину, а равно и мирянам.
Ὅτι οὐ δεῖ ἱερατικοὺς ἢ κληρικοὺς ἐκ συμβολῆς συμπόσια ἐπιτελεῖν, ἀλλ᾽ οὐδὲ λαϊκούς.
Толкования
Зонара. Посвященным, да и каждому христианину должно жить скромно. А устраивать пиршества в складчину, то есть, когда деньги даются многими, чтобы чрез это столы были роскошные, правило запрещает, как причину пьянства, объедения и других безобразий.
Аристен. Складчинных пиршеств ни мирянин, ни клирик не должен устроять.
Ради пиршества ни клирик, ни мирянин, не должны делать складчины.
Вальсамон. Пиршество бывает случаем к пьянству; а за пьянством следуют бесчинства и безобразия, а за сими ссоры и пренебрежение к Богу. Итак, отцы определяют, чтобы ни посвященные, ни клирики, ни миряне не делали пиршества в складчину; ибо это значит слово – συμβολή от συμβάλλω – вместе сбрасываю, то есть, содействую.
Славянская кормчая. 54. Не подобает священником ни причетником по совещанию пиров творити, ни мирским человеком. (Никон. 12; Никон. 24).
Толкование. Священником, и всем христианом, чисто подобает жити. А еже по совещанию творити пиры, еже есть, якоже мнози совещавше дают златники кождо от себе, яко да купят брашна различная и вино, и сотворят трапезу богату, и собравшеся купно ядят и пиют, от сего возбраняет правило, яко пиянства и объедения, и иного безобразия вина есть таковое дело.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментировать