2

Правило 3

4

О возможности икономии для многобрачных.

Время покаяния, определенное для впадающих в многочисленные браки, известно, однако их обращение и вера сокращают это время.

Περὶ τῶν πλείστοις γάμοις περιπιπτόντων ὁ μὲν χρόνος σαφὴς ὁ ὡρισμένος, ἡ δὲ ἀναστροφὴ καὶ ἡ πίστις αὐτῶν συντέμνει τὸν χρόνον.

Толкования

Зонара. Василий Великий в 4‑м правиле говорит, что троебрачные отлучаются на 5 лет, и этот срок, по его словам, не от правила, но от обычая и последования предшественникам. И троебрачие он возводит в многобрачие. Но какое время настоящее правило называет определенным, неизвестно, ибо этот собор был много ранее Василия Великого, и, конечно, если бы прежде сего собора определено было время покаяния для троебрачных, оно не осталось бы неизвестным мудрому во всем Василию; разве и этот собор определенным временем называет обычай. И так время, говорит, определено; а обращение кающихся в троебрачии, и вера их в Бога сокращает это время; ибо если устрояющий спасение их видит, что они показывают усердие и горячность в покаянии, и не отчаиваются, но веруют, что по великой благости Божией отпустится им это прегрешение, то сокращает время и уменьшает его.

Аристен. Время для троебрачных ясно; а рачительность покаяния сокращает оное.
Время покаяния для троебрачных и многобрачных указано в 4‑м правиле Василия Великого и в 80‑м его правиле. Ибо он говорит, что троебрачный отлучается на 5 лет; впрочем, не заграждается ему вход в церковь совершенно, — но в течение 2‑х или 3‑х лет он удостаивается слушания божественных Писаний, и после сего до исполнения 5‑летия стоит с верными, но до благого причастия не допускается, и таким образом, если искренно раскаивается, приемлется в общение. А многобрачные, как погрешающие несколько более, чем блудом, должны год проводить с плачущими, 3 — с припадающими, и таким образом быть приемлемы вместе с верными. Но во власти епископа состоит, как говорит настоящее правило, уменшить время покаяния, смотря по образу жизни и вере кающегося.

Вальсамон. Правило говорит, что многобрачные подвергаются епитимии на определенное время, то есть известное прежде из обычая. Впрочем, епископскому рассуждению предоставляется сократить и это время по причине доброго обращения согрешившего. А поскольку из этого правила не видно — ни того, кто суть многобрачные, ни того, какое определенное время, и посему рассуждаемо было об этом и так, и иначе, то и мы не могли написать что-нибудь здесь.
Впрочем, в 4‑м правиле Василия Великого, если Бог даст, мы хотим сказать, что нужно, о троебрачных и многобрачных и о времени назначаемых тем и другим епитимий.

Славянская кормчая. Многоженцем покаяния время явлено есть. Потщаливое же покаяние может скратити.

Толкование. Многоженца убо, троеженца и четвероженца именует правило ее. Время же запрещения и покаяния их лежит, в 4‑м и в 80‑м правиле великого Василия: на 5 бо лет повелевает троеженца отлучати. Обаче же не отнюд отревает его от церкве: но за 2 лета божественых писаний послушания сподобити того: и потом даже до исполнения стояти с верными, благого же общения не причащатися: и тако прилежно и всем сердцем покаявшеся, на общение святыни прияти. Многоженцы же, рекше, четвероженцы, иже большими паче и блудодеяния согрешают, лето едино да плачются: 3 же лета да припадают, и лето едино да стоят с верными. И по скончании 5‑ти лет да будут прияти на общение. Власть же имать епископ, якоже правило сие глоголет, умножити или умалити время покаяния, взирая на житие или на веру кающегося.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки