6

Правило 7

8

О запрете пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца.

Пресвитер на свадьбах второбрачных да не пирует. Ведь если второбрачный нуждается в покаянии, то что это за пресвитер, который своим участием в пиршестве одобряет такие браки?

Πρεσβύτερον εἰς γάμους διγαμούντων μὴ ἑστιᾶσθαι· ἐπεὶ μετάνοιαν αἰτοῦντος τοῦ διγάμου, τίς ἔσται ὁ πρεσβύτερος, ὁ διὰ τῆς ἑστιάσεως συγκατατιθέμενος τοῖς γάμοις;

Толкования

Зонара. Двубрачие состоит под епитимию, ибо не допускается до святого причащения в течение года; а епитимию налагают священники, когда вступивший во 2‑й брак приходить на покаяние. Итак, какой бы был священник, говорит правило, который чрез свое присутствие казался бы одобряющим 2‑й брак, то есть, как не устыдится налагать епитимию на двоебрачного тот, кто своим присутствованием соизволяет на двубрачие? Но так на письме, а мы видели — и патриарха, и различных митрополитов, пиршествовавших с царем, вступавшим во 2‑й брак.

Аристен. Пресвитер не пиршествует у двубрачных; ибо когда тот имеет нужду в прощении, кто его удостоит прощения?
Священник, благословив двоебрачного, должен удалиться от трапезы и не пиршествовать вместе с ним. Ибо если двоебрачный состоит под епитимиею, то какое извинение будет иметь тот пресвитер, который, присутствуя на пиршестве, одобряет такие браки?

Вальсамон. Мирянину, вступившему во 2‑й брак, не дозволяется причаститься божественных Таин тотчас, но по истечении года. Итак, правило говорит, что поскольку эта епитимия назначается вступившему во 2‑й брак священником, то он не должен пиршествовать с ним на браке, ибо является мысль, что он как бы одобряет своим присутствием и не будет в состоянии подвергнуть вступившего во 2‑й брак епитимии. Итак, правило хорошо определило, чтобы священник не пиршествовал с ним во время брака, ибо после брака не должно быть запрещено возлежат вместе с ним, как с находящимся не вне общения. Ибо некто сказал в одно время, что вступивший во 2‑й брак принимается на покаяние и подвергается епитимии по расторжении второбрачия (ибо пока брак еще существует, это не может иметь места по правилу) и услышал, что этот брак не есть недозволительный, так чтобы и уничтожать его, и потому он остается в силе, но подвергается умеренной епитимии, как сказано.

Другое толкование. Настоящее правило запрещает пресвитерам пиршествовать с двоебрачными и этим показывает, что 2‑й брак подвергается епитимии. То же самое открывается и из 3‑го правила Неокесарийского собора и из 4‑го правила святого Василия. Но поскольку мы видим, что некоторые соблазняются тем, что совсем ни один вступивший во 2‑й брак никогда не был подвергнут епитимии, и что не полагают препятствий благословению такого брака, а скорее бывает, что и позволяют посредством указа хартофилакса, и мы видели — и патриарха, и других архиереев пиршествующих с двоебрачными царями и другими вельможами, то говорим, что, хотя на основании указанных правил, вступающие во 2‑й брак подлежат епитимии временного отлучения от общения, но определение (τόμος) единения, помещенное нами в 4‑м правиле святого Василия, сравнив во всем 2‑й брак с 1‑м, и сказав, когда и эти должны быть подвергаемы епитимии, отменило эту епитимию. Ибо в сем определении между прочим говорится это и о 3‑м браке. Но и 2‑го и 1‑го брака мы не дозволяем без тщательного исследования, а определяем, чтобы и сии браки были устрояемы так, чтобы не могли быть обвиняемы ни в чем худом, чтобы не были в следствие похищения, или после предшествовавшего тайного растления; но чтобы были законны и чисты от таких скверн и злой нечистоты; и далее подвергает епитимии только таковые браки, а прочие оставляет без епитимии.

Славянская кормчая. Пресвитеру у двоеженца на браце не ясти. Не достоит пресвитеру у двоеженца на браце ясти. Тому бо покаяния требующу, оного кто сподобит милости.

Толкование. Пресвитер, благословив двоеженца с женою, от трапезы да отидет, и да не яст с ними. Аще бо запрещению повинен есть двоеженец, которое будет пресвитеру помилование, еже ядения ради к таковому слагающуся браку.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать