Храм Божий – высшее, что есть на земле – протоиерей Валериан Кречетов

Храм Божий – высшее, что есть на земле – протоиерей Валериан Кречетов


В сего­дняш­нем Еван­ге­лии гово­рится о том, что на соро­ко­вой день после рож­де­ния Спа­си­тель был при­не­сен в храм, как и подо­бало вся­кому пер­во­рож­ден­ному мла­денцу муже­ского пола: он дол­жен был посвя­щаться Богу.

Проповедь на Сретение Господне

 

Лк., 7 зач., II, 22–40.

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа.

В сего­дняш­нем Еван­ге­лии гово­рится о том, что на соро­ко­вой день после рож­де­ния Спа­си­тель был при­не­сен в храм, как и подо­бало вся­кому пер­во­рож­ден­ному мла­денцу муже­ского пола: он дол­жен был посвя­щаться Богу. И в Иеру­са­лим­ском храме встре­тили Его свя­тые Симеон Бого­при­и­мец и про­ро­чица Анна.

Исто­рию свя­того пра­вед­ного Симеона Бого­при­имца, навер­ное, мно­гие знают. Он был одним из семи­де­сяти пере­вод­чи­ков-тол­ков­ни­ков Биб­лии. Чело­век он был по тому вре­мени очень обра­зо­ван­ный. И когда пере­пи­сы­вал книгу про­рока Исайи и дошел до слов Се Дева во чреве при­и­мет, и родит Сына, и наре­кут имя Ему Эмманyил, еже есть ска­за­емо, с нами Бог (Ис.7:14), то, по чело­ве­че­скому разу­ме­нию, он решил: «Как это может быть? Это же невоз­можно!» И он решил испра­вить. И есть даже в Тре­тья­ков­ской гале­рее кар­тина, запе­чат­лев­шая, как он соби­ра­ется соскоб­лить ножом и испра­вить слово «дева» на «жен­щина». Но ангел оста­но­вил его и ска­зал: «Все, что здесь напи­сано, – истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не уви­дишь испол­не­ния этого про­ро­че­ства». И Симеон про­жил три­ста лет, пока не испол­ни­лось это про­ро­че­ство. А как это про­изо­шло, вы слы­шали в сего­дняш­нем Евангелии.

Вто­рое из дей­ству­ю­щих лиц сего­дняш­него празд­не­ства ‑про­ро­чица Анна, вдо­вица чистая, при храме в посте и молитве под­ви­за­лась, и она тоже спо­до­би­лась видеть при­не­сен­ного в храм Спасителя-Младенца.

Этот празд­ник Сре­те­ния, так же, как празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы, при­зы­вает всех к посе­ще­нию храма Божия.

Самое выс­шее, что есть на земле из дан­ных чело­веку бла­го­де­я­ний, – это храм Божий. В нем пре­бы­вает бла­го­дать Божия, в нем совер­ша­ются все таин­ства, в нем пре­бы­вает неви­ди­мый гор­ний мир. Цер­ковь во всей пол­ноте своей все время нахо­дится прежде всего в храме Божием.

Есть виде­ния, кото­рые были во время бого­слу­же­ний. Вы зна­ете, наш храм Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы – сви­де­тель­ство этой истины. Андрей, Хри­ста ради юро­ди­вый, и его уче­ник Епи­фа­ний видели, как Матерь Божия покры­вает своим Покро­вом всех моля­щихся. И вме­сте с Ней – ангелы, апо­столы, про­роки и все святые.

Ангел явился про­року Заха­рии в алтаре, когда воз­ве­стил ему о рож­де­нии Иоанна Предтечи.

Ангелы-хра­ни­тели все­гда нахо­дятся у пре­стола Божия в хра­мах, и это – сви­де­тель­ство того, что здесь осо­бое место пре­бы­ва­ния без­п­лот­ных сил и вообще свя­тых. Поэтому Цер­ковь вос­пе­вает так: В храме сто­яще славы Твоея, на Небеси сто­яти мним.

Исходя из этого, и все свя­тые прежде всего стре­ми­лись в храм Божий. И если они не нахо­ди­лись в глу­бо­кой пустыне, как пре­по­доб­ные Анто­ний Вели­кий или Марк Фра­че­ский, Павел Фивей­ский или Мария Еги­пет­ская, то все они прежде всего все­гда пре­бы­вали в храме Божием.

Так что наши празд­ники, памяти свя­тых гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти посе­ще­ния храма Божия.

Одна из наших рус­ских свя­тых, бла­го­вер­ная кня­гиня, под­ви­за­лась в домаш­ней молитве, в посте, дела мило­сер­дия совер­шала, бла­го­тво­рила много, ста­ра­лась боль­ных посе­щать. И вот неко­ему рабу Божи­ему было такое явле­ние. Ему было ска­зано: «Скажи ей, что добре она под­ви­за­ется, все это она хорошо делает. Но скажи ей, чтобы она обя­за­тельно все-таки в храм приходила».

То есть, хотя она и вела жизнь пра­вед­ную и мило­серд­ную, но при всем при том, если храм есть, то его нужно обя­за­тельно посе­щать. Вот ответ на мно­го­чис­лен­ные воз­ра­же­ния: «Глав­ное, мол, – в душе, а в храм Божий ходить – неважно».

Если вос­пи­та­ние Матери Божией – Той, Кото­рая стала чест­ней­шей херу­вим и слaв­ней­шей без срав­не­ния сера­фим, – про­ис­хо­дило в храме Божием, если Гос­подь был при­не­сен Мате­рью Божией в храм и здесь Его встре­тил Симеон Бого­при­и­мец, кото­рый узрел в этом испол­не­ние того, что ему было пред­ска­зано: ты не умрешь до тех пор, пока не уви­дишь сво­ими гла­зами Того, про Кого ты читал и думал: как это может быть? – то что еще нужно гово­рить о зна­че­нии храма Божия в нашей жизни?

И здесь Симеон Бого­при­и­мец гово­рит заме­ча­тель­ные слова, обра­ща­ясь к Спа­си­телю: Ныне отпу­ща­еши раба Тво­его, Вла­дыко, по гла­голу Тво­ему с миром, яко виде­сте очи мои спа­се­ние Твое, еже еси уго­то­вал пред лицем всех людей, свет во откро­ве­ние язы­ком, и славу людей Твоих Изра­иля.

В этих сло­вах заклю­чен глу­бо­чай­ший смысл, кото­рый Цер­ковь вло­жила в пес­но­пе­ния сего­дняш­него празд­ника. Под­твер­ждая и утвер­ждая эти слова Симеона Бого­при­имца, от лица Гос­подня вос­пе­вает Цер­ковь: Не ста­рец Мене дер­жит, но Аз держу его: той бо от Мене отпу­ще­ния про­сит. Внешне Мла­денца дер­жит на руках Симеон Бого­при­и­мец, но он дер­жит Того, Кто дер­жит всё тво­ре­ние в Своей руке.

В этих сло­вах заклю­чен глу­бо­чай­ший смысл. Когда в нашей жизни ино­гда воз­ни­кают такие мысли, что мы что-то там делаем, как гово­рят, для сози­да­ния, для под­дер­жа­ния Церкви, что мы защи­щаем, отста­и­ваем Цер­ковь, – на самом деле Цер­ковь нас защи­щает, и отста­и­вает, и сози­дает нас.

Когда еще в Вет­хом Завете люди при­но­сили дары в цер­ковь, то Гос­подь гово­рил им: «То, что вы Мне при­но­сите, не Мое ли это? Поэтому при­но­сите мне свою душу». Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч.23:26) – так гово­рит Гос­подь. Нужно пом­нить эту истину: что когда мы что-то совер­шаем, как бы ради Бога или же во славу Божию, на самом деле не мы это совер­шаем, а Гос­подь спо­доб­ляет нас это совер­шать или при­ни­мать в этом уча­стие. Ибо неви­димо совер­ша­ется всё бла­го­да­тью Божией. Всё тво­рит Господь.

Было такое виде­ние: там была некая тра­пеза, пир, и все участ­вуют, каж­дый что-то делает, но участ­вует и Гос­подь тоже. И Гос­подь тру­дится больше всех.

Если мы что-то делаем, то делаем потому, что Гос­подь дал нам силы, дал разу­ме­ние, и мы можем это делать. Ведь если у тебя не будет ни рук, ни ног, ни разума, – что ты смо­жешь делать? Если ты дела­ешь что-то, то потому, что тебе дано. И тот, кто делает, и делает так, как подо­бает, совер­шает то, что дол­жен. Вот если он не делает, то совер­шает преступление.

Свя­той апо­стол Павел, полу­чив бла­го­дать апо­столь­ства, гово­рит: Аще… бла­го­вест­вyю, несть ми похвалы: нyжда бо ми нале­жит: горе же мне, аще не бла­го­вест­вую (1 Кор.9:16).

Такие слова можно ска­зать обо всем. Если ты что-то дела­ешь ради Бога – я уж не говорю, для храма, для Церкви, а вообще что-то дела­ешь доб­рого, – то ты дела­ешь то, что дол­жен делать, и горе тебе, если ты этого не дела­ешь. А то, что дела­ешь, ты дела­ешь потому, что тебе дано. Ты не смо­жешь ничего сде­лать, если в тебе не будет этого дарования.

Свя­той пра­вед­ный Симеон Бого­при­и­мец не дождался бы рож­де­ния Спа­си­теля, если бы ему не дано было такое дол­го­ле­тие. Гос­подь дал ему и дер­жал его: Не ста­рец Мене дер­жит, но Аз держу его: той бо от Мене отпу­ще­ния просит.

Вот это как раз и есть то, что должно быть в душе каж­дого веру­ю­щего чело­века. Пом­нить нужно, что всё – от Бога, и с Богом, и к Богу: Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин.1:3). Всё, что мы имеем, мы имеем как дар Божий, и если что при­но­сим, то Божие.

Вот про­стей­ший при­мер: детей рас­тят, вос­пи­ты­вают, учат. А потом этот ребе­нок, выра­щен­ный роди­те­лями, полу­чив­ший обра­зо­ва­ние, про­фес­сию, что-то поку­пает и при­но­сит в пода­рок своим роди­те­лям на день рож­де­ния или на име­нины. Какую часть он делает из того, что для него сделано?

Восточ­ная муд­рость гла­сит, что если ты на ладони своей изжа­ришь яич­ницу для своей матери, ты ничего еще для нее не сде­лал. То есть, дер­жать на огне руку так, чтобы там зажа­ри­лась яич­ница – такое само­по­жерт­во­ва­ние, – и то еще это ничто из того, что ты дол­жен был бы для нее сде­лать. Если, как гово­рит зем­ная муд­рость чело­ве­че­ская, кото­рая тоже всё чер­пает от Бога, мы в таком долгу перед сво­ими роди­те­лями, от кото­рых полу­чили жизнь, в каком же мы долгу перед Богом, от кото­рого имеем всё ? И что мы при­но­сим Ему из того, что нам дано?

Поэтому Гос­подь, явив Свое неиз­ре­чен­ное сми­ре­ние, ска­зал: Шесть дней делай и сотво­риши в них вся дела твоя; в день же седь­мый, суб­бота Гос­поду Богу тво­ему (Исх.20:9–10). Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что, Вла­дыка и Тво­рец всего, Он не взял себе бoль­шую часть, не взял поло­вину, ни тре­тью часть – а только одну седь­мую. И то, если взгля­нуть на это по?настоящему, то это больше дар Божий нам, чем наш – Богу. Потому что, выры­ва­ясь из кру­го­верти суеты, мы при­хо­дим в храм Божий, полу­чаем здесь бла­го­дать и хоть тогда заду­мы­ва­емся над брен­но­стью этой жизни. И очи­ща­ется душа, и обновляется.

Будем же ценить дар Божий, кото­рый дан каж­дому чело­веку в его даро­ва­ниях. И этот без­цен­ный дар, дар мило­сти Божией: веры истин­ной, храм Божий. Будем ценить это и по воз­мож­но­сти посе­щать храм Божий и сми­ряться, все­гда напо­ми­нать себе, что если мы при­шли сюда, то не мы что-то совер­шили, а Гос­подь спо­до­бил нас всту­пить в это свя­тое место. Аминь.

15 фев­раля 2001 г.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки