Слово на день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — протоиерей Сергий Булгаков

Слово на день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — протоиерей Сергий Булгаков

(1 голос5.0 из 5)

Цер­ковь тво­рит ныне память двух пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла, но в лице их и всего апо­столь­ства (неда­ром сле­ду­ю­щий же день, 30 июня, освя­щен памя­тью “Собора 12 апо­сто­лов”). В них как бы оли­це­тво­ря­ются обе сто­роны апо­столь­ского слу­же­ния: иерар­хи­че­ская – в лице ста­рей­шины апо­столь­ского собора апо­стола Петра, и учи­тель­ствен­ная – в лице апо­стола Павла, более всех потру­див­ше­гося в про­по­ве­да­нии Еван­ге­лия. А между ними явно при­сут­ствие и самого воз­люб­лен­ного уче­ника Хри­стова, апо­стола любви, “старца” Иоанна (хотя память его и совер­ша­ется особо).

Все апо­столы (кроме апо­стола Павла) были “сви­де­те­лями” (Деян.1:8) зем­ной жизни Гос­пода, при­зван­ными воз­ве­стить о том, что они “слы­шали, что видели сво­ими очами” (Ин.1:1–3). При­ше­ствие в мир Гос­пода во испол­не­ние вре­мен и сро­ков было при­уго­то­вано на земле. Его ждали, гото­вые встре­тить, все те, кото­рые были удо­сто­ены этого избра­ния, начи­ная с Пред­течи и пра­вед­ного Иосифа Обручника.

В числе их были избран­ники избран­ного народа Божия, сми­рен­ные рыбари, но буду­щие апо­столы. Их Гос­подь избрал и при­звал, их сде­лал сви­де­те­лями чудес Своих, им откры­вал тайны Цар­ствия Божия. Их Он посы­лал на про­по­ведь, наде­ляя даром исце­ле­ния и вла­стью над бесами еще в дни зем­ной жизни Своей, им пове­лел про­по­ве­ды­вать Еван­ге­лие всей твари по вос­кре­се­нии Своем. Им нис­по­слал Он от Отца – Свя­того Духа, и в этой пол­ноте даров в них явил пол­ноту Церкви Своей. Во испол­не­ние веле­ния Гос­пода “во всю землю изыде веща­ние их и во все концы все­лен­ныя гла­голы их”. Цер­ковь убла­жает св. апо­сто­лов, как избран­ни­ков Хри­сто­вых, и “чтит болезни и труды” их, подъ­ятые “во бла­го­ве­стие Христово”.

Теперь спро­сим себя: что же именно в слу­же­нии апо­столь­ском при­над­ле­жит только лично апо­сто­лам и что вве­рено и заве­щано в лице их и всей Церкви, кото­рую пред­став­ляли они в Сион­ской гор­нице в день Пяти­де­сят­ницы? Прежде всего, пол­нота всех даров, сосре­до­то­чен­ных в лич­но­сти каж­дого из апо­сто­лов, конечно, не пере­да­ется цели­ком ни одному из чле­нов Церкви. В этом смысле их дары и слу­же­ние были един­ственны и непе­ре­да­ва­емы. Апо­столы соеди­нили в себе, с сово­куп­но­стью иерар­хи­че­ских пол­но­мо­чий, дар и про­ро­че­ства, и чудо­тво­ре­ния, и про­по­ве­да­ния. Они в себе вопло­щают всю силу Церкви, власть и совесть ее, почему они и явля­ются в день Суд­ный сидя­щими на пре­сто­лах судить 12 колен Изра­и­ле­вых (Мф.19:28). И, конечно, не может быть пере­дано то их исклю­чи­тель­ное лич­ное пре­иму­ще­ство, что все они “видели Гос­пода”. Однако же вся пол­нота даров Духа Свя­того в лице их вве­рена Церкви, хра­нится в ней и сооб­ща­ется чле­нам Церкви, хотя и ника­кой отдель­ный чело­век не может иметь ее так, как ее имели свя­тые апо­столы (и лишь рим­ский пер­во­свя­щен­ник ныне мнит иметь эти дары даже в боль­шей пол­ноте, нежели все отдель­ные апо­столы, именно как апо­стол Петр, с лицем кото­рого он себя отождествляет).

Прежде всего пере­да­ется иерар­хи­че­ское пре­ем­ство через апо­столь­ское руко­по­ло­же­ние с вла­стью тай­но­дей­ствия. В этом и состоит так назы­ва­е­мое апо­столь­ское пре­ем­ство иерар­хии. Пере­да­ется далее и власть сооб­ще­ния даров Свя­того Духа, совер­шав­ше­гося апо­сто­лами над вся­ким кре­ще­ным хри­сти­а­ни­ном через руко­по­ло­же­ние, и ныне через таин­ствен­ное миро­по­ма­за­ние. Цер­ковь имеет и дары исце­ле­ний, и власть над демо­нами, и силу про­ро­че­ского слу­же­ния, но эти дары уже не пере­да­ются пре­ем­ственно и непре­рывно, но пода­ются во вре­мена, угод­ные Богу, лицам, для того пре­ды­з­бран­ным. И, нако­нец, Цер­ковь содер­жит и апо­столь­ское слу­же­ние, состо­я­щее в про­по­ве­да­нии и испо­ве­да­нии веры. Это и есть, прежде всего, апо­столь­ство: “шедше убо научите вся языки” (Мф.28:19); Идите по всему миру, про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари (Мк.26:15). К кому же прямо отно­сится это запо­ве­да­ние Гос­пода: к апо­сто­лам ли только, непо­сред­ственно пред­сто­яв­шим Ему, или же – в лице их – ко всем чле­нам Церкви без вся­кого огра­ни­че­ния? Можно, конечно, ура­зу­ме­вать эти слова и в пер­вом, сужен­ном смысле, относя их только к бого­уста­нов­лен­ной иерар­хии и изъ­яс­няя про­по­ве­да­ние слова как ее исклю­чи­тель­ное преимущество.

Несо­мненно, в этом тол­ко­ва­нии есть своя доля истины, состо­я­щая в том, что иерар­хия полу­чает через руко­по­ло­же­ние наро­чи­тый долг и сугу­бый дар цер­ков­ного про­по­ве­да­ния, в част­но­сти, в связи с бого­слу­же­нием, с высоты цер­ков­ного амвона. Однако было бы пре­уве­ли­че­нием, дохо­дя­щим до свое­воль­ного иска­же­ния слов Спа­си­теля, совер­шенно исклю­чать этим тол­ко­ва­нием при­зва­ние и вся­кого хри­сти­а­нина к про­по­ве­да­нию, кото­рое есть прежде всего испо­ве­да­ние, ибо ко вся­кому обра­щено слово Гос­пода: “Кто испо­ве­дает Меня перед людьми, того испо­ве­даю и Я пред Отцом Моим Небес­ным” (Мф.10:32).

Свя­тые муче­ники, испо­ве­дав­шие свою веру пред вла­стями мира сего среди муче­ний, явля­лись и самыми дей­ствен­ными про­по­вед­ни­ками, и, подобно этому, можно ска­зать, что каж­дый хри­сти­а­нин, сло­вами и делами при­зван­ный испо­ве­дать Гос­пода и тем самым Его про­по­ве­ды­вать, при­зы­ва­ется к апо­столь­ству, хотя и раз­личны бывают пути и образы этого про­по­ве­да­ния, также как и раз­личны дары. Можно ска­зать, что между раз­ными дарами апо­столь­ства неко­то­рые, именно пол­но­мо­чия иерар­хи­че­ские, уна­сле­ды­ва­ются только немно­гими, дру­гие же, как про­ро­че­ства и чудо­тво­ре­ния, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев и вовсе не насле­ду­ются, состав­ляя досто­я­ние лишь еди­нич­ных исклю­че­ний, но дар про­по­ве­да­ния и долг испо­ве­да­ния сооб­ща­ется всем.

Все хри­сти­ане при­частны к при­зва­нию и слу­же­нию апо­столь­ства, а, стало быть, и его дару, все, пома­зан­ные Духом, состав­ляют народ Божий, цар­ствен­ное свя­щен­ство, все имеют зов апо­столь­ства. Об этом сви­де­тель­ствует, прежде всего, нали­чие чина рав­ноап­о­столь­ства, кото­рое, конечно, озна­чает слу­же­ние, подоб­ное апо­столь­скому. И этот чин при­ме­ня­ется Цер­ко­вью неза­ви­симо от того, явля­ется ли его удо­сто­ив­шийся носи­те­лем цер­ков­ного сана. В этом чине есть и муж­чины и жен­щины: царь Кон­стан­тин и вели­кий князь Вла­ди­мир, свя­тые Кирилл и Мефо­дий наряду с цари­цей Еле­ной и вели­кой кня­ги­ней Оль­гой, миро­но­си­цей Марией Маг­да­ли­ной, пер­во­му­че­ни­цей Фек­лой и свя­той Ниной. Они, будучи в своем зва­нии, вошли в подвиг и труд апо­столь­ства, разу­ме­ется, не в том, что состав­ляет апо­столь­ское досто­я­ние, но в том, что для всех хри­стиан доступно, а, сле­до­ва­тельно, и обя­за­тельно, именно испо­ве­да­ние, а тем самым и про­по­ве­да­ние веры Христовой.

Ко всем обра­щает слово свое пер­во­вер­хов­ный: “будьте все­гда готовы вся­кому тре­бу­ю­щему у вас отчета о вашем упо­ва­нии дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием” (1Пет.3:15). Здесь одно­вре­менно гово­рится и о том, что слово испо­ве­да­ния дается лишь в ответ на вопро­ше­ние, но и о том, что к нему надо быть все­гда гото­вым. Эта готов­ность, правда, не все­гда встре­чает при­ме­не­ние в жизни. Однако, она явно сви­де­тель­ство­ва­лась в пер­вен­ству­ю­щей Церкви, когда хри­сти­ане были ведомы на суди­лища и уби­ва­емы за Имя Хри­стово, и она же сви­де­тель­ству­ется непре­станно и в наши дни на родине нашей, где испо­ве­да­ние веры стало не менее ответ­ствен­ным, нежели в первохристианстве.

Но и вне пря­мого внеш­него гоне­ния на веру, она все­гда нахо­дится в состо­я­нии более тон­кого пре­сле­до­ва­ния насмеш­кой, пре­зре­нием, даже рав­но­ду­шием, и ее испо­ве­да­ние боль­шей частью явля­ется неко­то­рым нрав­ствен­ным муче­ни­че­ством, но тем самым и про­по­ве­дью. При этом такая про­по­ведь не может огра­ни­чи­ваться только одной духов­ной само­за­щи­той, потому что она должна выте­кать из дея­тель­ной любви и заботы о дру­гих бра­тьях наших, не веда­ю­щих Хри­ста. И если прежде эта про­по­ведь имела в виду пре­иму­ще­ственно язы­че­ство внеш­нее, то теперь она обра­щена и к язы­че­ству, воз­ни­ка­ю­щему в хри­сти­ан­ской среде, к тому бого­бор­ству и хри­сто­бор­ству, кото­рое про­ис­хо­дит во всем мире, и прежде всего в нашем отечестве.

Хри­сти­а­нин не может отно­сится к этому натиску неве­рия, к про­по­веди анти­хри­сти­ан­ства с рав­но­ду­шием, или даже только обо­ро­ни­тельно, он дол­жен стре­миться вести с ним насту­па­тель­ную борьбу, потому что это не есть борьба лишь за отвле­чен­ное уче­ние, но и за живые души. И эту встреч­ную про­по­ведь свою он дол­жен вести при­ме­ни­тельно к тре­бо­ва­ниям места и вре­мени, для всех быть всем, чтобы “некако некия спа­сти” (1Кор.9:22). Воз­зрите на самого апо­стола Павла, как раз­лично он про­по­ве­дует в еврей­ской сина­гоге и в афин­ском аре­о­паге, сколь раз­ли­че­ствует Посла­ние к евреям от Посла­ния, ска­жем, к ефе­ся­нам. Посмот­рите, сколь раз­лична даже самая про­по­ведь Еван­ге­лия, напри­мер, у еван­ге­ли­ста Марка и еван­ге­ли­ста Иоанна Богослова!

Про­по­ведь Еван­ге­лия есть зерно веч­ной жизни, кото­рое обле­ка­ется в раз­лич­ные покровы. И для нашего вре­мени мы должны искать свой соб­ствен­ный покров, чтобы достойно явить ее. Созна­ние совре­мен­ного чело­ве­че­ства нахо­дится в зави­си­мо­сти от науч­ных дости­же­ний его, оно подав­лено ими, и долг совре­мен­ной про­по­веди, совре­мен­ного апо­столь­ства состоит, между про­чим, и в том, чтобы подъ­явши с веком духов­ное иго его науч­но­сти, под­к­ло­нить его кре­сту, а также и в свете науки являть свет истины Хри­сто­вой. Совре­мен­ное апо­столь­ство в таком смысле тре­бует наро­чи­того труда для при­го­тов­ле­ния к нему. Конечно, свет хри­сти­ан­ства оста­ется в неиз­мен­но­сти своей во все вре­мена, как бы ни изме­ня­лись поня­тия века и, с дру­гой сто­роны, все­гда оста­ются в силе раз­ли­чия духов­ных воз­рас­тов и состо­я­ний человека.

Поэтому и теперь оста­ется свое место для раз­ных обра­зов испо­ве­да­ния и про­по­ве­да­ния. Мать, обу­ча­ю­щая молитве и исти­нам веры сво­его ребенка, сми­рен­ная ста­рица, обра­зом бла­го­че­стия сво­его невольно зара­жа­ю­щая всех, ее видя­щих, скром­ный пас­тырь, в тишине и тер­пе­нии рабо­та­ю­щий на ниве духов­ной, совер­шают то же апо­столь­ское дело, что и уче­ный бого­слов, воору­жен­ный истин­ным зна­нием про­тив зна­ния лже­имен­ного, побо­ра­ю­щий све­том Хри­сто­вым мни­мый свет того про­све­ще­ния, кото­рое есть тьма. Рев­ность апо­столь­ская объ­ем­лет все сред­ства и все воз­мож­но­сти, и каж­дому дается свой дар и свое служение.

Свя­тые апо­столы, сами при­явши слово от Слова, пере­дали Церкви пре­ем­ство слова, кото­рое про­по­ве­ду­ется в ней до скон­ча­ния века, и все хри­сти­ане суть слу­жи­тели слова, ими воспринятого.

Да умно­жится в Церкви Хри­сто­вой сила этого слу­же­ния, молит­вами свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла!

Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки