Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора — протоиерей Олег Стеняев

Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора — протоиерей Олег Стеняев


Сего­дняш­ний день свя­тая Цер­ковь вспо­ми­нает Седь­мой Все­лен­ский собор 787-го года. Седь­мой Все­лен­ский собор есть послед­ний Все­лен­ский собор, кото­рый закры­вает собою период древ­ней Церкви, кото­рый был свя­зан со Все­лен­скими соборами.

Во Имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Сего­дняш­ний день свя­тая Цер­ковь вспо­ми­нает Седь­мой Все­лен­ский собор семь­сот восемь­де­сят седь­мого года. Седь­мой Все­лен­ский собор есть послед­ний Все­лен­ский собор, кото­рый закры­вает собою период Древ­ней Церкви, кото­рый был свя­зан со Все­лен­скими собо­рами. Отцы Все­лен­ского собора уста­но­вили, что даже в Писа­нии гово­рится об этом числе “семь”. Ска­зано в Биб­лии: “Семь раз про­гре­мели громы”. То есть, каж­дый Все­лен­ский собор как некий гром, кото­рый оглу­шает всю все­лен­ную исти­ною пра­во­слав­ного испо­ве­да­ния, огла­шая и настав­ляя на вся­кую правду, оглу­шая ере­ти­че­ские догмы.

Седь­мой Все­лен­ский собор семь­сот восемь­де­сят седь­мого года был созван в связи с тем, что появи­лись ере­тики-ико­но­борцы, кото­рые отри­цали свя­тость свя­тых икон и уни­что­жали свя­тые иконы повсе­местно. Эти ере­тики имели под­держку в лице визан­тий­ского импе­ра­тора — нече­сти­вого Льва, кото­рый пре­сле­до­вал почи­та­те­лей свя­тых икон и умерщ­влял неко­то­рых из них. Так, известно, пре­по­доб­ный Андрей, отправ­ля­ясь обли­чить нече­сти­вого импе­ра­тора Льва, пошел на рынок и купил изоб­ра­же­ние импе­ра­тора Льва, и в Царь-граде, когда был тор­же­ствен­ный выход импе­ра­тора, он вышел перед импе­ра­то­ром, бро­сил на землю его изоб­ра­же­ние и стал топ­тать ногами. Импе­ра­тор закри­чал: “Достоин смерти попи­ра­ю­щий моё изоб­ра­же­ние!” На что пре­по­доб­ный Андрей ска­зал: “Ты сам осу­дил себя на смерть. Ты, попи­ра­ю­щий изоб­ра­же­ния Хри­ста, Божией Матери и свя­тых!” Пре­по­доб­ный Андрей был умерщвлён.

И, когда про­хо­дил Все­лен­ский собор, Седь­мой Все­лен­ский собор, то свя­тые отцы уста­но­вили истину ико­но­по­чи­та­ния. Прежде всего надо обра­тить вни­ма­ние на то, что ико­но­гра­фич­ность мира — это оче­вид­ный факт. Пер­вая икона была создана Cамим Гос­по­дом Богом. Как ска­зано в книге Бытия: “И создал Гос­подь Бог чело­века по образу и подо­бию Сво­ему”. Слово “образ” — по-гре­че­ски “ико­нас” — озна­чает, что чело­век был пер­вой и очень досто­вер­ной ико­ной Cамого Бога. Иисус Хри­стос был обра­зом — ико­нас — Бога-Отца. Как Он Cам гово­рил: “Видев­ший Меня, видел и Отца”. Вза­и­мо­от­но­ше­ние между пра­во­слав­ным мужем и пра­во­слав­ной женою — это икона вза­и­мо­от­но­ше­ния между Хри­стом-жени­хом и Его неве­стою Цер­ко­вью. Наши дети, кото­рые рож­да­ются от нас, явля­ются обра­зом нашего сов­мест­ного бытия. Как ска­зано: “Двое в плоть едину”, то есть от муж­чины и жен­щины зачи­на­ется, как отпе­ча­ток их образа, новая жизнь.

Отри­цав­шие свя­тые иконы пыта­лись ссы­латься на Свя­щен­ное Писа­ние. Они любили цити­ро­вать книгу Исход, два­дца­тая глава, чет­вер­тый и пятый стих (Исх.20:4–5), где ска­зано: “Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покло­няйся им и не служи им, ибо Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, нака­зы­ва­ю­щий детей за вину отцов до тре­тьего и чет­вер­того рода, нена­ви­дя­щих Меня”. Но эта запо­ведь, она должна читаться не с чет­вер­того, а с тре­тьего стиха, где ска­зано: “Да не будет у тебя дру­гих богов пред лицем Моим”. И, далее, дается запрет на изго­тов­ле­ние идо­лов-куми­ров, то есть лож­ных богов. И когда отри­ца­ю­щие свя­тые иконы гово­рят: “Но Биб­лия запре­щает вообще изоб­ра­же­ние всего того, что на небе вверху, и всего того, что на земле внизу”, тогда мы откры­ваем Тре­тью книгу Царств шестая глава, два­дцать девя­тый стих (3Цар.6:29) и читаем: “И на всех сте­нах храма кру­гом сде­лал рез­ные изоб­ра­же­ния херу­ви­мов и паль­мо­вых дерев и рас­пус­ка­ю­щихся цве­тов, внутри и вне”. Здесь рас­ска­зы­ва­ется, каково было оформ­ле­ние пер­вого Иеру­са­лим­ского храма, где были изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху — херу­ви­мов, на всех сте­нах кру­гом, и того, что на земле внизу — цве­тов и паль­мо­вых дерев. Однако, несмотря на то, что там были изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху и того, что на земле внизу, когда совер­ша­лось освя­ще­ние этого храма, то Бог напол­нил этот храм Своим при­сут­ствием так, что какое-то время люди не могли сто­ять в этом храме. Бла­го­дать ося­за­емо при­сут­ство­вала в нём.

Любая пра­во­слав­ная икона — это образ, кото­рый ука­зы­вает на Пер­во­об­раз. Поэтому, как сфор­му­ли­ро­вали этот дог­мат отцы Седь­мого Все­лен­ского собора семь­сот восемь­де­сят седь­мого года, почи­тая образ, мы воз­даем почи­та­ние Пер­во­об­разу, то есть, почи­тая икону Хри­ста, мы почи­таем Самого Хри­ста, почи­тая икону Божией Матери, мы почи­таем Саму Божию Матерь. Но здесь ико­но­борцы могут с нами согла­ситься и ска­зать, что у них тоже есть изоб­ра­же­ния, но они им не покло­ня­ются. Это две раз­ные темы: одна — можно ли иметь изоб­ра­же­ние, вто­рая — можно ли покло­няться этим изоб­ра­же­ниям. И, чтобы выучить этот урок, мы откры­ваем книгу Исход, тре­тья глава и читаем с пер­вого по пятый стих (Исх.3:1–5), пятый клю­че­вой. Здесь гово­рится сле­ду­ю­щее: “Мои­сей пас овец у Иофора, тестя сво­его, свя­щен­ника Мади­ам­ского. Одна­жды про­вел он стадо далеко в пустыню и при­шел к горе Божией Хориву. И явился к нему Ангел Гос­по­день в пла­мени огня из среды тер­но­вого куста. И уви­дел он, что тер­но­вый куст горит огнем, но куст не сго­рает. Мои­сей ска­зал: пойду и посмотрю на сие вели­кое явле­ние, отчего куст не сго­рает. Гос­подь уви­дел, что он идет смот­реть, и воз­звал к нему Бог из среды куста, и ска­зал: Мои­сей! Мои­сей! Он ска­зал: вот я, Гос­поди!” — Вни­ма­ние! Пятый стих: “И ска­зал Бог: не под­ходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на кото­ром ты сто­ишь. есть земля святая”.

Почему земля стала свя­той? Земля — это прах. Ико­но­борцы ска­жут: “Потому, что там при­сут­ство­вал Гос­подь, вот она и стала свя­той”. Но в Биб­лии гово­рится о том, что Бог везде при­сут­ствует. Псал­тырь, сто трид­цать вось­мой пса­лом с седь­мого стиха и ниже: “Куда пойду от Духа Тво­его? И от лица Тво­его куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в пре­ис­под­нюю — и там Ты. Возьму ли кры­лья зари и пере­се­люсь на край моря, — и там рука Твоя пове­дет меня и удер­жит меня дес­ница Твоя. Скажу ли: “может быть тьма скроет меня и свет вокруг меня сде­ла­ется ночью”. Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет” (Пс.138:7–12).

Почему же земля стала свя­той? Земля — это прах, кото­рый мы попи­раем ногами, но Мои­сею было ска­зано: “Сними обувь с ног твоих”, — при­чина: “ибо место, где ты сто­ишь, есть земля свя­тая”. Вся­кий раз, когда Бог про­яв­ляет Своё при­сут­ствие через посред­ство мате­ри­аль­ного мира, мате­ри­аль­ных объ­ек­тов, про­ис­хо­дит освя­ще­ние мате­рии. Так что по отно­ше­нию к ней надо про­яв­лять ува­же­ние, почи­та­тель­ное покло­не­ние и не важно о чем идет речь: о земле свя­той или о свя­том храме, или о свя­том пред­мете. Пса­лом пятый, вось­мой стих, псал­мо­пе­вец Давид вос­кли­цает: “А я по мило­сти Твоей войду в дом Твой, покло­нюсь свя­тому храму Тво­ему в страхе Твоём” (Пс.5:8). Если Давид покло­нялся свя­тому храму, то он покло­нялся и всем изоб­ра­же­ниям, кото­рые были в этом храме и кото­рые сим­во­ли­че­ски ука­зы­вали на пер­во­об­разы, достой­ные почи­та­ния и поклонения.

Бла­го­дать Божия дей­ствует мно­го­раз­лично и мно­го­об­разно, в том числе и через пред­меты, даже через вещи свя­тых людей, через одежду свя­тых людей бла­го­дать про­яв­ляет себя. Книга Дея­ний свя­тых Апо­сто­лов, девят­на­дца­тая глава, один­на­дца­тый и две­на­дца­тый стих. Читаем: “Бог же тво­рил немало чудес руками Павла, так что на боль­ных воз­ла­гали платки и опо­я­са­ния с тела его, и у них пре­кра­ща­лись болезни, и злые духи выхо­дили из них” (Деян.19:11–12). Здесь мы видим, как одежда апо­стола Павла исто­чала бла­го­дать, так, что про­ис­хо­дили чудес­ные исце­ле­ния раз­ных людей, на кото­рых воз­ла­гали эту одежду. В Чет­вер­той Книге Царей гово­рится о том, что мощи про­рока Ели­сея вос­кре­сили мёрт­вого чело­века, когда, при паде­нии своём, мёрт­вый, кото­рого бро­сили в пер­вый откры­тый гроб, кос­нулся костей Ели­сея, ожил и встал на ноги свои.

Мы знаем из Книги Дея­ний свя­тых Апо­сто­лов, что не только пояс и плат апо­стола исце­лял, но и тень про­хо­дя­щих апо­сто­лов исце­ляла боль­ных, так, что их выно­сили на улицы горо­дов, чтобы хотя бы про­хо­дя­щая тень апо­сто­лов кос­ну­лась бы их и сооб­щила им исце­ле­ние. Поэтому мы чествуем все свя­тыни, мы чествуем мощи свя­тых угод­ни­ков Божьих, мы почи­таем Живо­тво­ря­щий Крест Иисуса Хри­ста, мы почи­таем свя­тые иконы; то есть всё то, что вызы­вает почи­та­тель­ное покло­не­ние, явля­ется источ­ни­ком бла­го­дати, могу­щей увра­че­вать нас во спа­се­ние. И этот день на Седь­мом Все­лен­ском соборе, семь­сот восемь­де­сят седь­мой год от Рож­де­ства Хри­стова, Цер­ковь про­воз­гла­сила дог­мат ико­но­по­чи­та­ния и почи­та­ние свя­тынь. И с тех пор Цер­ковь, не пре­кра­щая, при­дер­жи­ва­ется этих прин­ци­пов, кото­рые были выра­жены уже в VIII веке от Рож­де­ства Хри­стова. Мы освя­щаем воду, мы освя­щаем пищу, кото­рую едим, мы освя­щаем соль, мы освя­щаем ребёнка, кото­рый вхо­дит в этот мир, мы освя­щаем уми­ра­ю­щих, поки­да­ю­щих этот мир; мы верим в то, что бла­го­дать Божия может дей­ство­вать мно­го­раз­лично и мно­го­об­разно. Вер­нув­шись сего­дня домой, про­верьте ваш Крас­ный угол, в каком состо­я­нии свя­тые иконы. В этот день в древ­но­сти выно­сили все почи­та­е­мые иконы для все­об­щего покло­не­ния. Нет ли пыли на свя­ты­нях вашего дома? Сде­лайте насто­я­щее тор­же­ство ико­но­по­чи­та­ния сего­дня в своём доме, как мы сего­дня в этом храме чествуем свя­тые образы, воз­да­вая славу Первообразу.

Спаси вас Господь!

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки