Це́рковь —
1) В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью во Христе.
2) Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
3) В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).
Согласно объяснению прот. Георгия Флоровского, св. Отцы не утруждали себя определением Церкви по той причине, что они непосредственно созерцали ее реальность. «Недостаток формального определения не означает, однако, ни путаницы понятий, ни смутности представлений... Самоочевидность не нуждается в определениях».
Этимология: русское слово «церковь» имеет греческую основу — слово το κυριακόν (kyriakon). Так греки ІV и V веков обозначали церковь в смысле здания или храма. Образованное от греческого слова «Господь» (Κύριος), дословно оно значило «Дом Господа».
Основатель и Глава Церкви
Основатель и Глава Церкви - воплотившийся Бог Иисус Христос. Церковь не возникает от того, что собрались люди, объединенные единой верой, как это происходит в сектах. Церковь создана Христом, а люди могут войти в неё вторым рождением – крещением и пребывать в ней, соединяясь со Христом. Итак, не мы создаём Церковь и призываем в неё Бога, а Бог создал Церковь и призывает в неё нас.
Христианства нет без Церкви
Священномученик Киприан Карфагенский, сказал кратко, но ёмко: Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. В Деяниях святых апостолов читаем: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:47).
Внецерковное христианство – миф. Бог желает спасения всем людям, соответственно того, кто искренне к Нему обращается, приводит в Свою Церковь, ведь именно её Он и создал для спасения. Аналогично и смертельно больного везут в больницу, а не успокаивают его тем, что он самостоятельно излечит себя или справится внутренними резервами. При этом не нужно забывать, что и персонал больницы не застрахован от болезней.
Как понимать выражение Мать-Церковь?
- Как мать рождает детей в жизнь временную, земную, так и Мать-Церковь духовно рождает в Таинстве Крещения своих детей - христиан.
- Как мать питает их молоком, так и Церковь питает христиан Святыми Дарами, «лекарством бессмертия» в жизнь вечную.
- Как мать воспитывает детей, так и Церковь научает христиан надмирным истинам и жизни духовной.
- Как мать заботится о детях, так и Церковь защищает и укрепляет нас при содействии Божественной благодати.
- Как мать молится о детях, так и Церковь не оставляет молитвы о детях, как в этом мире, так и в мире загробном.
- Как мать стремится сделать своих чад счастливыми, так и Церковь ставит целью привести своих детей к вечному блаженству в Царствии Божьем.
Миссия Церкви
Миссией Церкви является спасение (исцеление, обожение) человечества. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Всё остальное вторично. Церковь не заменяет Бога, а даёт полноту нашим отношениям с Ним. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться и общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос: Как Церковь относится к чему-либо? наиболее уместен в плане жизни вечной.
Члены Церкви
Церковь является Телом Христовым (Еф.1:22-23; Кол.1:24), к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, стремящихся жить по Евангелию.
Крещением и духовной жизнью человек становится членом Церкви (верным), своими грехами и расслаблением в духовной жизни - переходит в категорию отпавших.
Церковь Земная (Воинствующая) и Небесная (Торжествующая)
Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.
В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.
Существенные (фундаментальные) свойства Церкви
Символ веры определяет Церковь как Единую (единственную), Святую, Соборную, Апостольскую.
Как относиться к грехам членов Церкви
Рассудительно и трезвенно. Каждый из нас ответит на Страшном суде за свои грехи, за грехи наших братьев и сестёр мы не несём ответственности. Но несём ответственность за сплетни, осуждение, раздражение и соблазн немощных в вере. Если Церковь - это лечебница, то нелепо осуждать других пациентов за то, что у них иные болезни (страсти), чем у тебя...
Подробнее см. Критика церкви.
Цитаты о Церкви
«Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере».
сщмч. Киприан Карфагенский
«Церковь - не «Бюро добрых услуг», она существует не для того, чтобы нам было лучше, a для того, чтобы мы стали лучше. И когда человек перестанет это путать, а будет искать Царствие Небесное внутри себя, то всё остальное ему приложится (Мф.6:33)».
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
«Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи... И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу – дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций.
В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
Увидеть за всем этим Христа – очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией».
протоиерей Владимир Воробьев
«Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
Евангелие по Иоанну (Ин.15:4-6)
«Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства».
святитель Иларион (Троицкий)
«Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых».
священник Александр Ельчанинов
«Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм».
Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».
Хомяков Алексей Степанович
«Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви... Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя».
игумен Петр (Мещеринов)
«Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
– Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте».
архимандрит Кирилл (Говорун)
«Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни».
священник Даниил (Сысоев)
«Старое критическое представление о том, что изначально «духовная» церковь позже закоснела и превратилась в церковь авторитарную, иерархическую, будет легко опровергнуто при более глубоком исследовании. Есть все основания согласиться с утверждением, что церковь была некоей организацией с самого начала. Настойчивое утверждение, которое встречается во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье положение высоко, должны служить смиренно, является ярким свидетельством в пользу предположения, что идея церкви, лишенной человеческой власти, была чужда всем эпохам новозаветной экклезиологии. Некоторые могут настаивать, что христианская община - это стадо, единственным пастырем которого является Христос. Тем не менее, такие разнородные источники, как Евангелие от Иоанна (Ин.21:15-17), Первое послание Петра (1Пет.5:2-11) и Деяния (Деян.20:28), ясно свидетельствуют о том, что в ранней церкви пастырские полномочия Иисуса были доверены людям. Этим правом в новозаветный период обладали двенадцать апостолов, а также вообще все апостолы, которые упоминаются в других книгах помимо Деяний. Когда Павла вынуждают защищать свои полномочия, он апеллирует к своему статусу посланника воскресшего Иисуса (Гал.1:16). Он говорит коринфянам (1Кор.12:28), что в христианской общине Бог поставил первыми апостолов. Послание к Ефесянам (Еф.2:20) упоминает, что апостолы заложили фундамент Божьего дома».
Рэймонд Э. Браун
«Что оставил Христос после Себя? Протестанты говорят, что Христос оставил сборник воспоминаний о Себе; католики – что Своим заместителем Он оставил папу. Православные утверждают, что Он просто Сам остался с нами «во все дни до скончания века».
Вера в Бога – по христианскому переживанию – это то же самое, что и любовь к Богу. Разве можно любить, не проявляя своей любви во внешних действиях?
Хорошо сказал когда-то по этому поводу отец Александр Мень, который на вопрос, можно ли считать христианином человека, не посещающего церковь, ответил так: «Можно, конечно. Как может называться филантропом человек, любящий все человечество, но не сделавший ни одного доброго дела».
диакон Андрей
«Церковь – это не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13). Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны».
Ю. Максимов
Литература по теме
- Учение о Церкви
- Раздел «Церковь - практика веры»
- Церковь Христова Богословско-литургический словарь
- О девятом члене Символа веры свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- О девятом члене Символа веры Пространный христианский Катихизис
- О Церкви как орудии, через которое Господь совершает наше спасение иерей Олег Давыденков
- О Церкви как непогрешимой хранительнице и истолковательнице истины митр. Макарий (Булгаков)
- Устройство Церкви свмч. Никодим (Милаш)
- Новоначальным
- Православная Церковь митр. Каллист (Уэр)
- Книга о Церкви
- Собрание в Церковь прот. В. Дмитриев
- Кто учитель в Церкви прот. Михаил Дронов
- Вступление в Церковь прот. Николай Афанасьев
- Церковь и современность игумен Петр (Мещеринов)
- Нужна ли Церковь для веры в Бога? С.Л. Худиев
- Экклесиологические труды
- Учение о церкви писателей антигностических свмч. Иларион (Троицкий)
- Новозаветное учение о Церкви свмч. Иларион (Троицкий)
- Церковь – все-тайна Христова арп. Иустин (Попович)
- Мистагогия преп. Максим Исповедник
- Церковь Яннарас Христос
- Богословские статьи. О церкви прот. Георгий Флоровский
- О границах Церкви
- Видео и схемы
- Что есть Церковь
- Церковь
Комментировать