Бедность

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (2 голос: 5,00 из 5)

 

Бе́дность:
1) материальное состояние, социальное положение, характеризуемое низкой материальной обеспеченностью, нуждой, недостаточностью средств; 
2) одно из условий, способствующих духовно-нравственному совершенствованию (Ин.19:21);
3) нестяжание, предмет одного из монашеских обетов;
4) духовная бедность — внутреннее состояние личности, характеризуемое недостаточностью духовно-нравственного воспитания (самовоспитания), низким уровнем духовно-нравственного развития;

Важно иметь в виду, что бедность сама по себе не спасительна, она лишь способствует совершенству подвижника.

Прот. Александр Мень: У пророка Амоса (Ам.2:7) впервые появляются два библейских понятия: «бедные» (евр. Эвьоним) и «кроткие» (евр. Анавим). Эвьоним — не просто бедняки, но люди истинного благочестия. Эти древние «нестяжатели» предпочитали довольствоваться малым во имя правды Божьей. Впоследствии в псалмах очень часто слово «бедный» будет синонимом «праведного». Примечательно, что первые христиане Иерусалима называли себя эвьоним, памятуя о том, что Господь Иисус в Нагорной проповеди обращался к «нищим» и «кротким».

Правильно ли с христианской точки зрения ставить вопрос: если ты такой умный, то почему такой бедный?

Вопреки мнению множества современных людей, что одним из важнейших (если не наиважнейшим) показателей состоявшейся жизни, успешности человека служит материальное благополучие, высокий статус, завидное положение в обществе, отношение к этой тематике со стороны христианства совершенно иное.

Конечно, христианство не отрицает возможности сочетания внешнего благополучия, богатства, с праведностью, добродетельностью. История предоставляет нам массу подобных примеров. Как известно, среди почитаемых Церковью святых есть и цари (Давид, Константин), и князья (Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской), и благотворители, и строители храмов.

Вместе с тем Церковь, вслед за Христом, предостерегая верующих от ошибок, не устаёт повторять, что богатому непросто войти в Царство Божье, по крайней мере не проще, чем верблюду пробраться сквозь игольное ушко (Лк.18:25).

Разность в этих оценках связана не с отношением Церкви к богатству как таковому, а с тем, какой ценой и ради чего оно добывается, приумножается, копится.

Как правило богатство достаётся с трудом, а обладание им связано с множеством соблазнов. Человек, стремящийся к богатству ради богатства (и связанных с ним широкими земными возможностями), готов расходовать и расходует на обогащение едва ли не большую часть своих сил.

Несомненно, что и приобретение, и управление богатством требует умных решений, что, конечно, подразумевает наличие интеллектуальных способностей. Но значит ли это, что человек среднего достатка или бедняк априори глупее богатого?

Разумеется, нет. Ведь одно дело — желать стать богатым и не мочь, совсем другое — не желать и не стремиться к чрезмерному обогащению, а желать и стремиться реализовывать свои способности, в том числе интеллектуальные, через то делание, к которому расположена душа.

В случае, если человек посвящает свое время и силы какому-либо деланию по любви к этому деланию, то именно оно является для него первичным, материальное же обогащение — вторичным.

Что касается христианина (в подлинном смысле этого слова), первичным для него служит стремление не к земным, временным, тленным благам, а стяжание Духа Святого, наследование Небесных благ, вечных и нетленных.

Что «выгоднее»? Для христианина ответ очевиден. И коль скоро христианин предпочитает Небесные блага земному благополучию, то не богач вправе задавать ему вопрос «если ты такой умный, то почему такой бедный?», но он — поклоннику богатства, богачу: если ты такой умный, то почему до сих пор не христианин (в точном значении этого слова)?

См. БОГАТСТВО, НИЩЕТА ДУХОВНАЯ, СРЕБРОЛЮБИЕ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru