Бед­ность

***

Бе́дность: 1) мате­ри­аль­ное состо­я­ние, соци­аль­ное поло­же­ние, харак­те­ри­зу­е­мое низкой мате­ри­аль­ной обес­пе­чен­но­стью, нуждой, недо­ста­точ­но­стью средств; 2) одно из усло­вий, спо­соб­ству­ю­щих духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию (Ин.19:21); 3) нес­тя­жа­ние, пред­мет одного из мона­ше­ских обетов; 4) духов­ная бед­ность — внут­рен­нее состо­я­ние лич­но­сти, харак­те­ри­зу­е­мое недо­ста­точ­но­стью духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния (само­вос­пи­та­ния), низким уров­нем духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия. Важно иметь в виду, что бед­ность сама по себе не спа­си­тельна, она лишь спо­соб­ствует совер­шен­ству подвиж­ника.

***

Пра­вильно ли с хри­сти­ан­ской точки зрения ста­вить вопрос: если ты такой умный, то почему такой бедный?

Вопреки мнению мно­же­ства совре­мен­ных людей, что одним из важ­ней­ших (если не наи­важ­ней­шим) пока­за­те­лей состо­яв­шейся жизни, успеш­но­сти чело­века служит мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, высо­кий статус, завид­ное поло­же­ние в обще­стве, отно­ше­ние к этой тема­тике со сто­роны хри­сти­ан­ства совер­шенно иное.

Конечно, хри­сти­ан­ство не отри­цает воз­мож­но­сти соче­та­ния внеш­него бла­го­по­лу­чия, богат­ства, с пра­вед­но­стью, доб­ро­де­тель­но­стью. Исто­рия предо­став­ляет нам массу подоб­ных при­ме­ров. Как известно, среди почи­та­е­мых Цер­ко­вью святых есть и цари (Давид, Кон­стан­тин), и князья (Вла­ди­мир, Алек­сандр Нев­ский, Дмит­рий Дон­ской), и бла­го­тво­ри­тели, и стро­и­тели храмов.

Вместе с тем Цер­ковь, вслед за Хри­стом, предо­сте­ре­гая веру­ю­щих от ошибок, не устаёт повто­рять, что бога­тому непро­сто войти в Цар­ство Божье, по край­ней мере не проще, чем вер­блюду про­браться сквозь иголь­ное ушко (Лк.18:25).

Раз­ность в этих оцен­ках свя­зана не с отно­ше­нием Церкви к богат­ству как тако­вому, а с тем, какой ценой и ради чего оно добы­ва­ется, при­умно­жа­ется, копится.

Как пра­вило богат­ство доста­ётся с трудом, а обла­да­ние им свя­зано с мно­же­ством соблаз­нов. Чело­век, стре­мя­щийся к богат­ству ради богат­ства (и свя­зан­ных с ним широ­кими зем­ными воз­мож­но­стями), готов рас­хо­до­вать и рас­хо­дует на обо­га­ще­ние едва ли не боль­шую часть своих сил.

Несо­мненно, что и при­об­ре­те­ние, и управ­ле­ние богат­ством тре­бует умных реше­ний, что, конечно, под­ра­зу­ме­вает нали­чие интел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей. Но значит ли это, что чело­век сред­него достатка или бедняк апри­ори глупее бога­того?

Разу­ме­ется, нет. Ведь одно дело — желать стать бога­тым и не мочь, совсем другое — не желать и не стре­миться к чрез­мер­ному обо­га­ще­нию, а желать и стре­миться реа­ли­зо­вы­вать свои спо­соб­но­сти, в том числе интел­лек­ту­аль­ные, через то дела­ние, к кото­рому рас­по­ло­жена душа.

В случае, если чело­век посвя­щает свое время и силы какому-либо дела­нию по любви к этому дела­нию, то именно оно явля­ется для него пер­вич­ным, мате­ри­аль­ное же обо­га­ще­ние — вто­рич­ным.

Что каса­ется хри­сти­а­нина (в под­лин­ном смысле этого слова), пер­вич­ным для него служит стрем­ле­ние не к земным, вре­мен­ным, тлен­ным благам, а стя­жа­ние Духа Свя­того, насле­до­ва­ние Небес­ных благ, вечных и нетлен­ных.

Что “выгод­нее”? Для хри­сти­а­нина ответ оче­ви­ден. И коль скоро хри­сти­а­нин пред­по­чи­тает Небес­ные блага зем­ному бла­го­по­лу­чию, то не богач вправе зада­вать ему вопрос «если ты такой умный, то почему такой бедный?», но он — поклон­нику богат­ства, богачу: если ты такой умный, то почему до сих пор не хри­сти­а­нин (в точном зна­че­нии этого слова)?

***

прот. Алек­сандр Мень
У про­рока Амоса (Ам.2:7) впер­вые появ­ля­ются два биб­лей­ских поня­тия: «бедные» (евр. Эвьо­ним) и «крот­кие» (евр. Анавим). Эвьо­ним — не просто бед­няки, но люди истин­ного бла­го­че­стия. Эти древ­ние «нес­тя­жа­тели» пред­по­чи­тали доволь­ство­ваться малым во имя правды Божьей. Впо­след­ствии в псал­мах очень часто слово «бедный» будет сино­ни­мом «пра­вед­ного». При­ме­ча­тельно, что первые хри­сти­ане Иеру­са­лима назы­вали себя эвьо­ним, памя­туя о том, что Гос­подь Иисус в Нагор­ной про­по­веди обра­щался к «нищим» и «крот­ким».

***

См. БОГАТ­СТВО, НИЩЕТА ДУХОВ­НАЯ, СРЕБ­РО­ЛЮ­БИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки