НЗ о роли апостолов в Церкви | Основания | НЗ о роли пресвитеров в Церкви | |
---|---|---|---|
Мф.10:1-4; Мк.3:13-19; Лк.6:13-16; Ин.6:70; Лк.10:1 | Господь Иисус Христос избирает апостолов в целях научения их, словом и примером, истинам веры и, в дальнейшем, возложения на них миссии по организации жизни и деятельности Земной Церкви и привлечению в неё новых членов | ||
Ин.15:16; Ин.20:21-23; Деян.2:3-4; Деян.9:17 (В оригинале 1Петр.2:25 Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ (в подлиннике, греч. (койне) — «Епископ») душ Ваших») | Апостолы приобретают законное право и наделяются особыми благодатными дарами для того, чтобы осуществлять возложенную на них миссию | Преемники апостолов (епископы) избирают и рукополагают епископов, пресвитеров и диаконов | Тит.1:5-7, 1Тим.5:22; |
Деян.14:23; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6; 1Тим.3:1-2, 5
(В 1Тим.3:1-2, 5 епископами названы преемники апостолов, которые заботятся (ἐπιμελήσεται) о Церкви Христовой); |
Апостолы избирают и рукополагают в качестве своих преемников епископов; рукополагают пресвитеров и диаконов. Посредством рукоположения на рукополагаемых низводятся особые дары Святого Духа |
||
Ин.16:13; Еф.4:11 | Посредством церковной иерархии, по воле Божией, при содействии Божественной благодати, осуществляется организация жизнедеятельности Земной Церкви, управление Земной Церковью, миссионерская деятельность Церкви, направленная на привлечение в неё новых членов | Деян.15:6, 28; Деян.20:28; Еф.4:11; Евр.13:17; 1Фес.5:12-13 |
Господь пообещал всем христианам создание истинной Церкви, которую не разрушат даже врата ада: (Мф.16:18), (Еф.3:21). Помимо веры в Единотроичного Творца Вселенной и в воплощение Его Второй Ипостаси (Сына Божьего), необходимым библейским атрибутом истинной Церкви является апостольское преемство клириков (епископов, пресвитеров, диаконов) посредством непрерывной цепочки рукоположений (хиротоний), восходящей к апостолам.
И действительно, сначала Господь Иисус Христос избрал апостолов (Ин.15:16), (Ин.20:21), преподал им спасительное учение, а затем возложил на них миссию по организации жизни и деятельности Церкви и привлечению в неё новых членов. Для осуществления этого служения апостолам были преподаны особые дары Святого Духа (Ин.20:21-23), (Деян.2:3-4), (Деян.9:17). Примечательно, что в оригинале 1Петр.2:25 Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ» (в подлиннике, греч. (койне) ̶ «Епископ»).
Затем апостолы рукоположили на служение Церкви епископов, пресвитеров и дьяконов. Деян.14:23, 1Тим.3:1-2, 5. В Деян.1:20 сообщено, как апостол Пётр цитирует слова Псалма 108:8. В Синодальном переводе они представлены в форме: «достоинство его да приимет другой». Между тем, в оригинальном греческом тексте эквивалентом русского слова «достоинство» является слово «ἐπισκοπὴν…». Стало быть, перевод мог бы выглядеть так: «епископство (ἐπισκοπὴν) его да приимет другой». Эта фраза соотносится с избранием вместо отпавшего от Христа апостола Иуды апостола Матфия (см Деян.1:23-26). Таким образом, исходя из приведённых стихов можно заключить, что, во-первых, апостолы названы епископами, а во-вторых, они избрали нового епископа –ап Матфия. В соответствии с 1Тим.3:1-2, 5 епископами названы и преемники апостолов, которые заботятся (ἐπιμελήσεται) о Церкви Христовой. Текст же Деян.14:23 повествует о том, что апостолы рукополагали в разных городах пресвитеров: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).
Апостолы и далее заповедовали передавать дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит.1:5).
Необходимо обратить внимание на то, что при анализе текста в Тит.1:5-7 на первый взгляд может показаться, что термины «епископ» и «пресвитер» – взаимозаменяемы и этот факт полностью исключает иерархию священства в ранней Церкви. Однако если мы обратимся к Первому посланию Тимофею, то увидим, что преемник ап Павла – Тимофей – имеет право принимать обвинение на пресвитеров (см. 1Тим.5:19). Данный факт говорит о нём, как о старшем пресвитере (епископе), начальствующем над рядовыми пресвитерами, что в свою очередь подтверждает иерархию в институте священства в ранней Церкви.
Автор: Иван Жарковский
Комментировать