Покаяние в христианском и светском понимании

Хри­сти­ан­ское понимание Свет­ское понимание
Прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие в определениях
Пока­я­ние – изме­не­ние жиз­ни от гре­хов­ной к угод­ной Богу, так­же Цер­ков­ное Таин­ство. Пока­я­нию пред­ше­ству­ет рас­ка­я­ние (сожа­ле­ние о содеянном). Пока­я­ние – сино­ним рас­ка­я­ния, доб­ро­воль­ное при­зна­ние в сво­их злых мыс­лях, сло­вах, поступ­ках, сожа­ле­ние о них.
Может ли пока­я­ние осу­ще­ствить­ся греш­ни­ком самостоятельно?
Истин­ное пока­я­ние воз­мож­но толь­ко при содей­ствии Бога. 
Пока­ян­ное чув­ство – дей­ствие бла­го­да­ти Божьей в чело­ве­ке, кото­рый открыл своё серд­це для неё.
В Таин­стве Пока­я­ния испо­ве­ду­ю­щий свои гре­хи, при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ни­ка, неви­ди­мо раз­ре­ша­ет­ся от гре­хов Самим Иису­сом Христом.
Посколь­ку пока­я­ние – это рас­ка­я­ние, постоль­ку его совер­ши­те­лем явля­ет­ся сам греш­ник (разу­ме­ет­ся, этим утвер­жде­ни­ем не исклю­ча­ет­ся, что вся­кое доб­ро осу­ществ­ля­ет­ся при содей­ствии бла­го­да­ти Божьей).
Как осу­ществ­ля­ет­ся покаяние?
1. Греш­ник осо­зна­ёт свою винов­ность не толь­ко перед собой и/или ближним(и), но и, что крайне важ­но, перед Богом; испы­ты­ва­ет искрен­нее жела­ние испра­вить­ся, изме­нить свою жизнь, упо­ва­ет на бла­гость и мило­сер­дие Божье.
2. Участ­вуя в Таин­стве Пока­я­ния, греш­ник искренне испо­ве­ду­ет свои гре­хи перед Богом, перед лицом священника.
3. Греш­ни­ку отпус­ка­ют­ся гре­хи; греш­ник очи­ща­ет­ся духов­но дей­стви­ем Боже­ствен­ной благодати.
Греш­ник осо­зна­ет свою винов­ность перед собой и/или ближ­ни­ми. Винов­ность перед Богом, неред­ко, вооб­ще не рас­смат­ри­ва­ет­ся. Жела­ние кар­ди­наль­но изме­нить свою жизнь в луч­шую сто­ро­ну обна­ру­жи­ва­ет­ся дале­ко не все­гда и само изме­не­ние име­ет огра­ни­чен­ные рамки.
Како­вы след­ствия покаяния?
Очи­ще­ния греш­ни­ка от гре­ха, при­ми­ре­ние греш­ни­ка с Богом, с ближ­ни­ми во Хри­сте, обре­те­ние внут­рен­не­го мира и покоя. Греш­ник испы­ты­ва­ет угры­зе­ния сове­сти, стыд. Эти угры­зе­ния со вре­ме­нем могут сти­хать, а могут спо­соб­ство­вать погру­же­нию греш­ни­ка в состо­я­ние уны­ния или отчаяния.
При­мер. Иуда-пре­да­тель рас­ка­ял­ся в зло­де­я­нии и уда­вил­ся (Мф.27:3-5).
Как соот­но­сят­ся пока­я­ние и самооправдание?
Участ­вуя в Таин­стве Пока­я­ния, греш­ник искренне и сми­рен­но испо­ве­ду­ет свои гре­хи. Само­оправ­да­ние же во вре­мя испо­ве­ди, с целью умень­шить, в гла­зах свя­щен­ни­ка, винов­ность за грех, может сви­де­тель­ство­вать об отсут­ствии у него над­ле­жа­ще­го рас­ка­я­ния и смирения. Рас­ка­я­ние неред­ко сопро­вож­да­ет­ся само­оправ­да­ни­ем. Это облег­ча­ет муки сове­сти, пога­ша­ет чув­ство стыда.
Есть ли пока­я­ние в аду?
Греш­ни­ки в аду испы­ты­ва­ют рас­ка­я­ние, одна­ко они не име­ют такой воз­мож­но­сти очи­ще­ния Пока­я­ни­ем, какую име­ют хри­сти­ане, живу­щие зем­ной жиз­нью. Участь усоп­ших греш­ни­ков может быть улуч­ше­на по молит­вам ближ­них, по молит­вам Церкви. В свет­ском кон­тек­сте этот вопрос не име­ет тако­го зна­че­ния, какое име­ет в христианстве. 
Те же, кто заду­мы­ва­ет­ся о посмерт­ной уча­сти, обыч­но испо­ве­ду­ют ере­си апо­ка­та­с­та­си­са (все­об­ще­го спа­се­ния) и пела­ги­ан­ства (само­спа­се­ния доб­ры­ми делами)
Мож­но ли совер­шать Пока­я­ние за усоп­ших родственников?
В Таин­стве Пока­я­ния греш­ник испо­ве­ду­ет свои гре­хи, а не чужие.
Что каса­ет­ся его усоп­ших род­ствен­ни­ков-хри­сти­ан, то он может воз­но­сить за них молит­вы, поми­нать на цер­ков­ных бого­слу­же­ни­ях, совер­шать дела мило­сер­дия в их память.
Обыч­но акцент дела­ет­ся на совер­ше­нии опре­де­лён­ных риту­аль­ных дей­ствий, как сра­зу после смер­ти (от отпе­ва­ния и поми­нок до суе­вер­ных тра­ди­ций, напр. бро­са­ния мело­чи в моги­лу) так и в опре­де­лён­ные дни года (посе­ще­ние клад­бищ, тризны…).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки