Посты в Ветхом и Новом Завете

Составляющие поста

Состав­ля­ю­щая Опи­са­ние Цель
Телес­ный пост Пост, кото­рый отно­сит­ся к телес­ной при­ро­де чело­ве­ка, к его физио­ло­ги­че­ским потреб­но­стям. В первую оче­редь, это воз­дер­жа­ние в пище. Не бук­валь­ное сле­до­ва­ние огра­ни­че­ни­ям в пище живот­но­го про­ис­хож­де­ния, а настой­чи­вая попыт­ка осво­бо­дить­ся от духа чре­во­уго­дия и лаком­ства, от при­выч­ки к невоз­дер­жа­нию и объедению.
Душев­ный пост При душев­ном посте душа воз­дер­жи­ва­ет­ся от злых помыс­лов, дел и слов, лиш­ней инфор­ма­ции (напри­мер, ново­стей), развлечений. Душев­ный пост дол­жен вклю­чать в себя пери­о­ды уеди­не­ния, мол­ча­ния, без­мол­вия, пре­бы­ва­ния с самим собой, кото­рые дают чело­ве­ку воз­мож­ность познать свои гре­хи и осу­ще­ствить глав­ную цель поста – покаяние.
Духов­ный пост Это преж­де все­го, молит­вен­ное обра­ще­ние к Богу, стрем­ле­ние к Бого­об­ще­нию, выс­шей точ­кой кото­ро­го явля­ет­ся При­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Таин. При этом очень важ­но ока­зы­вать ближ­ним свою любовь. Борь­ба со стра­стя­ми состав­ля­ет одну из целей пост­но­го дела­ния хри­сти­а­ни­на, но и эта цель не явля­ет­ся глав­ной. Очи­ще­ние от стра­стей долж­но про­хо­дить на фоне сокру­шен­но­го созна­ния сво­ей немо­щи и упо­ва­ния на Божию помощь.

 

Пост в Ветхом Завете

Вид поста Тип поста (если имеется) При­мер Ссыл­ка на стих
Чрез­вы­чай­ный пост (т.е. пост, кото­рый накла­ды­вал­ся в исклю­чи­тель­ных, осо­бых случаях) И про­был там [Мои­сей] у Гос­по­да сорок дней и сорок ночей, хле­ба не ел и воды не пил; и напи­сал на скри­жа­лях сло­ва заве­та, десятословие. Исх. 34:28
И ска­зал Илия [про­рок], Фесви­тя­нин, из жите­лей Гала­ад­ских, Аха­ву: жив Гос­подь Бог Изра­и­лев, пред Кото­рым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, раз­ве толь­ко по мое­му слову. 3Цар. 17:1
Все­на­род­ный пост (т.е. пост, твер­дый уста­нов­лен­ные в опре­де­лен­ные дни) 9‑й день чет­вер­то­го меся­ца Фам­му­за (соот­вет­ству­ю­ще­го июню), в память заво­е­ва­ния Иеру­са­ли­ма и пре­кра­ще­ния свя­щен­ных жертв. И собра­лись в Мас­си­фу, и чер­па­ли воду, и про­ли­ва­ли пред Гос­по­дом, и пости­лись в тот день, гово­ря: согре­ши­ли мы пред Гос­по­дом. И судил Саму­ил сынов Изра­и­ле­вых в Массифе. 1Цар. 7:6
Они каж­дый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, посту­па­ю­щий пра­вед­но и не остав­ля­ю­щий зако­нов Бога сво­е­го; они вопро­ша­ют Меня о судах прав­ды, жела­ют при­бли­же­ния к Богу: «Поче­му мы постим­ся, а Ты не видишь? сми­ря­ем души свои, а Ты не зна­ешь?» – Вот, в день поста ваше­го вы испол­ня­е­те волю вашу и тре­бу­е­те тяж­ких тру­дов от дру­гих. Вот, вы пости­тесь для ссор и рас­прей и для того, что­бы дерз­кою рукою бить дру­гих; вы не пости­тесь в это вре­мя так, что­бы голос ваш был услы­шан на высо­те. Таков ли тот пост, кото­рый Я избрал, день, в кото­рый томит чело­век душу свою, когда гнет голо­ву свою, как трост­ник, и под­сти­ла­ет под себя руби­ще и пепел? Это ли назо­вешь постом и днем, угод­ным Гос­по­ду? Вот пост, кото­рый Я избрал: раз­ре­ши око­вы неправ­ды, раз­вя­жи узы ярма, и угне­тен­ных отпу­сти на сво­бо­ду, и рас­торг­ни вся­кое ярмо; раз­де­ли с голод­ным хлеб твой, и ски­та­ю­щих­ся бед­ных вве­ди в дом; когда уви­дишь наго­го, одень его, и от еди­но­кров­но­го тво­е­го не укры­вай­ся. Тогда откро­ет­ся, как заря, свет твой, и исце­ле­ние твое ско­ро воз­рас­тет, и прав­да твоя пой­дет пред тобою, и сла­ва Гос­под­ня будет сопро­вож­дать тебя. Ис. 58:2–7
10‑й день пято­го меся­ца Ава (июля) в память сожже­ния хра­ма и окон­ча­тель­но­го раз­ру­ше­ния Иеру­са­ли­ма Навузарданом.
3‑й день седь­мо­го меся­ца Тисри (сен­тяб­ря) в память убий­ства Годо­лии, постав­лен­но­го царем Вави­лон­ским началь­ни­ком над Иудеей.
10‑й день седь­мо­го меся­ца Тисри, как непо­сред­ствен­ное Божие уста­нов­ле­ние для сугу­бо­го очи­ще­ния грехов.
13‑й день две­на­дца­то­го меся­ца Ада­ра (фев­ра­ля) в память поста Есфи­ри и др.
Част­ный пост (т.е. вре­мен­ный пост, боль­шей частью при скорб­ных или, наобо­рот, радост­ных обстоятельствах) Вени­а­мин вышел про­тив них из Гивы во вто­рой день, и еще поло­жи­ли на зем­лю из сынов Изра­и­ле­вых восем­на­дцать тысяч чело­век, обна­жа­ю­щих меч. Тогда все сыны Изра­и­ле­вы и весь народ пошли и при­шли в дом Божий и, сидя там, пла­ка­ли пред Гос­по­дом, и пости­лись в тот день до вече­ра, и воз­нес­ли все­со­жже­ния и мир­ные жерт­вы пред Господом. Суд. 20:25–26
И при­шел весь народ пред­ло­жить Дави­ду хле­ба, когда еще про­дол­жал­ся день; но Давид поклял­ся, гово­ря: то и то пусть сде­ла­ет со мною Бог и еще боль­ше сде­ла­ет, если я до захож­де­ния солн­ца вку­шу хле­ба или чего-нибудь. 2Цар. 3:35
Я во вре­мя болез­ни их оде­вал­ся во вре­ти­ще, изну­рял постом душу мою, и молит­ва моя воз­вра­ща­лась в недр о мое. Пс. 34:13
В эти дни я, Дани­ил, был в сето­ва­нии три сед­ми­цы дней. Вкус­но­го хле­ба я не ел; мясо и вино не вхо­ди­ло в уста мои, и мастя­ми я не ума­щал себя до испол­не­ния трех сед­миц дней. Дан. 10:2–3

 

Пост в Новом Завете

При­мер Ссыл­ка на стих
Тогда Иисус воз­ве­ден был Духом в пусты­ню, для иску­ше­ния от диа­во­ла, и, постив­шись сорок дней и сорок ночей, напо­сле­док взалкал. Мф. 4:1–2
Так­же, когда пости­тесь, не будь­те уны­лы, как лице­ме­ры, ибо они при­ни­ма­ют на себя мрач­ные лица, что­бы пока­зать­ся людям постя­щи­ми­ся. Истин­но гово­рю вам, что они уже полу­ча­ют награ­ду свою. А ты, когда постишь­ся, помажь голо­ву твою и умой лице твое, что­бы явить­ся постя­щим­ся не пред людь­ми, но пред Отцом тво­им, Кото­рый втайне; и Отец твой, видя­щий тай­ное, воз­даст тебе явно. Мф. 6:16–18
Тогда при­хо­дят к Нему уче­ни­ки Иоан­но­вы и гово­рят: поче­му мы и фари­сеи постим­ся мно­го, а Твои уче­ни­ки не постят­ся? И ска­зал им Иисус: могут ли печа­лить­ся сыны чер­то­га брач­но­го, пока с ними жених? Но при­дут дни, когда отни­мет­ся у них жених, и тогда будут поститься. Мф. 9:14–15
И запре­тил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исце­лил­ся в тот час. Тогда уче­ни­ки, при­сту­пив к Иису­су наедине, ска­за­ли: поче­му мы не мог­ли изгнать его? Иисус же ска­зал им: по неве­рию ваше­му; ибо истин­но гово­рю вам: если вы буде­те иметь веру с гор­чич­ное зер­но и ска­же­те горе сей: «перей­ди отсю­да туда», и она перей­дет; и ниче­го не будет невоз­мож­но­го для вас; сей же род изго­ня­ет­ся толь­ко молит­вою и постом. Мф. 17:18–21
Когда они слу­жи­ли Гос­по­ду и пости­лись, Дух Свя­тый ска­зал: отде­ли­те Мне Вар­на­ву и Савла на дело, к кото­ро­му Я при­звал их. Тогда они, совер­шив пост и молит­ву и воз­ло­жив на них руки, отпу­сти­ли их. Деян. 13:2–3
Руко­по­ло­жив же им пре­сви­те­ров к каж­дой церк­ви, они помо­ли­лись с постом и пре­да­ли их Гос­по­ду, в Кото­ро­го уверовали. Деян. 14:23
Мы нико­му ни в чем не пола­га­ем пре­ты­ка­ния, что­бы не было пори­ца­е­мо слу­же­ние, но во всем явля­ем себя, как слу­жи­те­ли Божии, в вели­ком тер­пе­нии, в бед­стви­ях, в нуж­дах, в тес­ных обсто­я­тель­ствах, под уда­ра­ми, в тем­ни­цах, в изгна­ни­ях, в тру­дах, в бде­ни­ях, в постах. 2Кор. 6:3–5
Мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков, в опас­но­стях от еди­но­пле­мен­ни­ков, в опас­но­стях от языч­ни­ков, в опас­но­стях в горо­де, в опас­но­стях в пустыне, в опас­но­стях на море, в опас­но­стях меж­ду лже-бра­ти­я­ми, в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наготе. 2Кор. 11:26–27

 

Канонические установления Церкви о посте

Где уста­нов­ле­но Уста­нов­ле­ние
Иеру­са­лим­ский Апо­столь­ский Собор (ок. 49–51 гг.) Пра­ви­ло, пред­пи­сы­ва­ю­ще­го чле­нам Церк­ви такой устав: воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­но­го и кро­ви, и удав­ле­ни­ны, и блу­да, и не делать дру­гим того, чего себе не хоти­те (Деян. 15:29).
Апо­столь­ские правила Поста­нов­ле­ние Иеру­са­лим­ско­го Собо­ра под­твер­жда­ет­ся 63‑м Апо­столь­ским пра­ви­лом, кото­рое к тре­бо­ва­ни­ям запо­ве­дан­но­го поста при­бав­ля­ет нака­за­ния за их неис­пол­не­ние: «Если кто: епи­скоп или пре­сви­тер, или диа­кон, или вооб­ще из свя­щен­но­го чина, будет есть мясо с кро­вью, в кото­рой душа, или мясо рас­тер­зан­но­го зве­рем живот­но­го, или мерт­ве­чи­ну, да будет низ­вер­жен. Ибо сие и закон Мои­се­ев запре­тил. Если же это соде­ла­ет миря­нин, да будет отлучен».
69‑е пра­ви­ло Свя­тых Апо­сто­лов гла­сит: «Аще кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диа­кон, или ипо­ди­а­кон, или чтец, или певец, не постит­ся во свя­тую четы­ре­де­сят­ни­цу пред Пас­хою, или в сре­ду, или в пяток, кро­ме пре­пят­ствия от немо­щи телес­ныя: да будет извер­жен. Аще же миря­нин: да будет отлу­чен». Свя­ти­тель Тимо­фей Алек­сан­дрий­ский в сво­их кано­ни­че­ских отве­тах к чис­лу лиц, не име­ю­щих воз­мож­но­сти совер­шать телес­ный пост, при­бав­ля­ет рожениц.
Апо­столь­ские пра­ви­ла, Пято-Шестой (Трулль­ский) Собор (691–692 гг.) и Ган­гр­ский Помест­ный Собор (сере­ди­на IV в.) 66‑е Апо­столь­ское пра­ви­ло, 55‑е пра­ви­ло Трулль­ско­го Собо­ра и 18‑е пра­ви­ло Ган­гр­ско­го Собо­ра пред­пи­сы­ва­ют нака­за­ние хри­сти­а­нам, постя­щим­ся в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье, посколь­ку в цер­ков­ном созна­нии эти дни были дня­ми осо­бо­го тор­же­ства и духов­ной радо­сти. Выше­пе­ре­чис­лен­ные пра­ви­ла пред­пи­сы­ва­ют извер­гать из сана кли­ри­ков и отлу­чать мирян, постя­щих­ся в эти дни. Но если суб­бо­ты и вос­кре­се­нья при­хо­ди­лись на дни Свя­той Четы­ре­де­сят­ни­цы (а поз­же и на дру­гие мно­го­днев­ные посты), пост не отме­нял­ся, а ослаблялся.
Ган­гр­ский Помест­ный Собор (сере­ди­на IV в.) В 19‑м пра­ви­ле Ган­гр­ско­го Собо­ра гово­рит­ся: «Если кто из подвиж­ни­ков без нуж­ды телес­ной воз­но­сит­ся и раз­ре­ша­ет посты, пре­дан­ные к обще­му соблю­де­нию и хра­ни­мые Цер­ко­вью, пре­бы­вая при­том в пол­ном разу­ме, да будет под клятвою».
Вось­мой Толед­ский Помест­ный Собор (653 г.) Вось­мой Толед­ский Соборь­сво­им 8‑м пра­ви­лом поста­но­вил: «Всех, кои в Четы­ре­де­сят­ни­цу реши­лись бы без край­ней необ­хо­ди­мо­сти упо­треб­лять мясо, лишать при­ча­ще­ния и осуж­дать на нев­ку­ше­ние мяса на целый год».
Шестой Все­лен­ский Собор (680–681 гг.) 56‑е пра­ви­ло Шесто­го Все­лен­ско­го Собо­ра пере­чис­ля­ет про­дук­ты, от кото­рых сле­ду­ет воз­дер­жи­вать­ся постом: «Цер­ковь Божия, по всей все­лен­ной, сле­дуя еди­но­му чину, совер­ша­ет пост и воз­дер­жи­ва­ет­ся как от вся­ко­го зака­ла­е­ма­го, так от яиц и сыра, кото­рые суть плод и про­из­ве­де­ние того, от чего воздерживаются».

 

Степени поста согласно Типикону

Сте­пень Опи­са­ние
1 Раз­ре­ше­ние на упо­треб­ле­ние в пищу рыбы.
2 Раз­ре­ше­ние на варе­ную с рас­ти­тель­ным мас­лом пищу.
3 Раз­ре­ше­ние на варе­ную пищу без масла.
4 Сухо­яде­ние – раз­ре­ше­ние на вку­ше­ние толь­ко нева­ре­ной рас­ти­тель­ной пищи без рас­ти­тель­но­го масла.
5 Пол­ное воз­дер­жа­ние от пищи.
6 (допол­ни­тель­ная) В мас­ля­ную (или сыр­ную) сед­ми­цу суще­ству­ет как бы преду­го­то­ви­тель­ная к посту сте­пень воз­дер­жа­ния, когда раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять в пищу все про­дук­ты, исклю­чая мясо.

 

Категории христиан, для которых пост может быть ослаблен

Кате­го­рия
1 Боль­ные.
2 Мла­ден­цы.
3 Бере­мен­ные или кор­мя­щие гру­дью матери.
4 Люди, заня­тые тяже­лым физи­че­ским трудом.
5 Заклю­чен­ные.
6 Путе­ше­ству­ю­щие (пеш­ком).
7 Пре­ста­ре­лые.

 

Указания Типикона о воздержании в дни Великого поста*

Ука­за­ния
1 В поне­дель­ник и втор­ник пер­вой сед­ми­цы Вели­ко­го поста вку­ше­ние пищи не поло­же­но. Пер­вый при­ем пищи (хлеб «тепл», варе­ные ово­щи, теп­лая вода с медом, т. е. варе­ная рас­ти­тель­ная пища без мас­ла) пола­га­ет­ся в сре­ду после совер­ше­ния Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. Для тех, кто не в состо­я­нии выдер­жать такие пред­пи­са­ния, и для пре­ста­ре­лых Устав раз­ре­ша­ет пере­не­сти пер­вый при­ем пищи (хлеб и квас) на втор­ник, после вечерни.
2 В осталь­ные сед­ми­цы Свя­той Четы­ре­де­сят­ни­цы с поне­дель­ни­ка по пят­ни­цу поло­жен одно­крат­ный при­ем рас­ти­тель­ной пищи без мас­ла: вечером.
3 В суб­бо­ты и вос­кре­се­нья Вели­ко­го поста поло­жен дву­крат­ный при­ем варе­ной рас­ти­тель­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом и вином.
4 Нака­нуне празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (если этот день будет преж­де Лаза­ре­вой суб­бо­ты) раз­ре­ша­ет­ся рас­ти­тель­ное мас­ло и вино.
5 В сам день празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (если он не при­хо­дит­ся на Страст­ную Сед­ми­цу) и в Верб­ное Вос­кре­се­нье пола­га­ет­ся рыба.

 
*содер­жат­ся в 32‑й гла­ве Типикона

Указания Типикона о посте в течение всего церковного года («О разрешении всего лета»)*

Ука­за­ния
1 Если празд­ни­ки Рож­де­ства Хри­сто­ва и Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния) при­хо­дят­ся на сре­ду или пят­ни­цу, пост отме­ня­ет­ся. Раз­ре­ша­ет­ся при­ем и молоч­ной, и мяс­ной пищи.
2 Если празд­ни­ки Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы либо Ее Успе­ния, Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, а так­же Сре­те­ния Гос­под­ня при­хо­дят­ся на сре­ду или пят­ни­цу, раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом, рыбы и вина. Упо­треб­ле­ние молоч­ной и мяс­ной пищи не разрешается.
3 В день празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, на какой бы день он не при­шел­ся, раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом, рыбы и вина.
4 В день Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, если он не при­хо­дит­ся на Страст­ную сед­ми­цу, раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной с рас­ти­тель­ным мас­лом пищи, рыбы и вина. Если же этот день при­хо­дит­ся на Страст­ную сед­ми­цу, упо­треб­ле­ние в пищу рыбы не раз­ре­ша­ет­ся. В пер­вые четы­ре дня Страст­ной сед­ми­цы до Вели­ко­го Чет­верт­ка вклю­чи­тель­но раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом и вина, а в Вели­кий Пяток раз­ре­ша­ет­ся варе­ная пища без мас­ла и вино.
5 В день рож­де­ства Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на, в дни памя­ти свя­тых Пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла и апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом, рыбы и вина.
6 В дни Воз­дви­же­ния Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста и Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом и вина.
7 В тече­ние 12 дней после Рож­де­ства Хри­сто­ва, в дни мясо­пуст­ной и Свет­лой сед­миц пост отме­ня­ет­ся. Раз­ре­ша­ет­ся при­ем и молоч­ной, и мяс­ной пищи.
8 В Сыр­ную сед­ми­цу (Мас­ле­ни­цу) во все дни раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние любой пищи, кро­ме мяса.
9 В сре­ду и пят­ни­цу сед­ми­цы, сле­ду­ю­щей после празд­ни­ка Пре­свя­той Тро­и­цы, пост отме­ня­ет­ся и раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние любой пищи.
10 В тече­ние пяти­де­ся­ти дней после Пас­хи в сре­ду и пят­ни­цу раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной с рас­ти­тель­ным мас­лом пищи и вина. Если дни Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ни­цы или Отда­ния Пас­хи выпа­да­ют на сре­ду, раз­ре­ша­ет­ся рыба. Далее Типи­кон дает сле­ду­ю­щее ука­за­ние: «Нецыи же раз­ре­ша­ют и в про­чия (дни)». Сло­жив­ша­я­ся к насто­я­ще­му момен­ту прак­ти­ка под­ра­зу­ме­ва­ет, что в сре­ды и пят­ни­цы всей Пяти­де­сят­ни­цы раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние рыбы.

*содер­жат­ся в 33‑й гла­ве Типикона
 

Указания Типикона о том, как следует поститься в течение Рождественского и Петрова постов

Ука­за­ния
1 В тече­ние Рож­де­ствен­ско­го и Пет­ро­ва постов во втор­ник и чет­верг раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом и вина.
2 В поне­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние пищи без рас­ти­тель­но­го масла.
3 В суб­бо­ту и вос­кре­се­нье раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом, рыбы и вина.
4 Если в поне­дель­ник, втор­ник или чет­верг празд­ну­ет­ся день памя­ти свя­то­го, кото­ро­му поло­же­на Уста­вом сла­во­слов­ная служ­ба, то в эти дни раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние в пищу рыбы.
5 Если же день памя­ти свя­то­го, кото­ро­му поло­же­на Уста­вом сла­во­слов­ная служ­ба, празд­ну­ет­ся в сре­ду или пят­ни­цу, то в эти дни раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние в пищу варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом и вина.
6 Если празд­но­ва­ние памя­ти свя­то­го, кото­ро­му поло­же­но «бде­ние», совер­ша­ет­ся в сре­ду или пят­ни­цу, то в эти дни раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом, рыбы и вина.
7 Если на сре­ду и пят­ни­цу выпа­да­ет день памя­ти свя­то­го, в честь кото­ро­го освя­щен храм, в эти дни так­же раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом, рыбы и вина.

 

Указания Типикона о том, как следует поститься в течение Успенского поста

Ука­за­ния
1 В поне­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу поло­же­но сухоядение.
2 Во втор­ник и чет­верг раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной без рас­ти­тель­но­го мас­ла пищи.
3 В суб­бо­ту и вос­кре­се­нье раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом и вина.
4 В день Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­ле­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным мас­лом, рыбы и вина.

См. так­же: Пост по Типикону

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки