Смерт­ная казнь

***

Сме́ртная казнь — лише­ние чело­века жизни в каче­стве нака­за­ния.

***

Что гово­рит нрав­ствен­ное бого­сло­вие о смерт­ной казни?

Вопрос о целе­со­об­раз­но­сти смерт­ной казни — один из серьёз­ней­ших вопро­сов, ста­вив­шихся перед хри­сти­ан­ским нра­во­уче­нием. С одной сто­роны, хри­сти­ане имеют запо­ведь «не убей», но с другой сто­роны, Свя­щен­ное Писа­ние содер­жит немало при­ме­ров, в рамках кото­рых насиль­ствен­ное умерщ­вле­ние людей пред­пи­сы­ва­ется и/или осу­ществ­ля­ется по воле Божией. Как отно­ситься к этим при­ме­рам?

Прежде всего необ­хо­димо учи­ты­вать, что при­меры такого рода, пред­став­лен­ные в Писа­нии Вет­хого Завета, сле­дует осмыс­ли­вать в кон­тек­сте именно тех исто­ри­че­ских усло­вий. Кроме того, важно учи­ты­вать, что Бог пове­ле­вал карать греш­ни­ков смер­тью не за нару­ше­ние госу­дар­ствен­ных зако­нов (язы­че­ских обществ), а за злост­ные нару­ше­ния нрав­ствен­ного закона (закона Божьего). Отме­тим, что госу­дар­ствен­ные законы могут не соот­вет­ство­вать, а то и прямо про­ти­во­ре­чить Божьему закону (скажем, в ран­не­хри­сти­ан­ские вре­мена Цер­ковь была гонима со сто­роны госу­дар­ствен­ных вла­стей; гони­мой она была и во вре­мена недав­него совет­ского про­шлого).

При­меры, содер­жа­щи­еся в Свя­щен­ном Писа­нии Нового Завета, отличны от тех, что пред­став­лены в вет­хо­за­вет­ных Писа­ниях. Одним из наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных, исполь­зу­е­мых защит­ни­ками смерт­ной казни, явля­ется опи­са­ние суда над Хри­стом у Пилата, мол, во время этого суда, Спа­си­тель не только не осудил смерт­ную казнь, но и отме­тил, что Пилат не имел бы над Ним ника­кой власти (не имел бы воз­мож­но­сти реа­ли­зо­вать смерт­ный при­го­вор), если бы это не было поз­во­лено ему свыше (Ин.19:10–11). Против того пони­ма­ния, что Хри­стос, в данном случае, санк­ци­о­ни­ро­вал смерт­ную казнь как закон­ную меру нака­за­ния нару­ши­те­лей госу­дар­ствен­ных зако­нов, есть воз­ра­же­ния. Эти воз­ра­же­ния, глав­ным обра­зом, свя­заны с тем, что во-первых, жерт­вен­ные стра­да­ния и смерть Гос­пода Иисуса Христа носили иску­пи­тель­ный харак­тер и были преду­смот­рены Богом от веч­но­сти (1Пет.1:18–10), а во-вторых, что не всё, совер­ша­е­мое по воле Божьей, совер­ша­ется по Божьему бла­го­во­ле­нию: что-то совер­ша­ется по попу­ще­нию. Так, Бог не бла­го­во­лит тому, чтобы люди мно­жили зло, однако попус­кает греш­ни­кам гре­шить.

Другим аргу­мен­том в пользу смерт­ной казни, исполь­зу­е­мым в рамках бого­слов­ских дис­кус­сий, часто служат слова апо­стола Павла: «Посему про­ти­вя­щийся власти про­ти­вится Божию уста­нов­ле­нию. А про­ти­вя­щи­еся сами навле­кут на себя осуж­де­ние. Ибо началь­ству­ю­щие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и полу­чишь похвалу от нее, ибо началь­ник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же дела­ешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмсти­тель в нака­за­ние дела­ю­щему злое» (Рим.13:2–4). Однако неко­то­рые тол­ко­ва­тели обра­щают вни­ма­ние, что меч, как символ власти, и даже как сред­ство нака­за­ния за пре­ступ­ле­ния, не обя­за­тельно бывает направ­лен на смерт­ную казнь. Другие под­чер­ки­вают, что речь, в данном фраг­менте, идёт о началь­ни­ках — слугах Божьих, дей­ству­ю­щих на сто­роне добра, и заклю­чают, что она носит не без­услов­ный, а услов­ный харак­тер.

Иные сви­де­тель­ства ново­за­вет­ного Писа­ния, исполь­зу­е­мые сто­рон­ни­ками и про­тив­ни­ками смерт­ной казни, тоже тол­ку­ются раз­лично. Стало быть, можно ска­зать: на сего­дняш­ний день вопрос о смерт­ной казни как форме нака­за­ния за уго­лов­ные пре­ступ­ле­ния не имеет еди­но­глас­ного ответа в цер­ков­ной среде.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки