Страст­ные Еван­ге­лия

См. раздел СТРАСТ­НАЯ СЕД­МИЦА

***

Служба “Двена́дцати Ева́нгелий” – вели­ко­пост­ное бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое вече­ром Страст­ного Чет­верга.

Имеет своим содер­жа­нием бла­го­ве­стие о стра­да­ниях и смерти Спа­си­теля, выбран­ное из всех еван­ге­ли­стов и раз­де­лен­ное на две­на­дцать чтений, по числу часов ночи, чем ука­зы­ва­ется, что веру­ю­щие должны всю ночь про­ве­сти в слу­ша­нии Еван­ге­лий, подобно апо­сто­лам, сопро­вож­дав­шим Гос­пода в сад Геф­си­ман­ский.

Чтение Страст­ных Еван­ге­лий обстав­лено неко­то­рыми осо­бен­но­стями: оно пред­ва­ря­ется и сопро­вож­да­ется соот­вет­ству­ю­щим их содер­жа­нию пением: «Слава дол­го­тер­пе­нию Твоему, Гос­поди», воз­ве­ща­ется бла­го­ве­стом, выслу­ши­ва­ется веру­ю­щими при воз­жен­ных свечах.

О чтении Страст­ных Еван­ге­лий в этот день упо­ми­нает уже Иоанн Зла­то­уст.

***

Вече­ром в Вели­кий чет­верг совер­ша­ется Утреня Вели­кой пят­ницы, или служба 12-ти Еван­ге­лий, как обычно назы­вают это бого­слу­же­ние. Все это бого­слу­же­ние посвя­щено бла­го­го­вей­ному вос­по­ми­на­нию спа­си­тель­ных стра­да­ний и крест­ной смерти Бого­че­ло­века. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спа­си­теля, и отго­ло­сок этих подви­гов слы­шится в каждом слове бого­слу­же­ния.

В нем Цер­ковь рас­кры­вает пред веру­ю­щими полную кар­тину стра­да­ний Гос­под­них, начи­ная от кро­ва­вого пота в Геф­си­ман­ском саду и до Гол­гоф­ского рас­пя­тия. Пере­нося нас мыс­ленно через минув­шие века, Цер­ковь как бы под­во­дит нас к самому под­но­жию креста Хри­стова и делает нас тре­пет­ными зри­те­лями всех муче­ний Спа­си­теля. Веру­ю­щие вни­мают Еван­гель­ским повест­во­ва­ниям с зажжен­ными све­чами в руках, и после каж­дого чтения устами певчих бла­го­да­рят Гос­пода сло­вами: «Слава дол­го­тер­пе­нию Твоему, Гос­поди!» После каж­дого чтения Еван­ге­лия соот­вет­ственно уда­ряют в коло­кол.

В про­ме­жут­ках между Еван­ге­ли­ями поются анти­фоны, кото­рые выра­жают него­до­ва­ние по поводу пре­да­тель­ства Иуды, без­за­ко­ния иудей­ских началь­ни­ков и духов­ной сле­поты толпы. «Какая при­чина сде­лала тебя, Иуда, пре­да­те­лем Спа­си­теля? – гово­рится здесь. – От лика ли апо­столь­ского Он тебя отлу­чил? Или дара исце­ле­ний тебя лишил? Или совер­шая Вечерю с осталь­ными, тебя к тра­пезе не допу­стил? Или других ноги умыл, а твои пре­зрел? О, сколь­ких благ ты, небла­го­дар­ный, удо­сто­ился

И далее как бы от лица Гос­пода хор обра­ща­ется к древним иудеям:

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слеп­цам вашим открыл зрение, про­ка­жен­ных очи­стил, чело­века на одре вос­ста­вил. Люди мои, что Я сотво­рил вам и что вы Мне воз­дали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] –уксус, вместо любви ко Мне ко кресту при­гвоз­дили Меня; не буду тер­петь вас более, при­зову Мои народы, и они Меня про­сла­вят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную

После шестого Еван­ге­лия и чтения «бла­жен­ных» с тро­па­рями сле­дует канон три­пес­нец, пере­да­ю­щий в сжатой форме послед­ние часы пре­бы­ва­ния Спа­си­теля с апо­сто­лами, отре­че­ние Петра и муки Гос­пода и поется трижды све­ти­лен.

Страст­ные Еван­ге­лия:

  1. Ин.13:31–18:1 (Про­щаль­ная беседа Спа­си­теля с уче­ни­ками и Его пер­во­свя­щен­ни­че­ская молитва за них).
  2. Ин.18:1–28. (Взятие Спа­си­теля в саду Геф­си­ман­ском и стра­да­ния Его у пер­во­свя­щен­ника Анны).
  3. Мф.26:57–75. (Стра­да­ния Спа­си­теля у пер­во­свя­щен­ника Каиафы и отре­че­ние Петра).
  4. Ин.18:28–40,19:1–16. (Стра­да­ния Гос­пода на суде у Пилата).
  5. Мф.27:3–32. (Отча­я­ние Иуды, новые стра­да­ния Гос­пода у Пилата и осуж­де­ние Его на рас­пя­тие).
  6. Мк.15:16–32. (Веде­ние Гос­пода на Гол­гофу и Его крест­ные стра­да­ния).
  7. Мф.27:34–54. (Про­дол­же­ние повест­во­ва­ния о крест­ных стра­да­ниях Гос­пода, чудес­ные зна­ме­ния, сопро­вож­дав­шие Его смерть).
  8. Лк.23:32–49. (Молитва Спа­си­теля на Кресте за врагов и рас­ка­я­ние бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника).
  9. Ин.19:25–37. (Слова Спа­си­теля с креста к Бого­ро­дице и апо­столу Иоанну и повто­ре­ние ска­за­ния об Его смерти и про­бо­де­нии).
  10. Мк.15:43–47. (Снятие тела Гос­пода с Креста).
  11. Ин.19:38–42. (Уча­стие Нико­дима и Иосифа в погре­бе­нии Спа­си­теля).
  12. Мф.27:62–66. (При­став­ле­ние стражи к гробу Спа­си­теля и запе­ча­та­ние гроба).

С. В. Бул­га­ков, Настоль­ная книга для свя­щен­но­слу­жи­те­лей

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки