Святые отцы о Пасхе

***

свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий:
Когда и нече­сти­вые толпою сте­ка­ются, чтобы празд­но­вать Пасху в обще­стве святых, и во время празд­не­ства славят Бога, Бог откло­няет (сла­во­сло­вие) их, говоря греш­нику: «Что ты про­по­ве­ду­ешь уставы Мои» (Пс.49:16)? и Дух Святый кротко отстра­няет их, говоря: «Непри­ятна похвала в устах греш­ника» (Сир.15:9).

Похвально удер­жи­ваться от лукав­ства и без­за­кон­ных деяний для того, чтобы воз­можно было отпразд­но­вать Пасху при­ли­че­ству­ю­щим обра­зом; ибо тот, кто осквер­няет себя мер­зо­стями без­бож­ных, тот не может при­не­сти пас­халь­ную жертву Гос­поду Богу нашему.

…Что иное (пред­став­ляет) пас­халь­ное празд­не­ство, как не посто­ян­ное покло­не­ние Богу, как не позна­ние бла­го­че­стия и от сердца, без при­нуж­де­ния, исхо­дя­щая еди­но­душ­ная молитва?

Если мы, воз­люб­лен­ные, будем питаться этою спа­си­тель­ною пищею [Мф.26:26–28], то будем совер­шать истин­ную Пасху.

Наш долг – не себе, но Гос­поду празд­но­вать Пасху, лико­вать не в себе, но в Гос­поде.

Наше же звание (кото­рым при­над­ле­жит и Пасха) свыше, и житель­ство наше на небе­сах, по словам Павла: «Ибо не имеем здесь посто­ян­ного града, но ищем буду­щего» (Евр.13:14), и туда направ­ляя взоры наши, мы совер­шаем празд­не­ство над­ле­жа­щим обра­зом.

свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов), мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа служит дока­за­тель­ством Боже­ства Иисуса Христа и нача­лом нашего вос­кре­се­ния.

До Вос­кре­се­ния Хри­стова многие из людей знали только землю, на кото­рой они явля­ются на крат­кое время и вскоре скры­ва­ются, неиз­вестно куда… Теперь, когда Хри­стос вос­крес и когда Ему, как Бого­че­ло­веку, дана «всякая власть на небе и на земле», не только небо сде­ла­лось дости­жи­мым, но даже соеди­ни­лось с землей так, что трудно найти между ними предел и раз­ли­чие, ибо и на земле явля­ется Боже­ство, и на небе чело­ве­че­ство.

пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов:
Слав­ное Вос­кре­се­ние Хри­стово есть соб­ствен­ное наше вос­кре­се­ние, кото­рое мыс­ленно совер­ша­ется и про­яв­ля­ется в нас, умерщ­влен­ных грехом, через Вос­кре­се­ние Хри­стово.

свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский:
Победа Хри­стова есть един­ствен­ная победа, коей могут радо­ваться все чело­ве­че­ские суще­ства от пер­во­здан­ного и до послед­него. Всякая другая победа на земле раз­де­ляла и раз­де­ляет людей… Нет на земле побед­ной радо­сти, что не отрав­лена зло­рад­ством: обыч­ный побе­ди­тель земной раду­ется сколько своему смеху, столько и слезам побеж­ден­ного про­тив­ника…

Вос­кре­се­нием Своим Хри­стос побе­дил грех и смерть, сокру­шил мрач­ное цар­ство сатаны, осво­бо­дил пора­бо­щен­ный род чело­ве­че­ский и снял печать с вели­чай­ших тайн Бога и чело­века.

свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
Вос­крес Хри­стос, и ты [ад] низ­вер­жен! Вос­крес Хри­стос, и пали демоны! Вос­крес Хри­стос, и раду­ются ангелы! Вос­крес Хри­стос, и тор­же­ствует жизнь! Вос­крес Хри­стос, и никто не мертв во гробе! Ибо Хри­стос, вос­став из Гроба, — пер­ве­нец из умер­ших. Ему слава и дер­жава во веки веков!

День Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа – осно­ва­ние мира, начало при­ми­ре­ния, пре­кра­ще­ние вражды, раз­ру­ше­ние смерти, пора­же­ние диа­вола.

Иудеи празд­нуют пасху земную, отверг­нув небес­ную, мы же, празд­нуя пасху небес­ную, оста­вили земную.

Пасха по пере­воду значит про­хож­де­ние, – когда губи­тель, изби­вая пер­вен­цев, про­хо­дил (мимо) дома евреев. Мимо нас губи­тель дей­стви­тельно прошел, так как он совер­шенно навсе­гда оста­вил нас, воз­дви­га­е­мых Хри­стом к вечной жизни.

пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец:
По спра­вед­ли­во­сти нам, пра­во­слав­ным, сле­дует про­све­титься сего­дня и празд­но­вать Пасху, поскольку Вла­дыка Хри­стос пере­вел нас не из земли в землю, то есть из земли Еги­пет­ской в землю обе­то­ва­ния и из насе­лен­ного места в пустыню Синай­скую, как пере­вел Он древ­ний Изра­иль, но пере­вел нас от смерти к жизни и от земли и зем­ного пере­вел нас к Небу и небес­ному.

свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий):
Безумно сомне­ваться в истин­но­сти Вос­кре­се­ния Хри­стова, ибо если мы не верим в то, что Гос­подь Иисус Хри­стос вос­крес и вос­крес­нем все мы, значит, мы отвер­гаем все учение Его, все дела Его, все, что Он явил миру… Тот, кто отвер­гает чудо Вос­кре­се­ния Христа, низко падает в нрав­ствен­ном досто­ин­стве, ибо не верит в без­услов­ное добро, в святую истину.

Потому именно так велик для нас, такой радо­стью напол­няет сердца наши празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова, что Хри­стос Своим вос­кре­се­нием удо­сто­ве­ряет, что будет и все­об­щее вос­кре­се­ние, ибо Он был первым из вос­крес­ших. Пер­ве­нец Хри­стос, потом Хри­стовы в при­ше­ствие Его. Такова наша вера. Этим объ­яс­ня­ется и свет­лая радость наша в вели­кий день Вос­кре­се­ния Хри­стова.

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
…Вели­кая и свя­щен­ная Пасха, и очи­ще­ние всего мира! – буду бесе­до­вать с тобой, как с чем-то оду­шев­лен­ным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и муд­рость, и сила! – все твои наиме­но­ва­ния меня радуют.

Пасха! Она у нас празд­ни­ков празд­ник и тор­же­ство тор­жеств; настолько пре­вос­хо­дит все тор­же­ства, не только чело­ве­че­ские и земные, но даже Хри­стовы и для Христа совер­ша­е­мые, насколько солнце пре­вос­хо­дит звезды.

В этот Вели­кий день Хри­стос при­зван из мерт­ве­цов, кото­рым упо­до­бился. В этот день Он отра­зил жало смерти, сокру­шил мрач­ные затворы ада, даро­вал сво­боду душам. В этот день, вос­став от гроба, Он явился людям, для кото­рых родился, умер и про­буж­ден из мерт­вых, чтобы мы, воз­рож­ден­ные и избе­жав­шие смерти, вос­кресли с Ним, вос­крес­шим.

свя­ти­тель Амфи­ло­хий Ико­ний­ский:
Ныне суро­вость диа­воль­ской зимы изгнана и радость небес­ного луга вновь вос­си­яла, ныне печаль умер­ших отсту­пила, потому что пришел свет вос­кре­се­ния.

пре­по­доб­ный Исихий Иеру­са­лим­ский:
Сего­дняш­нее тор­же­ство – в честь победы, братия, победы Все­царя, Сына Божия. Ибо ныне диавол терпит пора­же­ние бла­го­даря Рас­пя­тому, а наш род раду­ется бла­го­даря Вос­крес­шему.

Этот день бла­го­вест­вует радость, ибо в этот день вос­крес Гос­подь, вос­кре­сив с Собою сонм Адамов: Он полу­чил рож­де­ние через чело­века и вос­крес в чело­веке.

Ныне бла­го­даря Вос­крес­шему рай отверст, Адам ожи­во­тво­ря­ется и Ева уте­ша­ется, число избран­ных умно­жа­ется и Цар­ствие уго­тов­ля­ется, чело­век спа­са­ется и Хри­стос при­ем­лет покло­не­ние.

святи­тель Кирилл Туров­ский:
Поис­тине велик день сей не потому, чтобы он имел больше часов, но ради вели­ких чудес, совер­шен­ных Спа­си­те­лем нашим Иису­сом Хри­стом. Ныне Ангелы с людьми ликуют и люди освя­ща­ются Гос­по­дом, при­емля Духа Свя­того.

свя­ти­тель Епи­фа­ний Кипр­ский:
Ныне пре­кра­щен плач смерт­ных и вос­сиял свет Вос­кре­се­ния – знак высшей Божией любви к нам. Ныне смерть, кото­рой должен был под­верг­нуться чело­век, Хри­стос раз­ру­шил Своей смер­тью, пред­ста­вив в цену искуп­ле­ния: за душу – душу Свою, за тело – Тело Свое, за чело­века – Чело­века, за смерть – смерть.

свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский:
Сего­дня Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым открыта пре­ис­под­няя, земля обнов­ля­ется кре­ще­нием огла­шен­ных, небо отвер­за­ется Духом Святым. Откры­тая пре­ис­под­няя воз­вра­щает мерт­вых, обнов­лен­ная земля про­из­ра­щает вос­кре­ша­е­мых, отвер­стое небо при­ем­лет вос­хо­дя­щих. Пре­ис­под­няя воз­вра­щает узни­ков к гор­нему, земля шлет погре­бен­ных на небо, небо им вос­при­я­тых пред­став­ляет Гос­поду.
Поелику Хри­стос, приняв чело­ве­че­ское тело, для того и посвя­тил себя, в таин­стве Пасхи, на стра­да­ние, чтобы всякий, полу­чив­ший чрез веру уча­стие в сем даре, по спра­вед­ли­во­сти мог почесться достой­ным уча­стия и в бла­жен­стве Гос­пода.

свя­ти­тель Мака­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
Пасха – празд­ник все­мир­ный и вели­чай­ший… Ибо Вос­кре­се­ние Хри­стово корен­ным обра­зом изме­нило и землю, и ад, и Небо…

пре­по­доб­ный авва Доро­фей:
Пасху совер­шает душа, исхо­дя­щая из мыс­лен­ного Египта, т.е. греха. Ибо когда душа пере­хо­дит от греха к доб­ро­де­тели, тогда совер­шает она Пасху Гос­поду: Пасха Гос­подня есть пере­ход от зла к добру.

пре­по­доб­ный Феодор Студит:
Вот и насту­пило Святое Вос­кре­се­ние. Будем вни­ма­тельны, чтобы нам про­ве­сти этот празд­ник светло и бого­лепно, потому что это Пасха – первый и вели­чай­ший дар Божьего домо­стро­и­тель­ства. С помо­щью бла­го­го­ве­ния обуз­даем свое тело так, чтобы, хотя и пере­ме­нится пища, не изме­ни­лось наше духов­ное состо­я­ние. Душа раду­ется при­ходу Пасхи, потому что она несет ей покой и облег­че­ние от мно­же­ства трудов.

свя­щен­но­му­че­ник Сера­фим (Чича­гов):
Вос­кре­се­ние Христа в нас, в наших серд­цах, дока­зы­ва­ется … не одним отве­том: воис­тину вос­кресе! Оно под­твер­жда­ется радо­стью о Гос­поде и дока­зы­ва­ется любо­вью ко Христу.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки