Проклятие

***

Прокля́тие – 1) осуж­де­ние кого-либо или чего-либо со сто­роны Бога; 2) след­ствие осуж­де­ния Божьего, нака­за­ние Божье; 3) край­няя сте­пень осуж­де­ния кого-либо, чего-либо со сто­роны чело­века; 4) послед­ствия осуж­де­ния кого-либо, чего-либо со сто­роны чело­века.

Что такое проклятие Божье?

Свт. Фила­рет Мос­ков­ский (Кати­хи­зис) дает сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние про­кля­тия: «Про­кля­тие – это осуж­де­ние греха пра­вед­ным судом Божиим». Вслед за гре­хо­па­де­нием сле­дует изгна­ние первых людей из рая и лише­ние чело­века воз­мож­но­сти общаться с Богом. «Бог есть свет и в Нем нет ника­кой тьмы» (1Ин. 1:5), поэтому ничто темное, гре­хов­ное, злое не может нахо­диться в при­сут­ствии Бога, пре­бы­вать в обще­нии с Ним. По этой при­чине Бог уда­ляет чело­века от Себя. Таким обра­зом, про­кля­тие выра­жа­ется прежде всего в отчуж­ден­но­сти чело­века от Бога как Источ­ника жизни.

Про­кля­тие суще­ствует уже от первых времен (Быт. 3:14,17), но еще раньше его воз­никло и всегда ему про­ти­во­стоит бла­го­сло­ве­ние (Быт.1:22,28). Про­кля­тие есть как бы отри­ца­тель­ное эхо бла­го­сло­ве­ния.

Боже­ствен­ное про­кля­тие не сле­дует пони­мать, как ярость, раз­дра­же­ние Бога, т.к. Бог все­бла­гой и Все­до­воль­ный, такие выра­же­ния в Библии сле­дует рас­смат­ри­вать, как антро­по­мор­физмы. Также биб­лей­ский эпизод «про­кля­тия смо­ков­ницы» (Мф. 21:12–22) сле­дует пони­мать алле­го­ри­че­ски: всё, что не при­но­сит духов­ного плода – про­тивно Богу.

В чём состоит особенность проклятия, проистекающего от человека?

Тогда как про­кля­тие Божье всегда сопро­вож­да­ется дей­ствием суда, про­кля­тие, про­воз­гла­шён­ное чело­ве­ком, — далеко не всегда.

Это свя­зано с тем, что чело­век не настолько могу­ще­ствен­нен, чтобы любое его про­из­во­ле­ние стало резуль­та­тив­ным. Неиз­беж­ную дей­ствен­ность про­кля­тия может обес­пе­чить лишь Все­мо­гу­щий Вла­дыка.

Так, когда Он изрек в адрес змия осуж­де­ние: «за то, что ты сделал это, про­клят ты пред всеми ско­тами и пред всеми зве­рями поле­выми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14), дей­ствие суда не заста­вило себя долго ждать.

Про­кля­тие, озву­чен­ное Ноем в адрес Хана­ана — «про­клят Ханаан; раб рабов будет он у бра­тьев своих» (Быт.9:25) — тоже не оста­лось без послед­ствий и было реа­ли­зо­вано в рамках Боже­ствен­ного Про­мысла. Почему Бог отклик­нулся на него? Дело в том, что это про­кля­тие соот­вет­ство­вало прин­ци­пам Высшей Боже­ствен­ной Правды: «Про­клят, кто дело Гос­подне делает небрежно» (Иер. 48:10); «Про­клят зло­сло­вя­щий отца своего или матерь свою!» (Втор.27:16).

На том же осно­ва­нии резуль­та­тив­ными могли ста­но­виться и про­кля­тия, про­воз­гла­ша­е­мые вет­хо­за­вет­ными свя­щен­ни­ками, дей­ство­вав­шими строго в рамках Боже­ствен­ных уста­нов­ле­ний, напри­мер: «тогда свя­щен­ник пусть закля­нет жену клят­вою про­кля­тия и скажет свя­щен­ник жене: да пре­даст тебя Гос­подь про­кля­тию и клятве в народе твоем, и да соде­лает Гос­подь лоно твое опав­шим и живот твой опух­шим» (Чис.5:21).

Если же чело­век про­кли­нает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам пре­сту­пает закон. В этом случае про­кля­тие может обра­титься на голову самого про­кли­на­ю­щего: «неиз­ви­ни­те­лен ты, всякий чело­век, судя­щий дру­гого, ибо тем же судом, каким судишь дру­гого, осуж­да­ешь себя, потому что, судя дру­гого, дела­ешь тó же» (Рим.2:1).

Так, Бог, зная о пра­вед­но­сти Авра­ама, пообе­щал ему, что всякий зло­сло­вя­щий его будет про­клят: «Я бла­го­словлю бла­го­слов­ля­ю­щих тебя, и зло­сло­вя­щих тебя про­кляну» (Быт.12:3).

В чем состоит смысл Божественных проклятий?

В отли­чие от чело­века Бог нико­гда не про­кли­нает неза­слу­женно или напрасно. Именно эти аспекты необ­хо­димо учи­ты­вать в первую оче­редь, чтобы понять смысл и зна­че­ние Божьих про­кля­тий.

 

Одна из пер­вей­ших причин низ­ве­де­ния Богом про­кля­тия — необ­хо­ди­мость спра­вед­ли­вого воз­да­я­ния греш­нику (Пс.108:17). В свою оче­редь воз­мез­дие, или нака­за­ние, в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств может иметь раз­лич­ные цели.

 

Помимо бли­жай­шей цели — вос­ста­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти, как это было, к при­меру, в случае с нака­за­нием насме­хав­шихся над Ели­сеем детей (4Цар.2:22–23), нака­за­ние может накла­ды­ваться в каче­стве вос­пи­та­тель­ной меры, побуж­да­ю­щей греш­ника оду­маться, оста­но­виться (4Цар.22:19).

 

Иногда нака­за­ние может про­яв­ляться в нис­по­сла­нии на греш­ника тяже­лей­шей болезни или смерти. Таким обра­зом Бог может оста­но­вить зарвав­ше­гося злодея, поло­жить предел его бес­чин­ствам и зло­де­я­ниям.

 

Бывает, что про­кля­тие (спра­вед­ливо) накла­ды­ва­ется на без­за­кон­ника с тем, чтобы побу­дить к пока­я­нию и послу­ша­нию прочих людей. Причем, по усмот­ре­нию Божию такое воз­дей­ствие может пред­на­зна­чаться и рас­про­стра­няться на целое обще­ство. Именно так можно объ­яс­нить неко­то­рые случаи нака­за­ний греш­ни­ков Богом перед лицом огром­ной толпы (Чис.16:33).

 

В конце времен про­кля­тие будет низ­ве­дено на лицо всей земли (Зах.5:3). Так Гос­подь даст людям оче­ред­ной шанс оду­маться. К сожа­ле­нию, многие им не вос­поль­зу­ются (Откр.9:20–21).

Был ли проклят Богом человек в результате грехопадения?

 

Чтобы отве­тить на этот вопрос, важно учи­ты­вать, что поня­тие «про­кля­тие Божие» может осмыс­ли­ваться двояко: в узком и широ­ком зна­че­нии.

 

В узком смысле под про­кля­тием под­ра­зу­ме­ва­ется особый при­го­вор Божьего суда, озву­чен­ный либо Самим Богом, либо через Его вест­ни­ков, в отно­ше­нии твари, в связи с нару­ше­нием Боже­ствен­ной воли. О такого рода про­кля­тиях мы, к при­меру, читаем в Свя­щен­ном Писа­нии: «И сказал Гос­подь змею: …про­клят ты пред всеми ско­тами и пред всеми зве­рями поле­выми» (Быт.3:14), «Адаму же сказал: …про­клята земля за тебя» (Быт.3:17), «И сказал Гос­подь [Бог] Каину: …и ныне про­клят ты от земли» (Быт.4:9–11).

 

«Про­кля­тие», интер­пре­ти­ру­е­мое в широ­ком зна­че­нии, иногда упо­треб­ля­ется в бого­слов­ской лите­ра­туре и для обо­зна­че­ния тех про­яв­ле­ний Боже­ствен­ной Правды, о кото­рых хотя и сооб­ща­ется в том-то и том-то фраг­менте Писа­ния, однако, в рамках этого фраг­мента прямо не ука­зы­ва­ется, что упо­ми­на­е­мый в нём объект Божьего суда про­клят.

 

Напри­мер, озву­чи­вая пра­ро­ди­те­лям (после гре­хо­па­де­ния) при­го­вор, Бог указал, в чем будет состо­ять их нака­за­ние. При этом он сооб­щил о про­кля­тии земли (Быт.3:17). Так это отра­жено в тре­тьей главе Книге Бытия. Но о про­кля­тии самого Адама в данной главе не гово­рится. Быто­пи­са­тель под­чер­ки­вает: несмотря на то, что Адам и Ева согре­шили, пре­сту­пив запо­ведь и пойдя на поводу у сатаны, Бог про­явил к ним особую милость.

 

Тем не менее ряд цер­ков­ных писа­те­лей, и среди них соста­ви­тель Пол­ного цер­ковно-сла­вян­ского сло­варя, довольно авто­ри­тет­ного, про­то­и­е­рей Г. Дья­ченко, счи­тают умест­ным утвер­ждать, что первые люди под­пали под Божье про­кля­тие.

 

Логика их рас­суж­де­ний ясна: если Божье про­кля­тие про­ти­во­по­став­ля­ется Божьему Бла­го­сло­ве­нию (Быт.27:9) и выра­жа­ется в лише­нии тех или иных Божьих даров, то что мешает ска­зать, что и Адам, вынуж­денно столк­нув­шийся после гре­хо­па­де­ния с такими послед­стви­ями как изгна­ние из Рая, тлен­ность и смерт­ность, утрата пер­во­на­чаль­ной радо­сти обще­ния с Гос­по­дом, утрата цар­ствен­ной власти над живот­ными, необ­хо­ди­мость добы­вать пищу «в поте лица», подпал под Божье про­кля­тье?

***

См. также: АНАФЕМА.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки