Проклятие

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (3 голос: 3,67 из 5)

 

Прокля́тие – 1) осуждение кого-либо или чего-либо со стороны Бога; 2) следствие осуждения Божьего, наказание Божье; 3) крайняя степень осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека; 4) последствия осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека.

Что такое проклятие Божье?

Свт. Филарет Московский (Катихизис) дает следующее определение проклятия: «Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божиим». Вслед за грехопадением следует изгнание первых людей из рая и лишение человека возможности общаться с Богом. «Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы» (1Ин. 1:5), поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с Ним. По этой причине Бог удаляет человека от Себя. Таким образом, проклятие выражается прежде всего в отчужденности человека от Бога как Источника жизни.

Проклятие существует уже от первых времен (Быт. 3:14,17), но еще раньше его возникло и всегда ему противостоит благословение (Быт.1:22,28). Проклятие есть как бы отрицательное эхо благословения.

Божественное проклятие не следует понимать, как ярость, раздражение Бога, т.к. Бог всеблагой и Вседовольный, такие выражения в Библии следует рассматривать, как антропоморфизмы. Также библейский эпизод «проклятия смоковницы» (Мф. 21:12-22) следует понимать аллегорически: всё, что не приносит духовного плода – противно Богу.

В чём состоит особенность проклятия, проистекающего от человека?

Тогда как проклятие Божье всегда сопровождается действием суда, проклятие, провозглашённое человеком, — далеко не всегда.

Это связано с тем, что человек не настолько могущественнен, чтобы любое его произволение стало результативным. Неизбежную действенность проклятия может обеспечить лишь Всемогущий Владыка.

Так, когда Он изрек в адрес змия осуждение: «за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14), действие суда не заставило себя долго ждать.

Проклятие, озвученное Ноем в адрес Ханаана — «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт.9:25) — тоже не осталось без последствий и было реализовано в рамках Божественного Промысла. Почему Бог откликнулся на него? Дело в том, что это проклятие соответствовало принципам Высшей Божественной Правды: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10); «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор.27:16).

На том же основании результативными могли становиться и проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действовавшими строго в рамках Божественных установлений, например: «тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим» (Чис.5:21).

Если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же» (Рим.2:1).

Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт.12:3).

В чем состоит смысл Божественных проклятий?

В отличие от человека Бог никогда не проклинает незаслуженно или напрасно. Именно эти аспекты необходимо учитывать в первую очередь, чтобы понять смысл и значение Божьих проклятий.

Одна из первейших причин низведения Богом проклятия — необходимость справедливого воздаяния грешнику (Пс.108:17). В свою очередь возмездие, или наказание, в зависимости от обстоятельств может иметь различные цели.

Помимо ближайшей цели — восстановления справедливости, как это было, к примеру, в случае с наказанием насмехавшихся над Елисеем детей (4Цар.2:22-23), наказание может накладываться в качестве воспитательной меры, побуждающей грешника одуматься, остановиться (4Цар.22:19).

Иногда наказание может проявляться в ниспослании на грешника тяжелейшей болезни или смерти. Таким образом Бог может остановить зарвавшегося злодея, положить предел его бесчинствам и злодеяниям.

Бывает, что проклятие (справедливо) накладывается на беззаконника с тем, чтобы побудить к покаянию и послушанию прочих людей. Причем, по усмотрению Божию такое воздействие может предназначаться и распространяться на целое общество. Именно так можно объяснить некоторые случаи наказаний грешников Богом перед лицом огромной толпы (Чис.16:33).

В конце времен проклятие будет низведено на лицо всей земли (Зах.5:3). Так Господь даст людям очередной шанс одуматься. К сожалению, многие им не воспользуются (Откр.9:20-21).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru