-
1. Первое исцеление, совершённое Иисусом Христом согласно Евангелию по Матфею.
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. (Мф.8:2-3; ср.: Мк.1:40-42; Лк.5:12-13)
Синодальный перевод не точно передаёт смысл. Правильнее будет не «если хочешь, можешь меня очистить», а «стоит тебе только захотеть». «Если хочешь» – подстрочник, который не отражает сути обращения.
-
2. Болезнь, от которой Иисус Христос исцелил тёщу апостола Петра.
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. (Мф.8:14-15; ср.: Мк.1:30-31; Лк.4:38-39)
Горячка или сильная горячка (Лк.4:38) – в современной терминологии «острая лихорадка». Состояние, которое характеризуется высокой температурой и слабостью. В те времена лихорадка могла быть смертельной, особенно для пожилых людей, как тёща Петра.
Иисус Христос, исцеляя горячку, демонстрирует власть не только над демонами, но и над физическими болезнями.
-
3. В стране Гадаринской Иисус Христос исцелил бесноватого. В чем именно, согласно Евангелию, выражалась это беснование?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,3,4,6,7Верно!Комментарий:Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:3-5)... Встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах (Лк.8:27). Ср.: Мф.8:28-34; Мк.5:1-15; Лк.8:27-35.
Слово «гроб» в данном случае следует понимать как погребальные пещеры или «могильные пещеры» (Мк.5:1; Лк.8:27). А «то, что евангелист Лука упоминает об одном беснующемся, тогда как ев. Матфей говорит о двух, не показывает между ними разногласия», – указывает свт. Иоанн Златоуст.
-
4. Какой из болезней, вероятнее всего, соответствует заболевание расслабленного, которого внесли четверо (см. Мф.9:2-7; Мк.2:3-12; Лк.5:18-25)?
Подсказка
Слово начинается на букву П.
Правильный ответ: параличВерно!Материалы для изучения: РасслабленныйКомментарий:Согласно Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова), в данном евангельском рассказе речь идет о болезни, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волей и пораженной частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения скулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими.
-
5. Сколько лет страдала от своей болезни кровоточивая женщина, исцеленная Иисусом Христом?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. (Мф.9:20-22; ср.: Мк.5:25-29; Лк.8:43-48)
Скорее всего, женщина страдала хроническим маточным кровотечением – заболеванием, лечение которого во времена Иисуса Христа было лишь симптоматическим (использование кровоостанавливающих трав), чрезвычайно болезненным (прижигание раскалённым железом), да и просто сомнительным (ношение амулетов и т.п.). Поэтому ев. Марк отмечает, что женщина «много потерпела от многих врачей» (Мк.5:26).
Помимо прочего, эта болезнь делала женщину ритуально нечистой. Ритуально нечистым становился каждый, кого она касалась. Сделать это умышленно – значило бы нарушить Закон. Поэтому женщина коснулась не одежды Иисуса, а кисточки (евр. цицит), которые прикреплялись к четырём углам верхней одежды (евр. талит) всех еврейских мужчин, соблюдавших Закон Моисея (Втор.22:12). «Прикоснулась края одежды его» (Мф.9:20) – в греч. оригинале κράσπεδον – «кайма, кисточка» (Стронг, 2899).
Исцеление кровоточивой женщины – не просто акт гуманизма и проявление необыкновенной целительной силы Иисуса Христа. Это важное мессианское знамение (знак) обществу Израиля. Иудеи ожидали, что пришедший Мессия будет исцелять через цицит: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах» (Мал.4:2). Здесь «лучи» – края одежды с цицит.
-
6. Исцелял ли Иисус Христос бесноватых в синагоге?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. (Мк.1:23-26; ср.: Лк.4:33-35).
-
7. В какой фазе Луны особенно мучился бесноватый отрок, которого исцелил Иисус Христос?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. (Мф.17:14-18; ср. Мк.9:17-29; Лк.9:38-42)
Новолуние – одна из фаз Луны, когда она не видна из-за того, что находится между Солнцем и Землёй. Это начало нового лунного месяца. В библейские времена новолуние (евр. Рош Ходеш) отмечалось жертвоприношениями (Чис.28:11-15). В иудейской традиции новолуние было связано с праздником, но в языческих культах лунные циклы связывали с активностью демонов. Возможно, семья мальчика находилась под влиянием суеверий о «критических днях» лунного месяца. Но также возможно, что мальчик был подвержен лунатизму.
Вероятные причины, по которым ученики Иисуса не смогли изгнать беса из мальчика: недостаток веры (Мф.17:20); пренебрежение молитвой и постом (Мк.9:29); специфика «этого рода» беса (Мк.9:29).
Один из смыслов этой истории: даже данная Богом власть требует смиренного и внимательного сердца. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
-
8. Имя иерихонского слепого, который сидел у дороги и молил: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!»
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. (Мк.10:46-52; ср.: Мф.20:30-34; Лк.18:35-43)
Этот эпизод – не просто чудо, а ключевой момент в Евангелии по Марку, раскрывающий тему духовного прозрения человека перед Страстями Христовыми. Рассмотрим исторический и символический контекст. Место: Иерихон – последняя остановка Иисуса перед входом в Иерусалим. Имя слепого прямо не называется: Вартимей (евр. бар-Тимай – сын Тимея; игра слов: «сын почтения/нечистоты»). Намёк на его социальное отвержение, т.к. слепые считались грешниками (Ин. 9:2), а затем на правильное принятие милости от Иисуса. Обращение «Иисус, Сын Давидов!» – исповедание мессианства Иисуса, т.к. титул «Сын Давида» связан с пророчеством Исайи (Ис.11:1).
Богословский смысл: Вартимей «сразу пошёл за Иисусом» (Мк. 10:52) – его исцеление от физической слепоты привело к духовному прозрению, а затем к ученичеству. Отбросив свой плащ (Мк. 10:50), Вартимей как бы разрывает связь с этим миром, где плащ служил и одеждой, и покрывалом ночью. Он идёт за Иисусом решительно оставив всё житейское.
-
9. Место, где Иисус Христос исцелил сухорукого.
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. (Мк.3:1-5; ср.: Мф.12:10-13; Лк.6:6-10).
Место действия: синагога – центр изучения Торы и совместных молитв, где руководство осуществляли фарисеи. Иисус намеренно выбирает синагогу, чтобы указать фарисеям на их формальный подход к Божественным установлениям.
Усохшая правая рука (Лк.6:6) – аллегория: правая рука в Св. Писании является символом действия и силы (Быт. 48:14), т.к. ей совершаются все основные действия в быту, во время работы, а также творятся благословения.
Исцеление сухорукого в синагоге в субботу не просто проявление невероятной целительной силы Иисуса, но целый богословский манифест. Иисус – Господин субботы; изменять закон субботы может лишь Сам законодатель. Его Царство ломает барьеры Закона и человеческой немощи. Слепое соблюдение ритуалов ведёт к духовной смерти, а вера в Иисуса – к свободе. Это мессианское знамение во исполнение пророчества: «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас» (Ис.35:3-4).
-
10. Что известно из Евангелий о слуге сотника, которого исцелил Иисус Христос?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3Верно!Комментарий:Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. (Мф.8:5-13; ср.: Лк.7:1-10).
В Мф.8:6 читаем, что это был παῖς – «слуга» или «отрок». Он был παραλυτικός – разбит параличом и ужасно страдал. Из Лк.7:2 известно, что он был δουλος – «раб» (возможно, взрослый). И ἔμελλεν τελευτᾶν – был при смерти.
Сотник, будучи офицером римской армии, прекрасно понимал власть слова – это отдаваемые приказы, которые должны безоговорочно, точно и быстро исполняться. Поэтому для него было совершенно естественно, что такой необыкновенный Человек, как Иисус может исцелить его слугу Своим приказом (словом), стоит Ему только произнести его.
-
11. Какие евангелисты приводят короткий рассказ об исцелении Иисусом Христом бесноватого слепого (и немого)?
Подсказка
Таких евангелистов два.
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3Верно!Комментарий:Рассказ об исцелении Иисусом Христом бесноватого слепого и немого приводит евангелист Матфей: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть (Мф.12:22). Евангелист Лука говорит о бесноватом немом: Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился (Лк.11:14). По мысли ряда толкователей, здесь идет речь об одном и том же человеке.
-
12. Кто из членов семьи женщины Хананеянки (сирофиникиянки) нуждался в исцелении?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Мф.15:21-28; ср.: Мк.7:24-30).
Ев. Марк называет женщину «сирофиникиянкой», указывая на место её рождения – Финикия (современный Ливан). Это языческая территория на севере от Израиля. Ев. Матфей использует архаичный термин «Хананеянка», подчёркивая её принадлежность не только к язычникам, но и к древним врагам Израиля (Втор.7:1-2).
Важнейший богословский смысл этой истории в том, что Хананеянка получает благословение не по крови, а по вере – предвосхищая то, что сформулирует позже апостол Павел: «И это мы, кого Он призвал не только из числа иудеев, но и из язычников, как говорит и Осия: «назову не Мой народ – Моим народом, а нелюбимую – любимой. На том самом месте, где было сказано им: “вы – не Мой народ”, там назовут их сынами Бога Живого» (Рим. 9:24-26). Это первое чудесное знамение для язычников – знак будущей всемирной миссии Церкви.
-
13. Как поступили двое прозревших слепых, когда Иисус Христос повелел им хранить молчание об исцелении?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. (Мф.9:27-31)
История исцеления слепых указывает на яркое знамение (знак) того, что Иисус – долгожданный Мессия. Слепые шли за Иисусом, настойчиво взывая к нему, именно как к Мессии, т.к. титул «Сын Давидов» – ключевое мессианское пророчество (2 Цар.7:12-17, Пс.88:35-37). Иисус, испытывая их веру, задаёт вопрос: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф.9:28) И только получив положительный ответ – «Так, Господи!» – совершает исцеление, потому что вера предшествует исцелению (ср. Мк.10:52).
Исцеление слепых – аллюзия на пророчество Исайи: «Тогда откроются глаза слепых, уши глухих откроются» (Ис.35:5). На Иисусе сбывается древнее пророчество о Мессии. Иисус желает до времени скрыть Свою славу, дабы избежать ложных толков и слухов (ср. Мк.1:44). Но исцелённые слепые, движимые понятным человеческим чувством восторга и благодарности, нарушают сказанное Иисусом. Эта история имеет глубокий богословский смысл: духовное прозрение, выраженное в исповедании Иисуса Мессией, привело к физическому исцелению.
-
14. «Народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле». Что предшествовало этим словам?
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. (Мф.9:32-33)
В древнем мире немота делала человека изгоем, т.к. эту болезнь приписывали действию бесовских сил. Соответственно, такие люди были ритуально нечисты. Это исцеление настолько быстро сокрушило демона немоты, что люди, видевшие это, были в высшей степени потрясены. И если некоторые из них, по сути, признали мессианство Иисуса, сказав: «ничего подобного никогда не видели в Израиле!» (Мф.9:33), то другие (фарисеи) проявили крайнюю духовную слепоту: «Он изгоняет бесов силой Вельзевула!» (Мф.12:24). Исцеление немого бесноватого – исполнение прямого мессианского пророчества: «Язык немого будет петь» (Ис. 35:6).
-
15. Исцеляя глухого косноязычного, Иисус Христос сказал ему «еффафа́». Как переводится это слово с арамейского языка?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими. (Мк.7:31-37)
Единственное арамейское слово, приведённое апостолом Марком, подчёркивает личное обращение к страждущему на его родном языке. Это исполнение мессианского пророчества (Ис.35:5).
-
16. «Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно». Назовите место, где произошло это исцеление.
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. (Мк.8:22-26)
Это единственное чудесное исцеление, которое происходит постепенно, символизируя постепенное духовное прозрение. Место действия – Вифсаида (евр. бейт – «дом», цаида – «рыбная ловля»), родной город апостолов Андрея, Петра и Филиппа (Ин.1:44).
Укажем какие действия совершает Спаситель: выводит слепого из селения, чтобы избежать публичности; плюёт ему в глаза – жест, символизирующий творческое вмешательство (ср. Быт.2:7; Ин.9:6). Человек уже видит, но нечётно («людей, как деревья»). Возлагает руки – передача силы (Мк.6:5). Происходит полное исцеление.
Богословский смысл: духовное прозрение – это процесс. Бог терпеливо ведёт человека от тусклого видения к полной ясности (ср. 1Кор.13:12). Как слепого Иисус вывел из селения, так и человеку часто нужно прежде выйти из ложных убеждений. Свидетельство действенно в своё время: когда готов и говорящий, и слушающие.
-
17. Сколько лет страдала от своей болезни скорченная женщина, исцеленная Иисусом Христом?
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк.13:11-13).
Возможно, у женщины были проблемы с позвоночником (остеопороз, тяжёлый артрит и пр.). Но истинное страдание приносил дух немощи, т.к. Иисус напрямую связывает её состояние с действием сатаны (Лк.13:16). Она не могла полноценно молиться из-за того, что не видела небо. Была обречена на нищету из-за того, что не могла работать. Не могла иметь семью и детей, что в иудейском обществе было предметом нарекания. Возможно, эта женщина выживала исключительно за счёт сердобольных родственников.
Моментальное исцеление после 18 лет такого состояния могло быть только действием от Бога. И не имело никакого другого объяснения. Должно было убедить самого крайнего скептика. И люди радовались о таком небывалом исцелении (Лк.13:17). Но начальник синагоги, где произошло исцеление, возроптал (Лк.13:17). Причина – нарушение субботы. В субботу разрешалось оказывать только срочную медицинскую помощь. «Плановые» исцеления в субботу воспрещались.
-
18. «И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?». Что ответили фарисеи?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. (Лк.14:1-4)
Водяной болезнью (водянкой) называли скопление водянистой жидкости в тканях, полостях, под кожей. В действительности речь идет не о болезни, а о симптоме, появлявшемся вследствие различных болезней внутренних органов (например, почечной недостаточности), в результате которых тело человека распухало, и он испытывал множество сложностей, в том числе с дыханием.
По свидетельству Иосифа Флавия, царь Ирод перед смертью испытывал тяжкие мучения от постигшей его болезни, одним из симптомов которой была водянка: «Ноги его были наполнены водянистой, прозрачной жидкостью; такая же болезнь постигла и низ его живота».
Иисус исцеляет больного, не просто прикоснувшись к его телу. В данном случае греческое причастие έπιλαβόμενος правильнее будет перевести как «обняв». После чего Сам задаёт фарисеям вопрос о позволительности исцеления в субботу. Знатоки Закона не сходились во мнениях относительно допустимости исцеления в субботу. Если фарисеи молчали, не зная, что ответить, то либо они понимали, что не правы, либо недостаточно хорошо знали Закон, так что не могли отстоять свою позицию. Но главное – сила действенного добра, которую перед ними явил Иисус. И против которого были бессильны слова.
-
19. Кому, по слову Иисуса Христа, должны были показаться десять прокаженных?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (Лк.17:12-19)
Требование показаться священникам после исцеления от проказы было продиктовано ветхозаветным законом. Согласно Книге Левит 14:1-32, только священники имели право: осмотреть больного и подтвердить, что проказа действительно отступила; провести ритуал очищения, включающий принесение в жертву двух птиц (одну убивали, другую отпускали), омовение, стрижку волос, мытьё одежды (при этом на 8-й день приносились в жертву ягнята, хлебный дар, оливковое масло); выдать свидетельство о чистоте, позволяющее вернуться в общество. Вердикт священника свидетельствовал не только о физическом исцелении, но и духовном восстановлении перед Богом. Отправляя прокажённых к священникам, Иисус ещё раз подчёркивает, что не отменяет Закон, но исполняет его.
-
20. Какой орган Малха – раба первосвященника – исцелил Иисус Христос?
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. (Лк.22:50-51)
Малх – вероятно, от арам. мелех – «царь», ироничное прозвище раба или слуги первосвященника Каиафы. Возможно, он участвовал в аресте Иисуса как представитель храмовой стражи. Пётр, который единственный выступил на защиту Иисуса с оружием в руках, использовал длинный нож (кинжал), похожий на короткий меч – привычное орудие рыбаков, используемое для разделки рыбы.
Иисус исцеляет того, кто пришёл Его арестовать – исполняя то, что говорил в Нагорной проповеди: «любите врагов ваших» (Мф.5:44). Он отказывается от насилия, подчёркивая, что Царство Божие не нуждается в защите силой оружия (Ин.18:36). В итоге, Иисус являет знак Божественной власти, который заключался в исцелении Малха.
-
21. Час, в котором Иисус Христос исцелил сына царедворца.
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:В Капернауме некий царедворец попросил Иисуса исцелить его смертельно больного сына. Иисус сказал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Царедворец ответил: «Приди, пока не умер сын мой». Иисус сказал: «Пойди, сын твой здоров». Отец поверил и пошёл. Его встретили слуги и сказали, что сын здоров с 7-ого часа вчерашнего дня. Отец понял, что это тот час, и уверовал сам и вся его семья (подробнее см. Ин.4:46-54).
Иисус исцелил сына царедворца (царского чиновника) в седьмом часу дня по иудейскому времени, что соответствует: 13:00–14:00 (если считать от рассвета, ~6:00); 19:00–20:00 (если считать от заката, как в римском времени, которое использовал апостол Иоанн). В Священном Писании «7» – число полноты. Здесь: 7-й час – завершение дневного света, знак Божьего вмешательства; 7-е знамение в Евангелии по Иоанну (если считать с претворения воды в вино).
-
22. День недели, в который совершилось исцеление при купальне Вифезда.
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:В Иерусалиме у Овечьих ворот была купальня Вифезда, где лежало множество больных, ожидающих движения воды, т.к. по временам сходил Ангел Господень и возмущал воду. Кто первым входил в неё, тот выздоравливал. Иисус спросил лежащего там человека, страдавшего 38 лет, хочет ли он быть здоров. Больной ответил, что не может вовремя войти в воду. Иисус сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Тот тотчас же выздоровел. Это произошло в субботу (подробнее см. Ин.5:1-9).
Вифезда (арам. Бейт-Хисда – «дом милосердия») обнаружена археологами в XIX веке у Овечьих ворот Иерусалима – это двойной бассейн с пятью крытыми галереями. Язычники верили в целительную силу вод (культ Асклепия), иудеи связывали это с Божьим милосердием (отсюда название).
Иисус Христос нарушает правила и исцеляет, не дожидаясь, пока Ангел Господень произведёт возмущение воды. Тем самым показывает, что сила не в ритуале, а в Нём Самом. Кроме того, Он исцеляет в субботу. Приказ «встань, возьми постель твою и ходи» глубоко символичен: постель – символ болезни; носить что-либо в субботу запрещалось, а несение постели – не только нарушение субботы исцелённым, но и публичное свидетельство чудесного исцеления. Что видят иудеи? Иисус нарушает субботу – исцеляет; исцелённый нарушает субботу – несёт постель.
-
23. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Что Иисус Христос на это ответил?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. (Ин.9:1-7)
По иудейскому представлению того времени, любая болезнь являлась следствием греха. Но если человек родился слепым, то он просто не успевал согрешить так, чтобы слепота явилась следствием греха. Согласно второй заповеди Декалога (Исх.20:4-5), наказание за грехи родителей может пасть на детей, внуков и правнуков. Поэтому ученики Иисуса предположили, что согрешить могли родители слепого. Суть ответа Иисуса заключается в том, что Он в корне меняет постановку вопроса: не «за что?», а «ради чего». Т.е. человек родился слепым для того, чтобы на нём в свой час была явлена Слава Божия.
История со слепорождённым характерна ещё и тем, что, получив физическое исцеление – зрение, человек постепенно прозревает духовно. Богословский смысл: болезни не всегда связаны с грехом, порой они даются человеку для того, чтобы на нём так или иначе явились дела Божии; Иисус – Свет миру, Он пришёл, чтобы избавить людей от тьмы: как физической, так и духовной; послушание Богу ведёт к духовному и физическому исцелению.
-
24. Исцелял ли больных апостол Пётр?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Апостол Пётр, как и другие апостолы, совершал исцеления силой Святого Духа, которая была дана им от Господа Иисуса Христа. В Книге Деяния Апостолов описан ряд исцелений, совершённых Петром (в частности, см. Деян.3:1-8; Деян.5:14-16).
-
25. Исцелял ли больных апостол Павел?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Да, апостол Павел совершал исцеления, о чём читаем в Книге Деяния Апостолов и посланиях. Как и апостол Пётр, он действовал силой Святого Духа во имя Иисуса Христа (в частности, см. Деян.14:8-10; Деян.16:16-18; Рим.15:18-19; 2Кор.12:12). Однако св. Павел всегда подчёркивал, что вера важнее чудес (1Кор.12:9; 1Кор.13:1-2). А знамения и чудесные исцеления даны для утверждения Евангелия, а не ради славы их совершителей.
-
26. Исцеление, о котором подробным образом сообщается в 3 и 4 главах книги Деяний святых Апостолов.
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога (Деян.3:6-8 и далее).
-
27. Что следует делать болящим, по слову апостола Иакова?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Соборование (Елеосвящение)Комментарий:Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. (Иак.5:14)
«Болен ли кто из вас» – речь идёт о членах христианской общины, испытывающих телесную или, возможно, духовную немощь. «Пусть призовет пресвитеров» – пресвитеры (греч. πρεσβύτεροι) – не священники, как это понимается теперь, а старшие в церкви, духовно опытные мужи, старейшины, преуспевшие в молитве.
Действия пресвитеров: «Пусть помолятся над ним» – молитва, которая совершается с верой (Иак.5:15), имеет силу не в самих пресвитерах, а в Господе, Который исцеляет. «Помазав его елеем во имя Господне» – елей (оливковое масло) было универсальным средством лечения многих болезней. Кроме того, в библейской традиции елей символизирует: благодать от Бога (1Цар.16:13, где Давид помазывается на царство); исцеление (Лк. 10:34, притча о добром самарянине). В новозаветной традиции елей – освящение в Таинствах Церкви силой Святого Духа. Помазание елеем – это не магический ритуал, а символ Божьего присутствия в действиях и молитвах, совершаемых с верой.
Духовный смысл: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:15). Исцеление даруется не автоматически, в силу совершаемого действия и прочитанных молитв, но по вере просящего и воле Божьей. Прощение грехов указывает на связь между физической болезнью и духовным состоянием (хотя не все болезни являются следствием личного греха). Этот стих подчёркивает целостность человека – исцеление касается и тела, и души.
В Православной Церкви этот стих понимается как основание для установления Таинства Елеосвящения (соборования), где больного помазывают освящённым елеем с молитвой. Следует обратить внимание, что Таинство Соборования в первую очередь преподаётся тем больным, которые не могут сами прийти в храм, исповедоваться и причаститься.
-
28. «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». В какой книге или каких книгах Библии приводятся эти слова?
Подсказка
Укажите три книги.
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,3Верно!Комментарий:«Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Ис.6:10)
«Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Мф.13:15)
«Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Деян.28:27)
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать