Относительно понимания дара иных языков в церковно-богословской среде существует несколько воззрений.
Согласно первому, «иные языки» – это даруемая Духом способность говорить на иностранном языке. Благодатное знание «иностранных» языков очень способствовало распространению апостольской проповеди по всей Вселенной и единению Церкви.
Такого понимания дара языков придерживается большинство святых Отцов. Так, у святителя Кирилла Иерусалимского мы находим следующее суждение: «Петр и Андрей – галилеяне говорят по-персидски и по-мидийски, Иоанн и прочие Апостолы изъясняются на всяком языке с пришедшими от язычников. Дух Святой научает многим языкам вместе, каких вовсе не знали наученные им»1.
В Беседах на Деяния апостольские святитель Иоанн Златоуст поясняет, что «для самих Апостолов это служило подкреплением; они не знали, что значило говорить по-парфянски, а теперь от этих людей узнавали»2. Также и святитель Григорий Богослов склонялся к пониманию говорения Апостолами «гласами иноязычными»3. Понимание «языков», упоминаемых в 1Кор 14 как «иностранных», встречается у святителей Феофана Затворника4 и Игнатия (Брянчанинова)5.
При этом с точки зрения святых Отцов дар языков имел историческое, временное значение. После того как в разных странах Апостолы основали Христианские Церкви, возглавляемые епископами из местного населения, необходимость в сверхъестественном даре языков стала исчезать. Во времена священномученика Иринея Лионского, в середине III века, дар языков упоминается уже как редкое явление: «мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и чрез Духа говорили разными языками»6. В смысле понимания иностранного языка этим даром обладали авва Пимен7 и преподобный Ефрем Сирин (IV в.), а также некий отрок Арментарий, который говорил на иноземных языках, не учившись им, о чем поведал святитель Григорий Двоеслов в своих собеседованиях о жизни италийских Отцов8. В конце X века подвизался святой Андрей Юродивый (880–946 гг.), которого изображают на иконах Покрова Божьей Матери. Его ученик и агиограф Епифаний свидетельствовал, что преподобный Андрей мог объяснить с помощью Духа Святого каждую книгу, на каком бы наречии она не была написана9.
Но это единичные случаи в истории Церкви. На рубеже IV–V веков святитель Иоанн Златоуст признавал, что подобные «знамения» уже упразднились, и христианам стоит стремиться приобрести не дары, а плоды Духа, которые больше знамений: «Итак, мы ничего не потеряли, если только захотим быть внимательными. Главные блага мы получаем в крещении: отпущение грехов, освящение, причастие Духа, усыновление, вечную жизнь. Чего же еще хотите? Знамений? Но они упразднились. Ты имеешь веру, надежду, любовь, которые пребывают; их ищи; они больше знамений»10.
Несомненно что здесь Святитель говорит об исполнении предсказания апостола Павла об упразднении дара языков (языки умолкнут – 1Кор. 13:8).
Точно такая же позиция на Западе была у блаженного Августина: «В ранние времена Святой Дух изливался на верующих, и они говорили на языках, которые не учили, ибо Дух давал им дар речи. Это были знаки, приуроченные к времени. Потому что подобало, чтобы являлся этот знак Святого Духа на всех языках, чтобы засвидетельствовать, что Господне Евангелие будет проповедано на всех языках и во всех концах земли. Это было сделано для знамения, и это миновало. Ожидаем ли мы теперь, чтобы те, на кого будут возложены руки, заговорили на языках? Или когда мы возлагали свою руку на этих детей, ожидал ли каждый из нас, что они не говорят на языках, оказался ли кто из нас так развращен в своем сердце, чтобы сказать: «Они не получили Святого Духа»?11.
В отличие от позиции харизматиков, утверждающих, будто лишь те христиане исполнились Святого Духа, которые начали «говорить на ином языке», святитель Иоанн Златоуст говорит, что можно иметь помазание Духа и не обнаруживать этого (иными) языками12.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), цитируя слова святителя Иоанна Златоустого, также показывает отсутствие необходимости в таких знамениях, как дар языков, для христиан последних веков: «Итак, я в знамениях н нуждаюсь. Почему это? Потому что научился веровать благодати Божией и без знамений. Неверующий нуждается в доказательстве; но я, верующий, нисколько не нуждаюсь ни в доказательстве, ни в знамении; хотя не говорю на иностранных языках, но знаю, что я очищен от греха»13.
Примечания:
Одноимённая глава из статьи «Альфа-курс и «православные харизматики».
Журнал «Альфа и Омега» №2,3 2008 г.