Традиционное понимание значения дара иных языков

свя­щен­ник Алек­сандр Усатов

Отно­си­тельно пони­ма­ния дара иных языков в цер­ковно-бого­слов­ской среде суще­ствует несколько воз­зре­ний.

Согласно пер­вому, «иные языки» – это дару­е­мая Духом спо­соб­ность гово­рить на ино­стран­ном языке. Бла­го­дат­ное знание «ино­стран­ных» языков очень спо­соб­ство­вало рас­про­стра­не­нию апо­столь­ской про­по­веди по всей Все­лен­ной и еди­не­нию Церкви.

Такого пони­ма­ния дара языков при­дер­жи­ва­ется боль­шин­ство святых Отцов. Так, у свя­ти­теля Кирилла Иеру­са­лим­ского мы нахо­дим сле­ду­ю­щее суж­де­ние: «Петр и Андрей – гали­ле­яне гово­рят по-пер­сид­ски и по-мидий­ски, Иоанн и прочие Апо­столы изъ­яс­ня­ются на всяком языке с при­шед­шими от языч­ни­ков. Дух Святой научает многим языкам вместе, каких вовсе не знали научен­ные им»1.

В Бесе­дах на Деяния апо­столь­ские свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пояс­няет, что «для самих Апо­сто­лов это слу­жило под­креп­ле­нием; они не знали, что зна­чило гово­рить по-пар­фян­ски, а теперь от этих людей узна­вали»2. Также и свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов скло­нялся к пони­ма­нию гово­ре­ния Апо­сто­лами «гла­сами ино­языч­ными»3. Пони­ма­ние «языков», упо­ми­на­е­мых в 1Кор 14 как «ино­стран­ных», встре­ча­ется у свя­ти­те­лей Фео­фана Затвор­ника4 и Игна­тия (Брян­ча­ни­нова)5.

При этом с точки зрения святых Отцов дар языков имел исто­ри­че­ское, вре­мен­ное зна­че­ние. После того как в разных стра­нах Апо­столы осно­вали Хри­сти­ан­ские Церкви, воз­глав­ля­е­мые епи­ско­пами из мест­ного насе­ле­ния, необ­хо­ди­мость в сверхъ­есте­ствен­ном даре языков стала исче­зать. Во вре­мена свя­щен­но­му­че­ника Иринея Лион­ского, в сере­дине III века, дар языков упо­ми­на­ется уже как редкое явле­ние: «мы слы­шали многих бра­тьев в Церкви, кото­рые имели про­ро­че­ские даро­ва­ния и чрез Духа гово­рили раз­ными язы­ками»6. В смысле пони­ма­ния ино­стран­ного языка этим даром обла­дали авва Пимен7 и пре­по­доб­ный Ефрем Сирин (IV в.), а также некий отрок Армен­та­рий, кото­рый гово­рил на ино­зем­ных языках, не учив­шись им, о чем пове­дал свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов в своих собе­се­до­ва­ниях о жизни ита­лий­ских Отцов8. В конце X века под­ви­зался святой Андрей Юро­ди­вый (880–946 гг.), кото­рого изоб­ра­жают на иконах Покрова Божьей Матери. Его ученик и агио­граф Епи­фа­ний сви­де­тель­ство­вал, что пре­по­доб­ный Андрей мог объ­яс­нить с помо­щью Духа Свя­того каждую книгу, на каком бы наре­чии она не была напи­сана9.

Но это еди­нич­ные случаи в исто­рии Церкви. На рубеже IVV веков свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст при­зна­вал, что подоб­ные «зна­ме­ния» уже упразд­ни­лись, и хри­сти­а­нам стоит стре­миться при­об­ре­сти не дары, а плоды Духа, кото­рые больше зна­ме­ний: «Итак, мы ничего не поте­ряли, если только захо­тим быть вни­ма­тель­ными. Глав­ные блага мы полу­чаем в кре­ще­нии: отпу­ще­ние грехов, освя­ще­ние, при­ча­стие Духа, усы­нов­ле­ние, вечную жизнь. Чего же еще хотите? Зна­ме­ний? Но они упразд­ни­лись. Ты имеешь веру, надежду, любовь, кото­рые пре­бы­вают; их ищи; они больше зна­ме­ний»10.

Несо­мненно что здесь Свя­ти­тель гово­рит об испол­не­нии пред­ска­за­ния апо­стола Павла об упразд­не­нии дара языков (языки умолк­нут – 1Кор. 13:8).

Точно такая же пози­ция на Западе была у бла­жен­ного Авгу­стина: «В ранние вре­мена Святой Дух изли­вался на веру­ю­щих, и они гово­рили на языках, кото­рые не учили, ибо Дух давал им дар речи. Это были знаки, при­уро­чен­ные к вре­мени. Потому что подо­бало, чтобы являлся этот знак Свя­того Духа на всех языках, чтобы засви­де­тель­ство­вать, что Гос­подне Еван­ге­лие будет про­по­ве­дано на всех языках и во всех концах земли. Это было сде­лано для зна­ме­ния, и это мино­вало. Ожи­даем ли мы теперь, чтобы те, на кого будут воз­ло­жены руки, заго­во­рили на языках? Или когда мы воз­ла­гали свою руку на этих детей, ожидал ли каждый из нас, что они не гово­рят на языках, ока­зался ли кто из нас так раз­вра­щен в своем сердце, чтобы ска­зать: «Они не полу­чили Свя­того Духа»?11.

В отли­чие от пози­ции хариз­ма­ти­ков, утвер­жда­ю­щих, будто лишь те хри­сти­ане испол­ни­лись Свя­того Духа, кото­рые начали «гово­рить на ином языке», свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что можно иметь пома­за­ние Духа и не обна­ру­жи­вать этого (иными) язы­ками12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), цити­руя слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­устого, также пока­зы­вает отсут­ствие необ­хо­ди­мо­сти в таких зна­ме­ниях, как дар языков, для хри­стиан послед­них веков: «Итак, я в зна­ме­ниях н нуж­да­юсь. Почему это? Потому что научился веро­вать бла­го­дати Божией и без зна­ме­ний. Неве­ру­ю­щий нуж­да­ется в дока­за­тель­стве; но я, веру­ю­щий, нисколько не нуж­да­юсь ни в дока­за­тель­стве, ни в зна­ме­нии; хотя не говорю на ино­стран­ных языках, но знаю, что я очищен от греха»13.


При­ме­ча­ния:

1 Цит. по: Тол­ко­вая Библия, или ком­мен­та­рий на все книги Св. Писа­ния Вет­хо­вого и Нового Завета/ Изд. пре­ем­ни­ков А.П. Лопу­хина. Репр.: Сток­гольм, 1987 (далее – Тол­ко­вая Библия Лопу­хина). Т. 10. С. 14.
2 Иже во святых отца нашего Иоанна Зла­то­устого Архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского избран­ные тво­ре­ния. Беседы на Деяния апо­столь­ские. М., 1994. с. 46.
9 Цит. по: Тол­ко­вая Библия Лопу­хина. Т. 10. С. 15.
4 Тол­ко­ва­ние посла­ний св. апо­стола Павла. М., 2002. С 197.
5 Епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). О чуде­сах и зна­ме­ниях. Джор­дан­виль, 1960. С. 30.
6 Свя­ти­тель Ириней Лион­ский. Тво­ре­ния. М., 1996. С. 456.
7 Диакон Павел Сер­жан­тов. Пра­во­сла­вие и Харизматизм// Альфа и Омега. 2007. № 2(49). С. 161.
8 Цит. по: Тол­ко­вая Библия Лопу­хина. Т. 10. С. 14.
9 Цит. по: Кон­це­вич И.М. Стя­жа­ние Духа Свя­таго в путях Древ­ней Руси. М., 1993. С. 170.
10 Иже во святых отца нашего Иоанна Зла­то­устого Архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского избран­ные тво­ре­ния. Беседы на Деяния апо­столь­ские. С. 354.
11 Цит. по: Иеро­мо­нах Сера­фим (Роуз). Пра­во­сла­вие и рели­гия буду­щего. – СПб., 1997. С. 138–139.
12 Иже во святых отца нашего Иоанна Зла­то­устого Архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского избран­ные тво­ре­ния. Беседы на деяния апо­столь­ские. С. 352.
13 Епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). О чуде­сах и зна­ме­ниях. С. 30.

Одно­имён­ная глава из статьи «Альфа-курс и «пра­во­слав­ные хариз­ма­тики».
Журнал «Альфа и Омега» №2,3 2008 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки