Вина

Вина — 1) про­вин­ность, винов­ность (Быт.31:36); ответ­ствен­ность за совер­шен­ное дей­ствие, про­сту­пок и т. п. (4Цар.7:9); 2) при­чина (пример: Бог — Винов­ник Своих дел (Прем.13:1)).

***

Лежит ли на Боге вина за про­ис­хож­де­ние зла?

Известно, что всё, «что начало быть» (Ин.1:3), начало быть бла­го­даря Богу, в силу того, что Он сотво­рил мир. Разу­ме­ется, до того как Он создал его Своим твор­че­ским дей­ствием, не было зла. Но значит ли это, что Бог — Винов­ник зла?

В разное время в адрес Бога зву­чали подоб­ного рода обви­не­ния. Напри­мер, во вре­мена ран­не­хри­сти­ан­ства еретик Мар­кион учил, что «Бог Вет­хого Завета» — злой Бог, или Бог зла (Ему он про­ти­во­по­став­лял дру­гого Бога — «Бога Еван­ге­лия»). Эта ересь, конечно же, была отверг­нута Цер­ко­вью.

Но и в наше время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с намё­ками в при­част­но­сти Бога к про­ис­хож­де­нию зла. Эти намёки звучат, напри­мер, в форме вопро­сов: для чего Он создал чело­века таким, чтобы тот мог стать греш­ни­ком, зло­деем?, зачем допус­кает смерть невин­ных мла­ден­цев?, почему, зная, что часть людей ока­жется в аду, не пред­при­нял особых мер, чтобы это предот­вра­тить?

Ответы на такие вопросы подробно освя­щены в соот­вет­ству­ю­щей духов­ной лите­ра­туре. Заме­тим лишь, что зло не сотво­рено Богом, но про­изо­шло в резуль­тате зло­упо­треб­ле­ния сво­бо­дой со сто­роны разумно-сво­бод­ных существ, в первую оче­редь дья­вола. Зло — про­тив­ле­ние Боже­ствен­ной воле, сво­бода же — вели­чай­ший Боже­ствен­ный дар. Не будь у этих существ спо­соб­но­сти к сво­бод­ному выбору между послу­ша­нием и непо­слу­ша­нием Богу, они нико­гда не смогли бы стать доб­ро­де­тель­ными, так как доб­ро­де­тель­ность фор­ми­ру­ется на основе сво­бод­ного и осо­знан­ного, а не фаталь­ного стрем­ле­ния к Добру.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки