Вина

(1 голос: 5 из 5)

Вина — 1) провинность, виновность (Быт.31:36); ответственность за совершенное действие, проступок и т. п. (4Цар.7:9); 2) причина (пример: Бог — Виновник Своих дел (Прем.13:1)).

Лежит ли на Боге вина за происхождение зла?

Известно, что всё, «что начало быть» (Ин.1:3), начало быть благодаря Богу, в силу того, что Он сотворил мир. Разумеется, до того как Он создал его Своим творческим действием, не было зла. Но значит ли это, что Бог — Виновник зла?

В разное время в адрес Бога звучали подобного рода обвинения. Например, во времена раннехристианства еретик Маркион учил, что «Бог Ветхого Завета» — злой Бог, или Бог зла (Ему он противопоставлял другого Бога — «Бога Евангелия»). Эта ересь, конечно же, была отвергнута Церковью.

Но и в наше время нередко приходится сталкиваться с намёками в причастности Бога к происхождению зла. Эти намёки звучат, например, в форме вопросов: для чего Он создал человека таким, чтобы тот мог стать грешником, злодеем?, зачем допускает смерть невинных младенцев?, почему, зная, что часть людей окажется в аду, не предпринял особых мер, чтобы это предотвратить?

Ответы на такие вопросы подробно освящены в соответствующей духовной литературе. Заметим лишь, что зло не сотворено Богом, но произошло в результате злоупотребления свободой со стороны разумно-свободных существ, в первую очередь дьявола. Зло — противление Божественной воле, свобода же — величайший Божественный дар. Не будь у этих существ способности к свободному выбору между послушанием и непослушанием Богу, они никогда не смогли бы стать добродетельными, так как добродетельность формируется на основе свободного и осознанного, а не фатального стремления к Добру.

Рейтинг@Mail.ru