Великодушие

Аудио-версия статьи

Великоду́шие — 1) свой­ство чело­ве­че­ской души, объ­еди­ня­ю­щее высшие душев­ные каче­ства, доб­ро­де­тели; 2) мораль­ный прин­цип, осно­ван­ный на нормах добра.

***

Можно ли достичь вели­ко­ду­шия при отсут­ствии веры?

В фор­мате оби­ход­ного языка вели­ко­ду­шие нередко отож­деств­ля­ется с щед­ро­стью души. Под щед­ро­стью же, в данном случае, под­ра­зу­ме­ва­ется готов­ность бес­ко­рыстно делиться и жерт­во­вать, пре­вос­хо­дя­щая уро­вень обще­при­ня­тых пока­за­те­лей, сред­не­ста­ти­сти­че­ских норм. Причём, эта готов­ность рас­про­стра­ня­ется не только на мате­ри­аль­ные блага, но и под­ра­зу­ме­вает готов­ность сопе­ре­жи­вать и сочув­ство­вать, делиться радо­стью, тра­тить личное время, рас­хо­до­вать силы, а если потре­бу­ется, жерт­во­вать лич­ными инте­ре­сами, репу­та­цией, поло­же­нием.

В какой то мере взрас­тить в себе эти каче­ства спо­со­бен любой чело­век. Вели­ко­ду­шия же в воз­вы­шен­ном смысле можно достичь лишь на основе под­лин­ной любви, кото­рая, как известно, есть сово­куп­ность совер­шенств (Кол.3:14).

Поскольку такая любовь пре­вы­шает меру есте­ствен­ных воз­мож­но­стей чело­века, пора­бо­щен­ного диа­во­лом и грехом, постольку недо­сти­жима без сверхъ­есте­ствен­ной под­держки. Такая под­держка предо­став­ля­ется чело­веку Богом, однако не меха­ни­че­ски, а по вере в Того, Кто может её обес­пе­чить, и при доб­ро­воль­ном жела­нии сле­до­вать Его нрав­ствен­ным зако­нам, рас­по­ря­же­ниям, запо­ве­дям. А это воз­можно лишь в лоне Церкви (см.: Синер­гия).

При­ме­рами вели­ко­душ­ных людей явля­ются сонмы святых. Вели­чие их душ под­твер­ждено мно­го­чис­лен­ными чело­ве­че­скими сви­де­тель­ствами, но глав­ное — удо­ста­и­ва­нием Цар­ства Небес­ного, чество­ва­нием Святой Хри­сто­вой Цер­ко­вью.

В чем отли­чие между жерт­вен­но­стью и хри­сти­ан­ским вели­ко­ду­шием?

  • Хри­сти­ан­ское вели­ко­ду­шие стро­ится на основе любви и вклю­чает в себя мно­же­ство доб­ро­де­те­лей, таких как бла­го­ра­зу­мие, мило­сер­дие, состра­да­ние, кро­тость, тер­пе­ние и др. Жерт­вен­ность же как тако­вая не тре­бует столь­ких совер­шенств. Жерт­вен­ность, напри­мер, может быть и небла­го­ра­зум­ной, и неми­ло­серд­ной.
  • Хри­сти­ан­ское вели­ко­ду­шие, про­яв­ля­ясь вовне, имеет широ­кую направ­лен­ность, а жерт­вен­ность, не свя­зан­ная с вели­ко­ду­шием, бывает огра­ни­чена тем или иным узким кругом людей.
  • Хри­сти­ан­ское вели­ко­ду­шие сопря­жено со сми­ре­нием, а жерт­вен­ность может сопро­вож­даться тще­сла­вием.
  • Хри­сти­ан­ское вели­ко­ду­шие, как черта харак­тера, фор­ми­ру­ется ради еди­не­ния с Богом и ближ­ним, а жерт­вен­ность как тако­вая может фор­ми­ро­ваться и в силу бого­про­тив­ных причин.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки