Здравствуйте, Сергий! Доброго Вам дня и доброго здоровья! Доброго здоровья всем, кто ищет Истину и пришёл сюда за ней!
К сожалению, я ещё только начинаю «делать первые шаги» на данном сайте, поэтому для меня не очень понятно, как, куда и что писать. Хотел уточнить свой вопрос в ответ на Ваш комментарий/ответ, но не разобрался, как это правильно сделать. К сожалению, сайт никаких подсказок не содержит. Приходится всему учиться методом «проб и ошибок». Поэтому не взыщите, пожалуйста, и не будьте слишком строги к тому, кто ищет Истину, но пока не знает, «куда идти» и что делать (я про сайт)...
Благодарю Вас за развёрнутый ответ на мой вопрос. Однако, я не совсем то имел в виду, о чём Вы написали… Не хотел превращать свой вопрос в «форум», поэтому постарался сформулировать его максимально кратко, как только мог, не «развернув» некоторые вещи, которые, как мне казалось, совершенно ясны и понятны всем, а потому не требуют того, чтобы тратить на них время… Однако, судя по всему, ошибся… Поэтому, видимо, мне всё-таки придётся более подробно пояснить, в чём заключалась суть моего вопроса, который мучал меня очень давно…
Дело в том, что Библию я прочёл полностью от первой до последней буквы, последовательно, ничего не пропуская, глубоко осмысливая душой, сердцем и разумом всё, что читаю. А потому знаю то, что там написано, достаточно хорошо и подробно. Однако, мне так и не удалось найти в Библии ответы на многие волнующие меня вопросы (включая те, что возникли в процессе чтения). А те ответы, которые удалось найти (благодаря, в том числе, множеству мелких и совершенно незначительных, на первый взгляд, деталей, указанных в разных разделах Библии), меня сильно озадачили, поскольку никак не соответствуют тем сложившимся за века представлениям о событиях и фактах, которые сейчас повсеместно распространены и являются каноническими. Притом, нередко такие детали не просто «слегка подправляют» или немного уточняют (или дополняют) какие-то известные события или факты, а также поступки людей (то, как их принято воспринимать), но зачастую прямо или косвенно опровергают сложившиеся представления об этих, назовём общим словом, «вещах». И это меня не только сильно озадачивает, но и смущает… Я пытаюсь понять, где я ошибся, а поэтому прошу помощи у тех, кто обладает соответствующими знаниями, чтобы разобраться во всём и устранить свои сомнения в наличии ошибок (или намеренных искажений) некоторых особо важных мест в Библии. Притом, хочу сразу уточнить, что я читал не какие-то «апокрифы» или пересказы Библии (или издания, выпущенные баптистами, адвентистами, какими-то сектами и т.п.), а то, что прямо одобрено Патриархией. Притом, как в бумажном виде, так и на официальном сайте Патриархии. И различий между ними, которые могли бы меня натолкнуть на мысль о подлоге, о том, что я читаю на настоящую Библию, а подделку, так и не нашёл…
В чём суть моего вопроса. То, что мы знаем о событиях в Содоме, явно исходило не от знаний Господа. Ведь Он сам признался Аврааму, что не всё знает, что происходит на земле (недаром Господь сказал Аврааму (перед тем, как уничтожить Содом), что сам лично хочет посмотреть, всё ли в Содоме так, как говорят люди (вопль к Нему восходит). Значит, Ему не всё доступно (иначе Он бы «оттуда» всё узнал и спускаться для этого Ему не пришлось бы). Да и количество праведников в Содоме ему не было заранее известно, иначе Он бы сразу сказал Аврааму, что там «столько-то праведников», а потому пощадить Он Содом не может (или, наоборот, может). Ему пришлось идти в Содом, чтобы посмотреть, что там, а заодно «посчитать» имевшихся там праведников (Он же не мог обмануть Авраама насчёт своих слов и действий – Бог Создатель никогда, в отличие от Лукавого, не обманывает). А значит, в отношении Господа можно совершенно обоснованно считать то, что я написал чуть выше, фактами (иначе пришлось бы признать, что Он обманул Авраама, а значит поступил точно так же, как Лукавый, то есть это стало бы однозначным свидетельством того, что Господь – это не Бог Создатель, а сам Лукавый, но это же не так!) Поэтому вариант с тем, что имеющиеся в Библии о Содоме знания получены от Господа, мне пришлось отмести. Остались только Лот и его дочери (как непосредственные свидетели), а также те источники, которые я так и не смог найти (может быть они есть где-то в другом месте (например, в Танахе) и просто не вошли в Ветхий Завет?...). Но я не смог найти эти источники…
Если же эти сведения пришли к нам именно от Лота (или его дочек), то верить им (беспрекословно) невозможно, поскольку он сам своими действиями и поступками доказал, что для него обман (притом, самый жестокий) – нормальное и естественное состояние (во-первых, это следует из событий в Египте, где он вместе с дядей Аврамом и тётей Сарой жил какое-то время при дворе фараона, пользовался всеми благами, получил от того богатые дары, но так и не признался фараону в том, что новая жена фараона – Сара не просто сестра Аврама, но его жена (даже когда все они полностью убедились, что опасность (которой опасался Аврам) насчёт их жизней им не грозит). А во-вторых, доказал это уже после того, как пришёл и поселился в Содоме. Притом, не просто в окрестностях этого города (в шатрах), а непосредственно в самом этом грешном городе, за городскими стенами. Что довольно странно само по себе… И не просто, например, поселился, а потом (когда разобрался, что в Содоме творится «неладное») сбежал оттуда в какое-то другое место. Но женился на местной девушке, прожил там не один десяток лет, родил, вырастил (в таком вот городе, среди всей этой мерзости!) и выдал замуж 2 дочек. Притом, выдал не за юношей «со стороны», а за местных (то есть, тех, кто родился, вырос и воспитался, проникнувшись «смрадным духом» Содома!). Да и ангелов встретил, сидя у ворот города (наверное, любуясь закатом) совершенно спокойно и явно ничего не опасаясь. Что тоже довольно странно при жизни в таком месте и наличии такого «окружения». Да и жена его уходить оттуда явно не хотела, даже обернулась напоследок, чтобы, наверное, «кинуть прощальный взгляд»… Ну а потом почему-то сразу сбежал из Сигора, предпочтя дому там пещеру, в которой поселился с дочками. Полагаю такой поступок довольно странным потому, что Сигор пред лицем Господа должен был быть намного праведнее Содома (как минимум). Иначе Господь, уничтожая Содом, не стал бы щадить Сигор даже ради Лота. И, соответственно, просто не мог бы позволить Лоту туда прийти, а задержал бы «казнь» Содома до того момента, как Лот поднимется на гору. Учитывая, что Господь всемогущ, думаю, для него немного отложить наказание не составило бы никакого труда. Значит, Господь не планировал уничтожать Сигор. Тем не менее, Лот оттуда почему-то «пулей» сбежал, чего-то опасаясь (полагаю, не того, что Господь доделает дело в отношении Сигора, не известив предварительно Лота об этом – было бы просто нелогично и странно сначала позаботиться о спасении праведного человека, а потом его уничтожить вместе с остальными). Значит, что-то не так было с самими жителями… Но если Лот «привык» к мерзости, исходящей от жителей Содома (прожил там спокойно среди всего этого несколько десятилетий), то почему жители намного более праведные (жители Сигора) так испугали Лота? Притом, испугали настолько сильно, что простая и неуютная пещера в горе показалась для него «раем», по сравнению с хорошим домом в Сигоре… Для меня это было совсем непонятно и необъяснимо… Пока я (от безысходности) «дерзко» не предположил, что Лот мог намеренно обмануть всех насчёт того, что происходило в Содоме и характере его жителей… Для него это было не трудно… Хотя мог и сказать чистую правду… По крайней мере, безусловно верить словам, которые исходили бы только от него, я уже не мог… Мои опасения о том, что для него обмануть кого-то (без зазрения совести) легко и просто, подтвердились, когда я внимательнее изучил то, что происходило в пещере между ним и его дочками. Дело в том, что события, как они описаны (дочки напоили его «до потери сознания» и воспользовались его семенем без его ведома) просто физически невозможны! Пьяный «в стельку» мужчина, «пластом и без сознания валяющийся» на кровати, не способен ни к какой близости. А потому с ним не только физически невозможно вступить в такого рода отношения (я имею в виду «нормальные» отношения – между мужчиной и женщиной), но и невозможно получить от него семя. А значит, Лот просто должен был находиться обе ночи с дочками в сознании и понимать, что и с кем он творит. Иначе бы «ничего не получилось», и беременность обеих дочек не случилась бы. Да и что касается женихов для дочек (как аргумента девушек для такого рода действий с их стороны), то он совершенно несостоятелен. Поскольку женихи, как минимум, были в Сигоре. Плюс Иерусалим, в котором жили близкие по вере люди. Плюс другие сохранившиеся города, городки и селения. Я уж не говорю про Авраама (с его семьёй и слугами, среди которых мужчины точно были). И про город Ур, из которого многими годами раньше местные жители выгнали Аврама с Сарой, их отца Фарру и племянника Лота. Об этом городе Лот точно должен был знать. И наверняка, рассказал о своих приключениях (а также всех городах, через которые прошёл и которые просто знал) своим дочкам. Вряд ли они всю жизнь просидели дома и слыхом не слыхивали про другие города и страны. То есть, получается (к сожалению, совсем уж однозначно…), что Лот солгал насчёт того, что произошло в пещере. То есть, он своих дочерей сделал беременными совершенно осознанно. Притом, имея всю информацию о том, что подобрать женихов им было можно. Иными словами, совершил инцест, а затем «прикрылся» ими, списав всё на них и свою неосведомлённость. Зачем он это сделал? Не знаю… Может быть, чтобы остаться в глазах Господа и перед людьми будущих поколений «праведником»? Не могу ответить на этот вопрос… Но меня печалит такое открытие… И подчёркивает, что словам Лота о том, что происходило в Содоме, а также о характере и пристрастиях его жителей верить нельзя (без подтверждения из других источников). Потому что если для него оклеветать своих дочек, опозорив их «на весь свет», не составляет никакого труда, то сделать то же самое в отношении чужих для него людей – и подавно… Вот именно поэтому я и ищу другие свидетельства о жителях Содома и Гоморры, подтверждающие то, что в отношении них написано в Библии. И поэтому прошу помощи у тех, кто обладает такими сведениями и знаниями… Пока же сама жизнь Лота в Содоме и все связанные с этим обстоятельства практически полностью опровергают то, что мы привыкли воспринимать как «безусловные» знания о содомитах (и, соответственно, о понятии «содомия»).
Что же касается жадности и прочих качеств, которые приписаны жителям Содома, то, на мой взгляд, они полностью опровергаются самим Аврамом. Когда он спас взятого в плен Лота и жителей Содома, царь Содомский не просто дождался их, сидя во дворце, а скорым шагом вышел навстречу, стараясь как можно быстрее встретиться со своими подданными. И, к тому же, когда Аврам, не только приведя людей, но и привезя имущество, встретился на полпути с царём Содомским, то царь без каких-либо колебаний, сразу же отказался от всего «спасённого» людьми Аврама имущества жителей Содома, попросив того вернуть только самих людей. Вряд ли это было сделано царём только из-за того, что до этого с каждым из них поголовно он занимался «содомией», а потому просто «изголодался» по извращениям со своими «любовниками», и ему было уже просто не до денег и какого-либо имущества… Ну и царь в те времена – это, по сути, градоначальник (или «председатель села»), а не «бесконечно далёкий от народа» император. А потому максимально тесно общался со своим народом (с детства пропитывался духом своего народа), воспитывался в народных традициях и не сильно отличался от простых людей по образу жизни. А значит, был «кровью от крови» и «плотью от плоти» своего народа. То есть, если царь был искренним, добрым и щедрым / бескорыстным, то и сам народ, который его «воспитал» не мог быть другим… Так было во все времена и среди всех народов… Поэтому не бывает так, что «царь хороший», а его народ – все поголовно (или, как минимум, в основной своей массе) «злые и жадные извращенцы»…
То есть, «со всех сторон» (из множества мелких деталей и косвенных признаков) получается, что жители Содома были совсем не такими, как они описаны в известных мне местах Библии… Что для меня явилось довольно неожиданным… Вот я и ищу то, что от меня скрылось, чтобы подтвердить, что содомиты действительно были такими, как они описаны, и опровергнуть возникшее у меня, в связи со всем этим, предположение о том, что их просто оболгали, а их честное имя намеренно опорочили… Притом, опорочил именно тот, кто не только, как выяснилось, является «патологическим лжецом», но и сам совершенно осознанно занимался тем «непотребством», в котором обвинил этих людей…
Буду очень благодарен Вашей или чьей-либо ещё помощи!...
2 Ответа
Здравствуйте, Сергей. У Вас очень обширный вопрос, который свидетельствует о добросовестности Ваших поисков и размышлений. Однако важно, чтобы при этом мы оставались в контексте церковного Предания, следуя не своим гипотезам, а богооткровенному учению и святым отцам. В частности, мы должны твердо верить, вслед за прп. Иоанном Дамаскиным:
Что Бог – безначален, бесконечен, как вечен, так и постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех тварей, всемогущ, Вседержитель, все назирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть [над всем], Судия – мы, конечно, и знаем, и исповедуем.
Будучи таковым, Бог, конечно, не мог не знать происходящего в Содоме. Поэтому надо задаться вопросом, как понимать слова Писания:
«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:20-21).
Вот как объясняет эти слова прп. Ефрем Сирин:
Сказал так Господь не потому, что не знал их грехов. Он прежде еще сказал: греси их велицы зело; но хотел этим показать пример судьям, чтобы не прежде они произносили приговор, как увидев дело вполне. Если Всеведущий представил себя как бы неведущим, чтобы не произвести определения о наказании прежде суда, то тем более судьи должны сознаваться в своем неведении и не изрекать приговора прежде исследования дела.
Подобно говорит и свт. Иоанн Златоуст:
Что это за приспособление в словах? «Сошед, – говорит, – узрю». Неужели Бог всяческих переходит с места на место? Нет, да не будет! Не то Он выражает, но, как я уже часто говорил, чувственным образом выражения Он хочет вразумить нас, что надобно иметь великую осторожность, и согрешивших не осуждать только по слуху, не произносить без доказательств приговора. Потому-то и в настоящем случае к пользе душ наших Господь всяческих употребил такой чувственный образ выражения и сказал: «сошед узрю». Как же иначе? Ужели Он не ведал? Ужели не знал всего множества грехов? Ужели не разумел совершенной неисправимости впавших в грехи? Но Он показывал такое долготерпение, как бы оправдываясь заранее пред теми, которые после захотели бы бесстыдно обвинять Его, обличая их легкомыслие и великую скудость в добродетели. А может быть, не для того только (Он поступил так), но и для того еще, чтобы дать праведнику случай показать сострадательность и силу любви (к ближним) в душе его.
Как видите, дело не в незнании Бога (Который заранее сказал о тяжести грехов), а о желании Его показать нам пример справедливого суда и обнаружить перед всеми доброе сердце Авраама и его дерзновение перед Всевышним. Обращу Ваше внимание, что обе цитаты я взял из представленного у нас толкования на Быт.18:21. Советую и Вам так же уяснять для себя правильное понимание неясных мест Библии.
И в Евангелии Сын Божий не гадательно, а твердо говорит о казни Содома, поставляя ее в пример уже не судьям, но всем нам - в пример твердости и беспощадности будущего Страшного суда для грешников:
«Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк.17:28-30).
Помимо наказания огнем и серой, жителей Содома ожидает и вечное наказание, которое должно стать отрезвляющим примером для тех, кто отвергает евангельскую проповедь:
«И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк.6:11).
Итак, советую Вам не сомневаться в казни Содома и Гоморры, равно как и в последующих событиях с Лотом. Апостол пишет о нем, похваляя его веру и праведность (хотя и не обличая за то, что случилось против его воли в бессознательном состоянии), что Бог,
«если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2Пет.2:6-9)".
Наши представления о возможном и невозможном основаны на нашем житейском опыте, тогда как история - это дело факта и силы Божией. Иначе мы начнем сомневаться и в других библейских чудесах, которые кажутся нам противоречащими здравому смыслу. Да не случится с нами такого богохульства! Вера да будет руководить нашими душами там, где падший разум смущается сомнениями.
Сергей, Вы написали много слов, я не буду комментировать каждый довод, только отмечу, что Ваш подход к Библии в целом неправославный, от этого и проблемы.
Как уже ответил о. Евгений, Бог знает все и, по учению Православной Церкви, Он является истинным Автором Библии. Поэтому гарантией того, что сказанное в ней - истина, является то, что библейские тексты написаны под вдохновением Св. Духа. Я уже привел несколько библейских свидетельств о грехах Содома в прошлом ответе, приведу еще несколько.
Об уничтожении Содома за грехи свидетельствует Сам Господь Иисус Христос:
Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк.17:28-30).
Из ветхозаветной книги «Премудрости Соломона»:
[Премудрость] во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души – стоящий соляной столб (Прем.10:6-7).
О праведности Лота свидетельствует апостол Петр:
Если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, [Господь] превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) – то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2Пет.2:6-9).
Достоверность этой истории и оценок действительно научно недоказуема, это вопрос веры. Если человек признает богодухновенность Библии и принимает с доверием эти свидетельства Слова Божия, то описанной Вами проблемы не возникает. Если же воспринимать эти тексты просто как собрание чисто человеческих историй, то действительно можно придумать много версий, поставить все под сомнение и вообще не быть уверенным практически ни в чем. Выбор подхода остается за Вами, однако можно констатировать, что Ваш нынешний подход далек от православного.