3 Ответа
Александр, здравствуйте! Милости Божией Вам.
Священник абсолютно прав: брадобритие не является грехом, за который отлучают от Церкви. Правило, которое Вы нашли, скорее всего, из разряда подложных. Такие правила, как и ветхозаветное предписание (Лев.19:27) не следует понимать буквально сегодня. Они касались подражания языческим обычаям или щегольства, символизирующего отход от благочестия.
В Новом Завете мы не находим прямого запрета на бритьё. Апостол Павел призывает нас к чистоте сердца, говоря: “Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим.14:17). Гораздо важнее внешнего — наша внутренняя жизнь, искреннее покаяние и стремление к Богу.
Борода может быть благочестивым обычаем, символом мужественности, но не является догматом спасения.
И не должна отвлекать Вас от главного. Главное — это Ваше живое общение с Богом через молитву, участие в Таинствах Покаяния и Причастия.
В указанном Вами правиле дана ссылка на Матфея Властаря и через него на 6Всел.96. Однако само это правило Трулльского собора никакого отношения не имеет к брадобритию:
Облекшиеся во Христа через крещение дали обет подражать Его жительству во плоти. Поэтому тех, которые во вред взирающим убирают и украшают волосы на голове изощренным плетением и этим вводят в соблазн неутвержденные души, мы отечески врачуем подходящей епитимией, воспитывая их и научая жить целомудренно, чтобы, оставив обманчивость и суетность всего вещественного, они постоянно переносились умом к негибнущей и блаженной жизни, со страхом имели непорочное поведение, приближались, насколько возможно, к Богу через очищение жизни и украшали внутреннего человека более, чем внешнего, добродетелями и благими, безупречными нравами, так чтобы не носить в себе никакого остатка порочности, происходящей от сопротивника. Если же кто-то будет проводить жизнь, нарушая настоящее правило, да будет отлучен.
Как видите, в Номоканоне ошибка. В этом правиле говорится лишь о мужчинах, которые заплетают и укладывают свои волосы.
Впрочем, если есть возможность, лучше все-таки сохранять растительность на лице. Ведь Бог не случайно создал мужчин в таком виде. И святые отцы, как правило, носили бороды, за исключением некоторых мучеников первых веков или наших новомучеников. Поэтому многие отцы советуют не бриться, хотя и не полагают за это каких-то анафем. Например, св. Киприан Карфагенский одну из глав книги против иудеев обозначил просто: «Не следует бриться».
Для размышления приведу интересное воспоминание о митр. Филарете (Амфитеатрове), как он оценивал бритье католических священников и римских пап:
Владыка при речи о безжёнстве католических священников серьёзно рассуждал и о том, что, по-видимому, дело совершенно внешнее, а именно – о стрижке волос и, в особенности о бритье наголо, т. е. без оставления и бакенбардов и даже усов. Этому обычаю, введённому у католиков в церковную канонику, Владыка придавал большое значение в связи именно с безжёнством... О самых Папах, тоже стригущихся и бреющихся наголо, Владыка рассуждал однажды, почти до забавности... «Дивлюсь не надивлюсь я этим Папам; ведь они, в самом большинстве, восходят на свой, именуемый ими Христонаместнический престол, уже в далеко не молодых годах, а доживают на них свой век, как есть старыми хрычами…, а потому тут ли бы ещё стричься и голиться?!492. А главное ещё здесь и непонятное то, что если они – Папы – суть наместники Христа, то ведь Христос Господь не был стриженным и бритым... да и Апостолы если были, хотя и не все, со стриженными волосами, то уже отнюдь не бритыми... И на иконах ихних же – католических – Господь Спаситель изображается так же, как и у нас. Значит, для поддержания даже значения своего наместничества нужно бы Папам придти к мысли не стричься и не бриться... Но нет видно, по пословице, «папа своё, а бес своё… и последний настоял на своём. А если и не он сам – настоял, то те, о которых говорится, что «где и в чём сам бес иногда не успеет, там непременно успеют последние»...493 Да срамно есть – по слову св. Апостола – и глаголати бы о сём, – но истории не скроешь и совести не подкупишь…, а что будет там и тогда, егда приидет Господь, иже во свете приведёт тайная тьмы и объявит советы сердечные?!. (Кор. 4:5). Говоря всё это, хотя и спокойным тоном, но с чувством совсем иным... Владыка-дядя потому-то так резко и выразился о самом безжёнстве католического духовенства, т. е. что сам сатана только мог измыслить папский закон о безжёнстве, а с тем вместе и о женоподобности и моложавости в лицах.
Однако если брадобритие было по серьезной необходимости, в этом нет греха. Подробно об этом пишет свт. Димитрий Ростовский против раскольников.
Есть разница между толкованием Зонары (а не всеобщим) и самим текстом 6ВС.
Вопросы о том, что грех или не грех, определяются на основании заповедей Божьих и наставлений из Библии. В Новом Завете отсутствует запрет на бритье бороды или чего-то еще. Свт. Димитрий Ростовский писал об этом так:
Поскольку христианам от Христа Бога нашего о бородах ничего не заповедано, ни то, что [надо] брить, ни то, что не [надо] брить, стало быть, брадобритье не грех против Бога.
Ну а то, что написано в Номоканоне, скорее отражает представления определенной эпохи о благочестии. Тем более, что Номоканон не имеет никакого канонического значения в современном законодательстве нашей Церкви.
Но в толковании Зонары на 96-ое правило четко сказано про брадобритие!