3 Ответа
Социальное учение Церкви указывает, что
«люди в религиозно целостном обществе рассматриваются в двух планах: и как уникальные личности, пред Богом стоящие или падающие (Рим.14:4), а потому не судимые другими людьми; и как члены единого общественного тела, в котором болезнь одного органа приводит к недомоганию, а то и к смерти всего организма. В последнем случае каждый человек может и должен быть судим общиной, миром, поскольку действия одного влияют на многих. Стяжание мирного духа одним праведником, по слову преподобного Серафима Саровского, приводит к спасению тысяч людей вокруг, а совершение греха одним беззаконником влечет гибель многих. Такое отношение к греховным и преступным проявлениям имеет твердое основание в Священном Писании и Предании Церкви. “Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается” (Притч.11:11). Святитель Василий Великий поучал страдавших от жажды и голода жителей Кесарии Каппадокийской: “И за немногих приходят бедствия на целый народ, и за злодеяния одного вкушают плоды его многие. Ахар учинил святотатство, и побит был весь полк; еще Замврий блудодействовал с мадианитянкою, и Израиль понес наказание”. О том же пишет святитель Московский Киприан: “Не весте ли, яко грех людьский на князи и княжеский грех на люди нападает?”» (Основы социальной концепции РПЦ. IV.3).
С личными грехами, вызывающими наказание Божие на общество, тесно связаны общественные грехи, т.е. социальное зло, порождаемое группой лиц или целым обществом. Такие грехи зарождаются и вырастают на базе личных грехов, представляя собой их социальное проявление. Связь, которая существует между этими видами греха, указывает на то, что каждый член общества более или менее ответственен за грехи, проникающие и закрепляющиеся в общественном устройстве. Эта ответственность напрямую связана с положением, занимаемым данным человеком в обществе. Повышение социального или иерархического статуса повышает ответственность не только за общественные или церковные деяния, но и за личное поведение. Общественные грехи также вызывают гнев Божий:
«Если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать», – свидетельствует прп. Паисий Святогорец (Слова. Том IV: Семейная жизнь. М., 2017. С. 85).
Началом покаяния и преодоления личного или общественного греха является его осознание, с той только разницей, что личный грех осознается на уровне личности, а общественный – на уровне общества.