Здравствуйте. 3 года назад я начал потихоньку приходить к вере в Бога. Я следил за одним христианином в интернете, из его коротких видео узнавал о Заповедях Божиих, теплохладно старался придерживаться их. В то время, в мире начались последовательные природные стихийные бедствия(Турция, США, и другие страны). Это более возбудило меня быть серьезнее к Заповедям, но не причина прихода к Богу. У меня были проблемы в семье, и своим образом жизни я был не доволен. Я обратился к Богу просто своими словами, говоря: «Только Ты можешь изменить мою жизнь». Моя просьба не была с намерением познать Бога, а более на разрешение проблем личных. У меня изменился образ жизни. У меня появились намерения заниматься спортом, начать изучать одну сферу; начал бороться с грубыми внешними грехами, и с помощью Божьей получилось. Я не имел никакого понятия о Боге, у меня не было как бы серьезного намерения углубляться в познание Его, я считал что если не делаю грубых внешних грехов, ночью, лежа в постели, умственно пустословлю молитву, это и есть христианская жизнь. Потом услышал, что если я христианин, мне необходимо читать Библию. Я начал читать Новый Завет, но не имел понятия что есть Евангелие, о чем вообще Слово Божие. Я читал с намерением «раз христианин, верю, то должен читать». Я как бы бегал глазами по страницам, вроде и читал, но в слова вообще не вникал, была цель отчитать положеное мною количество страниц, и свободен, праведник. Такая вера у меня продолжалась на протяжении года. Я увлекался разными темами, по типу споры о вере, изучал аргументы, толкования Писания из интернета, по плотскому мудрованию, и мнил о себе. Через год приобрел книгу «Страсти и борьба с ними», Феофана Затворника. Без рассуждения начал немного есть, гордился от этого; потом прочитал там же о непрестанной молитве, и начал без остановки мысленно «тороторить» Иисусову молитву; о. Феофан писал что-то вроде «совершенные практически только этой молитвой и молятся», и возомнил о себе «совершенный». Я начал испытывать сильный жар во всем теле, расслабление, изнеженность. Из за этого подумал, что делаю не так что-то. Много дней это состояние жара оппекающего продолжалось, даже после прекращения такой молитвы. Во второй год я впал в более длительную и серьезную прелесть, но о ней не буду писать. Сейчас продолжается третий год такой веры, Господь меня освободил от страшной прелести, в которую я впал во второй год. Я осознал, что все это время у меня была как бы слепая ревность: соблюдение заповедей, мечтательные молитвы, воздержания, и прочие мнимые труды. У меня не было главного, для чего пришел Господь - раскаяние в грехах и покаяние. Эти дни я переживаю такое состояние духовное: у меня непрестанная беспечность, некая забава, все воспринимаю как бы понарошку(даже бытовые дела), я в своем теле будто зритель, как бы не в себе нахожусь; я не могу серьезно обдумать что то, из за состояния будто я в сказке нахожусь, и все воспринимаю понарошку, с мечтанием. Я как бы со стороны вижу это, не хочу поддаваться этой безумной радости, внешне я практически без эмоций, а внутри этот хаос происходит, я будто не могу пребыть сейчас в этом времени, для меня его как бы нет. Это похоже когда грех восстает, и человек ему пытается противится, только я будто зритель всего этого, и не могу придти в рассудок. Я не могу никак признать себя грешником, то есть я понимаю и знаю свои грехи, но душа как бы парит в своем мире, со своими представлениями о Боге, признанием себя праведной, и некая забава. Сейчас я практически вообще перестал молиться, читать Писание и Отцов, из за мечтательности, рассеянности постоянной, с мыслью что это будет усугублять только мое положение. Я не могу в рассудок прити, я устремляюсь во всякие дела, бытовые, греховные, даже когда хочу покушать начинается рвение к еде. Я могу контролировать действия, не делать физически, но в душе не могу как бы мыслью ответить, противиться, я будто парю в мечтаниях. Соблюдение заповедей может быть как бы автоматическое, например если хочу кого то осудить, у меня начинаются мысли повторяться с забавой «не судите, да не судимы будете», как будто понарошку, как игра; и так во всем, и в быту. Я не понимаю что мне делать, сейчас 2 или 3 день как осознаю что все это время была(и сейчас продолжается) слепая ревность, не могу признать душой что грешник, дела делаю будто Бог нуждается в них, делаю с забавой и как бы понарошку; не в рассудке нахожусь.
2 Ответа
Здравствуйте, Егор! Милости Вам Божией.
Ваше состояние, когда душа словно противится трезвому взгляду на себя и парит в некой «забаве», — это закономерное следствие духовного пути, начатого без надёжного проводника. Вы очень точно определили корень проблемы: слепая ревность и отсутствие покаяния. Духовная жизнь — это не техника по самосовершенствованию, а путь исцеления души в союзе с Богом, и начинается он с признания своей немощи.
Вы переживаете духовное истощение и дезориентацию после того, как, поддавшись гордости, взяли на себя непосильные подвиги. Представьте альпиниста, который, презрев советы бывалых, решил в одиночку и без страховки взобраться на вершину. Сорвавшись, он чудом остался жив, но теперь лежит у подножия горы, контуженный, и не может адекватно воспринимать реальность: ему всё кажется игрой, а боль — понарошку. Это защитная реакция психики на травму. Ваше состояние — это духовный аналог такой травмы. Душа, обожжённая ложным духовным огнём, боится любой серьёзности и прячется в легкомыслие.
Что же делать? Нужно спуститься с воображаемых вершин на твёрдую землю и начать путь заново, но уже не в одиночку.
• Найдите священника. Это самый важный и неотложный шаг. Вам нужен не онлайн-советчик, а живой пастырь, духовный врач, который сможет лично оценить Ваше состояние и дать конкретные, безопасные рекомендации. Расскажите ему всё то, что написали здесь, ничего не утаивая. Интернет — место, где легко можно впасть в прелесть, а Церковь — лечебница, где от неё исцеляются.
• Упростите всё до предела. Временно оставьте аскетическую литературу, особенно труды о высокой молитвенной практике, такие как сочинения свт. Феофана Затворника. Сейчас Ваш главный духовный труд — это простота и послушание.
• Молитва. Попросите священника благословить Вам короткое молитвенное правило. Например, только утренние и вечерние молитвы из молитвослова, читаемые вслух, не спеша, стараясь вникать в смысл произносимых слов, а не достигая каких-то «состояний». Если и это трудно, то хотя бы несколько раз в день с сокрушением сердца произнесите: «Господи, помилуй!».
• Чтение. Сосредоточьтесь на Евангелии. Читайте по одной главе в день, просто и внимательно, как письмо от близкого друга, прося Бога открыть Вам смысл прочитанного. Не ищите скрытых толкований и не мните о себе.
• Вернитесь в реальность. Ваша главная задача — заземлиться.
• Таинства. Начните регулярно ходить на исповедь. Говорите священнику о том, что понимаете умом: о гордости, о тщеславии, о том, что не можете почувствовать себя грешником. Само действие — прийти и произнести это — уже является шагом к смирению. Причащайтесь Святых Христовых Таин.
• Простые дела. Займитесь простым физическим трудом или бытовыми делами: уборка в доме, помощь родителям, занятия спортом, которые Вы хотели начать. Когда руки заняты делом, мечтательность в голове утихает.
Ваша душа сейчас не «противится», а болит и нуждается в лечении. Не пытайтесь форсировать события и требовать от себя глубоких духовных переживаний. Путь к подлинному покаянию — это долгая и терпеливая дорога, которая начинается с одного простого шага — шага к дверям храма, к священнику. Помоги Вам Господь. 🙂


Егор, то, что Вы описываете, — это не новая проблема, а более глубокое проявление прежней: душа, изнурённая горделивым подвигом, входит в режим «самосохранения». Она становится зрителем, потому что боится снова действовать неправильно и обжечься. Попытки «напрягать тело», чтобы прогнать мысли, — это борьба с ветряными мельницами, она лишь усугубляет истощение.
Не воюйте с мыслями напрямую. Когда они приходят, не вступайте в диалог. Вместо этого просто и немногословно обращайтесь ко Христу: «Господи, Ты видишь это. Помоги». Ваша «слепая ревность» к трудам без покаяния — это старая привычка. Сейчас Ваш главный труд — смиренное принятие своей немощи.

Большое спасибо, о. Евгений
Егор, рекомендую тебе обратиться со своей проблемой к священнику в церкви лично. Так будет лучше. И начни с изучения основ (катехизис).
Большое спасибо за ответ. Я забыл еще добавить: сердце не стремится ни к чему духовному; из него зло нисходит, и я никак чувствами, мыслями не реагирую, стремления никакого нет, я как бы не в своем теле нахожусь, как зритель за происходящим. Я будто не в себе, даже отпор не могу дать; что из сердца будет выходить, то и будет, могу противиться только внешне, кивать головой по сторонам что не согласен, напрягать всячески тело, чтобы ушли мысли эти говорящие, но обычно только хуже становится. К молитве нет никакого стремления, чувств. Что то вроде «надо и надо», и никак не могу противиться этому; оно будто мертво ко всему духовному, как нибудь присно умом, а намерения никакого нет. И в теле нахожусь как зритель за всем происходящим, а намерения, стремления делать что то нет. Бывает, слепая ревность к труду, то есть меня всего влечет к разным трудам: посты, молитвы, соблюдение заповедей, но если задам вопрос: для чего это делаю, то намерения никакого не вижу, только гордость, и нисколько покаяния, желания оставить грех и приближаться к Богу; просто ревность к трудам сопряженная с гордостью, и я не могу никак перестроить себя, угомонить, как будто я просто зритель за всем этим происходящим