5 Ответов
"Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?" (Лк.12:13-14).
Анфиса, это в большей степени область гражданского права, церковные каноны не регламентируют бракоразводный процесс. Думаю, что муж должен поступить по закону и совести, учитывая обстоятельства развода и заповедь о любви к ближнему.
В семейном кодексе четко прописаны принципы разделения имущества между супругами при разводе – в целом это правило «все совместно нажитое – пополам». Но разные обстоятельства могут повлиять на изменение долей и т.п. Все это решается супругами либо полюбовно, либо в судебном порядке.
С точки зрения Церкви в определенных ситуациях брак может быть признан недействительным или утратившим каноническую силу, но это совсем не то же самое, что гражданский развод. Причины для признания Церковью брака недействительным очень серьезны – это поведение человека либо болезни, несовместимые с семейной жизнью или угрожающие жизни и здоровью членов семьи, а также различные преступления против брака. Первой причиной, позволяющей расторгнуть брак, является отпадение одного из супругов от Православия, однако на практике разводы по такой причине встречаются редко.
Никто не сможет дать четких ответов – что именно должно остаться каждому из супругов. Однако можно рассмотреть общие принципы возможных ожиданий супругов и их права на эти ожидания.
Если брак расторгается из-за болезни одного из супругов, несовместимой с семейной жизнью, то вполне разумно справедливое разделение имущества с учетом потребностей супругов.
Если же развод происходит из-за прямой вины одного из супругов, то тут все зависит и от того, кто виноват, и от того, способен ли другой простить обидчика.
Закон равноценно относится и к обидчику, и к обиженному, устанавливая за ними право «пополам». А вот кто что «должен» в моральном плане - это связано и с моральной оценкой ситуации в целом, и с личной моралью действующих лиц, и с реальностью.
В первую очередь, для моральной оценки имущественных последствий любого развода важно точно знать его причины. Например, жена может подать на развод как из-за измены мужа, так и потому что сама изменила.
В первом случае она может желать моральной компенсации в виде более значительной доли имущества и т.п., но по факту не всегда может это получить. Ведь если человек не считает себя должным хранить верность жене, то почему он будет считать себя должным ее как-то обеспечить при разводе? Половину имущества можно отстаивать через суд, а вот больше – это уже вопрос совести. И если человек ее не слышит, то мало что можно сделать.
Точно также, если муж пьет, бьет и т.п. Жена может считать себя вправе на получение компенсации от мужа, но ожидать поступка по совести от человека, который не привык этой самой совестью руководствоваться, вряд ли целесообразно.
А вот если изменила жена, то тогда муж вряд ли что-то ей должен с моральной точки зрения.
Но самой частой причиной разводов в наше время является банальное «не сошлись характерами» и т.п. Эта причина вообще не считается основанием для признания брака утратившим каноническую силу. Это обычно следствие нерадения супругов в установлении полноценного семейного общения. В таком случае выяснение «кто кому что должен» - продолжение этого неразумного взаимодействия. Особенно если оно сопровождается ожиданием-требованием «он должен что-то как православный человек».