4 Ответа
Это лжеучение о св. страстотерпце Николае II как о царе-искупителе, который якобы принес себя Богу в искупление наших грехов (тем самым одновременно выступая в роли архиерея). В ответ на его жертву от русского народа требуется всенародное покаяние, за которым последует восстановление в нашей стране монархии и России как великого православного государства. В деталях это учение отличается у различных его адептов.
Однако Церковь знает лишь одного Искупителя - безгрешного Сына Божия Иисуса Христа. Больше искупителей у нас нет и быть не может, а вот святых в Церкви множество, и св. Николай - один из них. Подробнее почитайте в этой статье и посмотрите это видео священника Георгия Максимова.

Царебожие - приписывание царю-мученику или, в русской традиции, страстотерпцу царю Николаю свойств, приличных только Господу Иисусу Христу, а не святым. Само название имеет аналогию с ересью "имябожников", возникшей на Афоне в начале прошлого века. Там имени Иисуса Христа приписывались свойства, которыми обладает только Сам Бог.
Но выдёргивая плевелы, не надо дёргать и пшеницу. Не все, кто очень почитает святого царя Николая и ждёт восстановления православной монархии являются царебожниками. Об этом есть пророчества святых, например, преподобного Лаврентия Черниговского. В этом вопросе важно отмежёвываться от тех, кто сам себя отделяет от Церкви и льёт на неё грязь. Остальные - это чада Церкви.
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. (1Кор.11:19)
Помощи Божией Вам.
С чрезмерным почитанием последнего российского императора связаны следующие проблемы.
- Утверждение о том, что св. император Николай II - искупитель греха неверности своего народа неверно по ряду причин. Во-первых, Искупитель у нас один на все времена - Господь Иисус Христос, к Его жертве нельзя прибавить ничего, она достаточна на все времена для всех людей без исключения. Данное учение подпадает под анафематствование недели Православия, осуждающее тех, кто не признает кровь Христову единственным средством оправдания. Во-вторых, как отмечается в Богословско-каноническом анализе писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским,
Православие выше любых форм государственного устройства, а монархия — одна из исторических форм правления, имеющих относительное значение. Неверным является и утверждение... что признание демократической формы правления есть нарушение «соборных клятв 1613 года» на верность династии Романовых. Эти клятвы не имеют церковно-канонического значения, поскольку были произнесены не на церковном, а на земском соборе. Они не входили в «Свод законов Российской Империи», а тем более не имеют силы после отречения Императора Николая II и последовавшего затем изменения государственного строя. Наша Церковь прославила последнего Русского Царя как святого страстотерпца, однако эта канонизация не связана ни с призывом к восстановлению династии Романовых на престоле, ни с призывом к восстановлению монархии.
В-третьих, нельзя сказать, что все последующие поколения должны хранить верность клятве, которую они не давали. Люди отвечают только за лично совершенные грехи, а не за то, что сделали их предки. Не существует родовых грехов или родовых проклятий. Об этом ясно говорит Господь через пророка:
Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез.18:20-22).
2. Царебожие построено на определенной идеологии, чуждой Преданию Церкви. Это идеализация православной монархии, представление о царе как о главе Церкви, и о том, что православный царь является удерживающим мир от антихриста, и о мессианской роли русского "народа-богоносца". Ко всему этому примешивается ярко выраженный антисемитизм, миф о жидомасонском заговоре (не имеющий никаких серьезных подтверждений), миф о ритуальном убийстве царской семьи (не подтверждаемый ни источниками, ни выводами церковной комиссии по исследованию предполагаемых останков царской семьи). Такой идеологический набор, который делит все на черное и белое, посланников Бога и бесов во плоти. На мой взгляд, любой здравомыслящий человек с развитым критическим мышлением, не может не заметить насколько плоским и оторванным от реальности является такое мировоззрение.
Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении к клиру и приходским советам храмов Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2000 года сказал:
В связи с канонизацией царственных страстотерпцев и новомучеников Российских во многих храмах появились службы и акафисты им, составленные там же, за рубежом, и носящие чаще всего политико-полемический характер. Не всегда в них с достаточной любовью, по-христиански раскрыт подвиг мужества и стойкости в несении страданий за веру и правду Христову.
Например, появился «Царский сборник», в котором опубликованы службы и Акафист царственным мученикам. Нами было принято решение, что служба царственным страстотерпцам будет подготовлена, издана и апробирована Священным Синодом. На издание этого сборника никто не испрашивал благословения, он содержит еретические нормы, ибо император Николай II ставится на один уровень со Христом Спасителем. Искупительный подвиг императора приравнивается к Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Это ересь. И если эта ересь будет распространяться в каком-либо из храмов или употребляться за богослужением, мы привлечем настоятелей к ответственности за распространение еретических мыслей.
Большое спасибо за подробный ответ!