4 Ответа
Речь идёт о некоем "знамении", которое было дано Богом Каину после убийства брата (Быт.4:15).
Один из наиболее авторитетных христианских богословов, св. Иоанн Златоуст, считает, что под "знамением" подразумевается расслабление и трясучка, то есть один из видов паралича:
"Твое расслабление на всю жизнь будет полезно для последующих родов, и то, что ты сделал один без свидетелей, узнают все, видя тебя стенающим и трясущимся, и этим трепетанием тела как бы говорящим и взывающим ко всем так: «Никто не отваживайся на подобное дело, какое я совершил, чтобы не понести такого же наказания» (Беседы на Бытие, 19).
С уважением,
...егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли (Быт.4:12).
И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт.4:13-15).
Профессор Лопухин объясняет это место так:
По вопросу о «знаке», положенном Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, в экзегетической литературе царит полное разнообразие мнений и в громадном большинстве неудовлетворительных: все они объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать. Опираясь на библейские аналогии, позволительно видеть в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности...
Блаженный Феодорит в своем толковании на это место говорит: «самое определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его», полагая тем самым, вместе и с некоторыми другими новейшими экзегетами, что это определение было всем известно или в силу особого божественного внушения, или - что еще гораздо проще - потому, что оно полностью было начертано на его челе.
Более подробно о толкованиях святых отцов на это место Священного Писания можно посмотреть по ссылке.
"Стеня и трясыйся" напоминает болезнь Паркинсона. Она придаёт больному жалкий вид. Возможно это и служило препятствием для убийства Каина - жалость к нему, внушаемая Богом, и дающая время преступнику на покаяние под гнётом внешних скорбей, наложенных на него. Быстрая смерть избавила бы его от страданий, но и не дала бы возможности принести покаяние. Бог Премудр и Милосерд даже в "гневе".
Сила "печати" не во внешнем виде, а в ее происхождении от Бога, запрещении убивать Каина за его преступление. Вполне может быть, что это было некое видимое начертание, известное всем тогдашним людям. Но не исключено, что это знамение было неким внутренним удостоверением, которое давалось всякому человеку, увидевшему Каина. Во всяком случае, так или иначе Каин благодаря этому знамению никем не был убит.