Добрый день. Видела высказывание, что причастие может быть «в осуждение», так же на сайте мне писали, что исповедь бывает тоже «в осуждение». Сейчас ещё нашла, что может быть и молитва в осуждение.
(Цитирую)
"Не подобает нам приносить частицы за еретиков или поминать их. Здесь нет места неверным и еретикам. «Что общего у света с тьмою?» Сказано, что «Ангелы возьмут злых от среды праведных». Поэтому иерей вообще не должен приносить просфору или частицу ни за инославного, ни за тех, кто явно и нераскаянно грешит. Потому что приношение служит им к осуждению, как [в осуждение служит] и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел».
Но я всё никак не пойму о каком осуждении речь??
Что конкретно имеется ввиду под этим словосочетанием?
Бог осудит или что-то другое? Или в некоторых местах пишут «в суд». Но в какой?
Можете пожалуйста как-то подробнее описать, расписать значение и понимание этого «осуждения»? Спасибо.
2 Ответа
Осуждение - это наказание от Бога за грех. Такое наказание может быть временным (например, болезнь или потеря имущества), а может стать и вечным, если Господь пресечет жизнь грешника и осудит его в место мучения.
Что касается недостойного участия в таинствах - речь о том, что христианин пребывает в каком-то серьезном грехе и не желает по-настоящему с ним бороться, но по дерзости как бы исповедуется (хотя в реальности не кается) и без страха Божия причащается. Наказание за это может быть весьма суровым:
«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:27-30).
Под осуждением понимается обвинительный приговор на суде Божьем с последующим заключением в аду.
Это цитата св. Симеона Солунского, где он проводит параллель между недостойным причащением и литургическим поминовением нераскаянных грешников. Святой по всей видимости считал, что последствия у того и другого будут одинаково негативными для грешников. Однако он никак не обосновывает свое мнение об осуждении грешника, который может быть даже не в курсе, что его поминают. Я полагаю, что данное мнение богословски несостоятельно, так как Бог может осудить за совершенные лично грехи, а не за то, что человека кто-то помянул на проскомидии. Поэтому не могу серьезно относиться к этому мнению (неправославных и нераскаянных грешников неуместно поминать на литургии по другой причине).