Заметил, что в Евангелии от Луки, в притче о богаче и Лазаре, богач, попав в нижний ад, поднимает глаза свои (Лк. 16:23), просит прохладить свой язык (Лк. 16:24), ибо мучается в племени сем. То есть мучается как будто телесно. Ведь если у усопшего тела нет, но глаза свои он поднимает и просит прохладить его язык, значит некое тело всё-таки есть? И самого Авраама и Лазаря вдали он видит тоже телесными, и между ними происходит диалог, они разговаривают, словно тоже как на Земле, голосом.
Если некое тело у души в загробной жизни всё-таки есть, то какое оно? Какими свойствами оно обладает?
4 Ответа
Притча - это иносказание и нельзя в ней понимать всё буквально. Смысл приведённой Вами притчи не в том, что только один Лазарь возлежит на лоне у Авраама, а богач никого, кроме них в раю не увидел. Ведь буквальное понимание приводит именно к этому. Смысл в том, какие духовные истины она утверждает: кто из верующих безропотно страдает на земле, тот наслаждается блаженством в раю, а кто прожил жизнь в одних удовольствиях, тот страдает в аду. Также говорится о непреодолимой пропасти между этими состояниями. Но это тоже не какой-то глубокий ров в нашем понимании. В притче о духовных понятиях говорится применительно к земным для ясности представления. Но их нельзя воспринимать буквально, потому что между ними примерно такая же разница, как между электромагнитным полем и кукурузным.
Также и относительно душ. Святые отцы, которые видели их воочию, утверждают, что внешним видом они подобны телу. Только одни из них светятся, а другие чёрные, как уголь. Душа относится своим существом к духам и не имеет в себе ничего материального. Но некоторая оболочка у неё всё же есть. Она не бесформенна. После воскресения ей будет дано некое духовное тело, по своим свойствам сильно отличающимся от земного. Она в нём сможет проходить сквозь стены и быстро перемещаться на большие расстояния. Как то делал Господь в Своём новом теле после воскресения.
Во-первых, язык притчи изображает в словесных образах некоторую духовную реальность. Нам как людям ясно, что желание омочить каплей язык свидетельствует, с одной стороны, о великом мучении грешника, а с другой - о его неразумии, т.к. каплей нельзя уменьшить всю муку.
Во-вторых, узнавание умерших показывает, что душа сохраняет образ тела, как вода в сосуде сохраняет вид сосуда, а если ее заморозить, то и при разбиении сосуда вид сохранится. О таком виде души (подобии внутреннего человека внешнему) учили многие отцы Церкви, например прп. Макарий Великий.
Свойства этого тела духовные. Почитайте об этом у свт. Игнатия (Брянчанинова).
А какое может быть тело, если оно в могиле? Даже во время Второго Пришествия Господа новые тела воскресения не будут заново созданы, а восстановятся из праха. Приводить аргумент из притчи (метафорического рассказа) - некорректно.