6 Ответов
Мы знаем только то, что Бог нам открыл. В Священном Писании и Предании Церкви нет однозначного ответа на этот вопрос. Бог "хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Это главное что мы знаем. Если несмотря на Его Любовь и Всемогущество некоторые люди не захотят быть с Ним, это будет их свободный выбор.
Ответ на вопрос дает св. Иоанн Дамаскин:
"Но поскольку некоторые говорят, что следовало Богу, провидя тех, кто согрешит и не покается, и будет осужден, не приводить их из не сущего в бытие – ведь не пристало благому сотворить и наказать, – ответим им сперва словами апостола: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Ибо кто противостанет воле Его? (Рим. 9:20; 19). Ибо то, что Он хочет, и есть благо, и властен горшечник сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого (Рим. 9:21). Ибо Он Сам и творит и праведников, и грешников, – но не Сам делает их праведниками и грешниками, или почетными или низкими: ибо сам апостол говорит в послании к Тимофею, после перечисления пороков добавляя: Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести (2Тим. 2:21). Ибо, будучи самовластны, мы имеем власть очистить себя от постыднейших страстей – и осквернить себя. Однако же Бог сотворил всех добрыми. Итак, Он Сам доставляет всем и бытие, и благоденствие, как солнце, простирая лучи благости Своей на все дела Свои. И не в нашей власти получить бытие, но быть добрыми – в нашей. Посему если мы захотим и возжаждем, будем причастны к благости Его и вовеки будем в свете. Если же будем беспечны и ослепим себя, и не возжаждем Его, то пребудем непричастны Ему. Итак, не следовало, чтобы Он из-за нашего легкомыслия отказался давать дары благости Своей, из которых первый есть бытие, и нельзя было, чтобы наши пороки победили и сделали бездейственной Его благость. Ибо если бы так было, то ничего бы не возникло из сущих – ибо ничто из сущих не живет достойно благости Его. Ведь в сравнении с Ним, по справедливости, все недостойно бытия".
(Св. Иоанн Дамаскин. Против манихеев).
Сотворив первого человека, Адама, а затем, из его ребра, Еву, Бог дал им заповедь: "плодитесь и размножайтесь" (Быт.1:28). Размножение прочих людей (исключение - Господь Иисус Христос) осуществлялось в соответствии с теми естественными законами, которые обусловливали человеческое естество.
Что же надлежало делать Богу, чтобы никогда не рождались те, кому "суждено" попасть в ад? Убивать их ещё в материнских утробах?, заранее делать их потенциальных родителей бесплодными? Но и в этом случае возможны были бы упреки в адрес Бога, мол, почему Он лишает тех-то и тех-то счастья материнства и отцовства?, зачем поступает столь негуманно и несправедливо? Заметим, что такого рода упреки нередко звучат в наши дни.
Подчеркнем: Бог желает спасения всем людям и каждому стремящемуся к Нему способствует в реализации этого благого стремления; если же кто-то упорно не желает жить в союзе с Богом (а Бог помогает и ему), то это его нежелание может однажды реализоваться: такой человек может оказаться в аду. А что ему делать в Раю, если он настойчиво не желает жить по тем нормам, по которым живут небожители?
Подробный ответ на этот вопрос см. здесь:
Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?
Двери ада заперты изнутри...
1. Мы можем предположить, что с точки зрения Бога даже такое бытие, лучше, чем небытие (некоторые аналогии можно наблюдать и в нашем мире).
2. Благодать всегда даётся человеку для исправления, благодати на погубление не бывает, т.к. Бог свят и благ. Тот, кто не хочет принимать благодать для спасения, мучается от противления ей, упорствует во зле. Таким образом он сам себя мучает, это самоистязание.
У прп. Иоанна Дамаскина есть следующий ответ на это недоумение:
«Бог по благости приводит из небытия в бытие то, что бывает, и наперед знает будущее. Итак, если бы они не имели в будущем существовать, то и не имели бы в будущем быть злыми, и не были бы предузнаваемы. Ибо в отношении к тому, что существует, имеют место знания, и в отношении к тому, что непременно будет, имеет место предведение. Ибо сначала – бытие, и тогда бытие прекрасного или худого. Если же имевшим существовать в будущем по причине благости Божией то обстоятельство, что они имели оказаться злыми по своему собственному произволению, попрепятствовало бы, чтобы они произошли, то зло побеждало бы Божию благость. Поэтому Бог все без изъятия, что Он творит, творит добрым; но каждый по собственному произволению делается как прекрасным, так и злым. Поэтому если Господь и говорил: “Добрее было человеку тому, аще не бы родился” (Мк.14:21), то Он говорил, не порицая Свое собственное создание, но порицая ту порочность, которая возникла у Его твари вследствие собственного ее произволения и легкомыслия. Ибо беспечность собственной ее воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца; подобно тому как, если кто-либо такой, которому были вверены царем богатство и власть, будет тирански поступать с благодетелем, то царь, обуздав, достойно подвергнет его наказанию, если усмотрит, что он до конца остается верным тирании».
Всевозможные риски, которые имеют место быть в нашей земной жизни, не мешают нам жить и рисковать. От того, что многие люди попадают в аварии, мы не перестаем пользоваться транспортом, видя в этом свои преимущества. Подобно тому, как мы уверены в том, что лучше рисковать, чем ничего не делать в этой жизни, Бог знает, что лучше сотворить свободных разумных существ, часть из которых отвергнет Его, чем не создавать никого вовсе.
Все люди предназначены для блаженства в Царствии Божием, для этого сотворил нас Господь. Но вход в него возможен только по свободному выбору, который многие совершают в противоположную сторону. Так что даже если существует минимальная вероятность спасения, следует "рискнуть" и привести человека к бытию.
Если так, то почему мужчина и женщина бывают бесплодны?