3 Ответа
«Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения» (врач-психиатр, кандидат медицинских наук Дмитрий Авдеев).
По мнению Церкви жизненный крест человека никогда не бывает сверх его сил.
Греховное искушение, страдание даже от влияния многих психических болезней можно преодолеть – или хотя бы не прекращать борьбу всю жизнь, ведь противостояние греху – уже важно. Однако сделать это можно не своими силами, а только с Божией помощью.
Снисходительное отношение Церкви к самоубийству психически больных людей связано с тем, что при отдельных психических болезнях человек не понимает, что он делает. И его невозможно осудить за выбор – ведь он выбора не имеет.
Однако при многих психических заболеваниях осознанность происходящего и способность контролировать свое поведение в той или иной степени сохраняется.
И хотя Вы не указали точный диагноз, ограничившись собирательным «сумасшествие», Ваш вопрос сам по себе предполагает понимание греховности суицида. Тут не идет речи об отсутствии выбора.
Постоянное преодоление соблазна последовать порывам душевной болезни (убийство, насилие, суидиц), стремление не поддаться греху – сложный и мучительный процесс. Но так же мучительны и страдания людей, умирающих от рака и других тяжелых болезней. Однако это не значит, что нужно пойти, казалось бы, легким путем и совершить самоубийство. Думать, что самоубийство станет средством от страданий, облегчением – величайшее заблуждение.
Почему Вы решили самоубиться? Чтобы прекратить мучения, связанные с постоянным контролем и попытками удержать себя от греха убийства и насилия. То есть – чтобы перестать бороться, освободиться, остановив свое сознание, подвергающееся действию страсти гнева, извращенной болезнью.
Но со смертью сознание не прекращается. Носительницей личности является душа, которая вечна.
Изменение души и даже порой исцеление происходит не со смертью, а с покаянием, которое можно осуществить только во время жизни земной. Без покаяния душа и на том свете будет мучиться со всеми своими страстями, только они уже не в общении с другими людьми реализовываться будут, а мучить саму душу посредством совести, а затем и воздаяния.
Уйти, чтобы не мучиться в борьбе с грехом – это не покаяние, не преодоление своей греховной сути на пути к Богу. Даже если перед суицидом вроде бы «покаяться», то сам факт осознанного самоубийства свидетельствует о том, что человек не покаялся, а просто раскаялся в конкретном поступке. Покаяние – это изменение ума, при котором душа устремлена к Богу, и она ни за что не выберет суицид, понимая, что все земные испытания нужно выстрадать для встречи с Богом.
Отказавшись от Бога, и после смерти Вы окажетесь наедине со своими мучительными страстями, там, где “плач и скрежет зубов” (Мф.8:12). И будете страдать уже не до встречи с Богом, а вечно.
Ведь получается, вместо того, чтобы пожизненно сражаться с одним грехом Вы выбираете другой грех, не менее страшный. В каком-то смысле – от перестановки мест слагаемых…
Это не значит, что раз и то, и то — грех, то надо поддаться соблазну не одного, так другого. Нет – надо бороться, продолжать сражаться со страстями, не допускать себя до реализации греха. Потому что между полюсами «грех» и «добродетель» есть еще и самое обширное поле вечной битвы добра и зла: постоянная борьба со страстями, с духами злобы поднебесной, толкающими нас к греху.
Не стоит искать оправданий суидиду в психической болезни. Если человек невменяем – это одно. Если же человек отдает себе отчет в своих действиях, размышляет о том, к чему приведут его действия и может руководить ими – совсем другое. Известный пример, когда психическое расстройство не стало поводом для смягчения приговора – дело маньяка Андрея Чикатило. Несмотря на то, что он был психически неадекватен, страдал сексуальным расстройством, тем не менее, он был вменяем, мог руководить своими действиями, соответственно мог и не совершать их – если бы очень этого хотел. О покаянии и даже о раскаянии не шло речи. Соответственно, никакого оправдания он не получил, его расстреляли.
Насколько мне известно, диагноза “сумасшествие” не существует, это просторечное выражение. Возможно, Вы сами поставили себе этот “диагноз”?
На самом деле, ни один настоящий сумасшедший не считает себя таковым, он солидарен со своей болезнью, ему нравится быть таким.
Я не медик, и дальнейшие мои слова не надо принимать за нечто профессиональное, а тем более за попытку поставить диагноз. Но то, что Вы описываете, несколько напоминает мне переживания знакомых мне людей, страдающих Обсессивно-компульсивным расстройством, или OCD — то есть легким, обратимым расстройством психики, с которым миллионы людей успешно справляются и живут полноценной жизнью. Оно выражается среди прочих симптомов в том, что человек боится самого себя, считая себя способным совершить нечто ужасное. Такие люди сильно изводят самих себя, но ничего такого, чего они боятся, никогда не совершают. Поверьте: настоящие маньяки не мучаются совестью и не хотят убить себя, чтобы не навредить другим.
Найдите в соцсетях группы людей, страдающих недугами, подобными Вашему, убедитесь, что таких людей немало. Что они не маньяки и не чудовища, что они научились справляться со своими расстройствами.
Возможно, Вы страдаете тем, о чем я написал, а возможно, и нет. Повторяю: я не могу судить об этом профессионально. Но в любом случае: психические болезни практически всегда связаны с атаками со стороны бесовского мира. А физические нарушения деятельности мозга психбольного — это разрушение тех самых “кожаных риз”, которые Бог дал человеку для ограждения от злых сил из сакрального мира. И обычная медицина в силах устранить такие проблемы. Поэтому Вам совершенно необходимо лечиться у психиатра.
Но главное — это придите в Церковь Божию и приобщитесь к ее Таинствам. Именно это является тем успешно опробованным на протяжении тысячелетий лекарством, которое исцеляет людей от бесовских нападений. Почитайте Евангелие, и Вы в этом убедитесь.
Найдите опытного священника, исповедуйтесь ему, расскажите все, как есть, и попросите совета. Но сначала искренне помолитесь Богу, чтобы Он послал Вам именно такого священника. Уверен, что в обозримом будущем Ваши скорби пройдут, и вместо самоубийства и ада Вы начнете новую, радостную жизнь православного христианина, живущего по Божиим Заповедям и в Божией Любви.
С уважением,
Самоубийство не решает никаких проблем, ни психических, ни духовных. Чтобы получить прощение от Бога, нужно его, как минимум, попросить. Самоубийца не может этого сделать, последний грех, совершенный им, напрочь лишает его возможности покаяния.
У Вас непростая ситуация и очень правильно будет действовать в двух направлениях — обратиться к врачу и обратиться к Богу. Лечение важно и нужно, также важно и нужно регулярные исповедь и причастие.