Добрый день.
Читая письма Валаамского Старца и Никона Воробьева, я заметил что они советуют меньше ходить по гостям, более времени проводить у себя дома и избегать лишних знакомств. В тоже время недавно прочитал у Иоанна Златоуста, что необщительный человек у которого мало друзей крайне неразумен, и что человек должен приобретать себе друзей, которые будут ему опорой и в бедности, и в богатстве...
Последние годы я старался как можно меньше ходить по гостям и на разные встречи, куда меня приглашали, чтобы избежать развлечения и празднословия. Один раз я с семьей пошел в гости к родственникам и по своему обычаю сидел за столом молча, коротко отвечал на вопросы и редко что спрашивал сам, в основном слушал других, а иногда старался и не слушать если разговоры заходили не туда. Хозяева рассказали что у них недавно в гостях был христианин католик или протестант (я забыл в точности) и он им очень понравился, так как был жизнерадостным и общительным, и они очень хорошо отзывались об этом человеке. И тут я взглянул на себя со стороны и подумал, что скорее всего я совсем ничего не понимаю, сижу как угрюмый молчун и может даже соблазняю людей своим поведением и ничего христианского в моем поведении нет, и проявления любви тоже нет.
У меня возник вопрос, как же правильно вести себя с людьми? Как вести общение? И правильно ли я делаю, что стараюсь ограничить свое общение с людьми?
Где то я прочитал что наше спасение в нашем ближнем. - Ограничивается ли это не желанием зла ближнему и по возможности деланию ему добра?
Спасибо.
8 Ответов
Сложно ответить на такой комплекс вопросов по интернету. Что говорит об этой ситуации священник на приходе?
Общение необходимо осуществлять в христианской среде Пс. 1:1 С другой стороны, требуется почитать родителей, дедушку с бабушкой, а значит мероприятия с их участием для вас обязательны Исх. 20:12
В последнем случае не будте занудой, спокойно разговаривайте на светские темы, поддерживайте беседы. Иначе получится, что почитания родителям нет, как-будто насильно к ним пришли, и просто отсиживаете время.
Вряд ли можно дать универсальный ответ на Ваш вопрос.
Если Вы женаты и имеете детей, то как же Вам можно избежать общения с другими людьми? Ради своих близких Вам придется ходить в гости и даже искать таких встреч, чтобы у детей был православный круг общения.
Если же Вы одиноки, то нет никакой необходимости в праздных разговорах тратить время своей жизни. Но великое дело перед Богом - посещать стариков и немощных людей, помогать в их нуждах и утешать их общением, не забывая и духовных тем.
Наконец, имеет значение и личный характер. Есть люди по природе малообщительные. Для них нет никакой необходимости заставлять себя посещать кого-то, теряя душевное равновесие и растрачивая свою молитву и внутреннюю собранность.
Это были общие размышления. Но в индивидуальных случаях вопросы такого рода лучше обсуждать с духовным отцом.
В Древнем Патерике есть эпизод, когда один старец помолился, чтобы узнать, что выше - безмолвие или принимать людей:
Услышав о сем, некто из старцев так молился Богу: Господи! Открой мне дело сие, ибо один ради имени Твоего убегает людей, другой – для Твоего же имени – принимает их с отверстыми объятиями. И вот показаны были ему два большие судна на реке; и зрит он, что авва Арсений и Дух Божий плыли в безмолвии на одном, а авва Моисей и Ангелы Божии плыли на другом, и сии питали его сотовым медом.
Т.е. безмолвие выше. Но про прп. Арсения написано, что ему было явное указание от Бога на такое делание. Можно предположить, что прп. Моисею не было указания, иначе он тоже бы стал вести себя так.
В письмах упомянутого Вами игумена Никона ( Воробьёва) есть высказывание и о том, что "Действительно ищущий спасения должен быть одинок". Но поддержу всех выше написааших - бегать общения не стоит, равно как и навязываться. Лучше всего, просто жить христианской жизнью, положившись во всём на Господа, следуя туда, куда Он ведёт. Помоги Вам Господи.
Ищите истину посередине. Не надо быть болтливым и шумным, но необходимо быть приветливым и добродушным, делая таким образом нашей вере хорошее "лицо". Как тот протестант или католик.
Не надо искать общения или навязывать его, но и специально избегать контактов с людьми не стоит. Повторюсь: истина посередине.
В разговорах категорически не следует подхватывать греховные темы, и вообще нужно избегать те компании, где они востребованы. Но показать себя добрым, умным и нравственным не на словах, а на деле человеком необходимо. Дело тут не в самовосхвалении: по одному православному христианину судят обо всем православии.
С уважением,
Вам надо бы задаться вопросом, какой христианский путь Вы хотите избрать для себя в дальнейшем. Монашеский путь предполагает большую сосредоточенность на внутренней жизни: молитве, борьбе с помыслами, со страстями. Путь семейного мирянина предполагает больше дел милосердия, а значит и внешнего общения. Оба они спасительны, каждый по своему, если основываются на исполнении заповедей Христовых. Погибельный путь праздности, когда нет ни внутреннего делания, ни внешних добродетелей. Молчать ведь тоже можно с пользой, если одновременно молитесь о собеседнике, например: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных" или "Аз человек грешный и не разумею, как должно, но Ты, Милостивый, вразуми мя что отвечать (говорить)". Это ведь тоже доброе дело. Сердечное расположение передаётся и Вашему собеседнику.
Помощи Божьей Вам.
Мне кажется, что здесь нужно избегать искусственности. Не надо заставлять себя как искать общения с кем-то, так и избегать его. Общение происходит естественным образом в тех обстоятельствах, в которых мы живем. Чего нужно избегать так это греха и поводов ко греху. Не надо стремиться к пустой болтовне. А в остальном - будьте приветливым, приятным для других человеком, с которым хорошо находится рядом.
Ограничивается ли это не желанием зла ближнему и по возможности деланию ему добра?
Это ведь все равно предполагает общение с человеком. Давайте перечислим основные дела милосердия. Здесь мы можем видеть почти везде поводы к общению, в чем проявляется любовь к ближнему.
Дела милости телесные:
- накормить голодного;
- напоить жаждущего;
- одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде);
- посетить находящегося в тюрьме;
- посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти;
- странника принять в дом и предоставить отдых;
- погребать умерших в бедности и нищете.
Дела милости духовные:
- увещанием обратить «грешника от ложного пути его» (Иак. 5:20);
- незнающего научить истине и добру;
- ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности;
- молиться о ближнем;
- утешить печального;
- не воздавать за зло, сделанное нам другими;
- всем сердцем прощать обиды.