Здравствуйте, слышала неоднократно, что чтобы спастись, нужно умертвлять плоть, идти скорбным и тесным путём. В связи с этим вопрос: допустимы ли наслаждения в жизни православного? Например, вкусная еда, походы в кино, прослушивание современной музыки, массаж и тд. Буду благодарна, если объясните.
7 Ответов
Диана, позвольте совет. Если что-то слышите, то уточняйте: кто, кому, когда и по какому поводу это сказал. А то увязнете в разных советах. И второе - нужно понимать значение аскетических терминов как в узком, так и в широком смысле.
Одному человеку духовник благословил весь пост только сухари с водой вкушать, а другому - есть мясо весь пост в присутствии других христиан. Потому что один был опытным монахом, а другой - неофитом, который тщеславился своими постными подвигами.
Подробнее см. Удовольствия.
Здравствуйте, Диана! Процитирую книгу "Православная христианская вера" (одобрена Св. Синодом Румынской Православной Церкви):
Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умерены. Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души.
Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами. Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни.
Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе.
Нужно также иметь в виду, что призывы к полному отказу от любых житейских удовольствий обычно находятся в монашеских писаниях, так как эта категория людей (по крайней мере, так было в древности) стремилась отказаться от всего земного ради особой награды в Царстве Небесном. То есть это не обязательная норма для всех верующих, а особенный выбор некоторой части людей ради достижения определенной цели. Главный принцип в отношении любого дела или развлечения для христианина: Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор.10:31).
Что касается узкого и скорбного пути, о котором говорит Спаситель, то это не про отказ от всех житейских удовольствий, а про неуклонное следование заповедям Божьим и готовность мужественно и с благодарностью принимать те жизненные проблемы, с которыми каждый сталкивается по жизни.
слышала неоднократно, что чтобы спастись, нужно умертвлять плоть, идти скорбным и тесным путём
Диана, у Вас ошибочная парадигма и концепция.
Для спасения необходимо возлюбить Бога - всем сердцем, всей душой, всеми мыслями и всей силой. И нужно для спасения возлюбить людей, как себя, что действительно сложно.
Удовольствия удовольствиям рознь. Существуют греховные удовольствия, удовольствия, связанные с суетностью, и пр.
От греховных удовольствий следует уклоняться каждому христианину. Суетность - это то, что отвлекает христианина от христианского делания, и в этом отношении суетные удовольствия тоже могут сказываться на нём негативно.
Но что, например, запрещает христианину получать удовольствие от лицезрения природных красот тварного мира, восхваляя Творца? Не является общей практикой в христианстве и запрещение на получение таких форм здравого, благочестивого удовольствия как удовольствие от еды (не путать с чревоугодием), от пеших прогулок по лесу, от созерцания красот православных храмов и пр.
Этот вопрос решается опытным путем при условии разумного духовного руководства. Начните регулярно исповедоваться в явно греховных удовольствиях и молиться Богу, чтобы Он помог с ними справиться. Со временем Вы почувствуете свою меру и границы допустимых и хороших поступков.
При этом, конечно, нужно систематически читать Новый Завет, в котором дана воля Божия, что есть хорошо и плохо. Очень советую также читать жития святых и их творения. Например, эту книгу свт. Феофана Затворника. Там развернуто даны ответы на все Ваши вопросы.
Здравствуйте. Это не позиция лично свт. Феофана, а общее церковное учение. От него лишь какие-то нюансы и акценты. Кроме того, иное дело воздержание от развлечений новоначального и иное — преуспевшего.
Вот для цитата, начинающая Древний патерик: «Некто спросил авву Антония: что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу? Старец сказал в ответ: соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься».
Вы старайтесь поступать по слову прп. Антония Великого, молитесь перед развлечениями, и тогда со временем почувствуете свою меру. Если же будете вести себя невоздержно, то кайтесь, и это тоже поможет на будущее. И постарайтесь найти благоговейного опытного священника, чтобы можно было у него испрашивать совета.
Поняла, спасибо большое!
Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь.
За все благодарите.
Немного практичных советов:
4. Массаж — вещь полезная и лечебная для тела.
3. Прослушивание современной музыки... здесь обратите внимание о чем поют и как поют. Сопоставьте это с вашей совестью. Фильтруйте душепагубные песни.
В конце концов не забывайте, что вы можете петь сами! В том числе и петь молитвы.
(К примеру, петь Псалмы или Акафисты ко Пресвятой Богородице).
2. Походы в кино будут полезны, если кино поучительное, а не суетное и греховное (статистика по этой теме, к сожалению, плачевная). Но вы также можете устроить просмотр поучительного фильма на дому.
1. От вкусной еды желательно воздержаться в постные дни, чтобы не пресыщаться ею. Но в целом вкусную еду люди, как правило, вкушают по праздникам.
А, представьте, если бы вы сделали праздник кому-то незнакомому. Сделали праздник тому, кто не может позволить себе вкусной еды. Вспомните слова Христа:
Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
— Евангелие по Луке, глава 14, стихи 12, 13, 14
---
Также добавлю из послания апостола Павла к фелласокийцам:
Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь.
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Духа не угашайте.
Пророчества не уничижайте.
Все испытывайте, хорошего держитесь.
Удерживайтесь от всякого рода зла.
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Совет — регулярно читайте Новый Завет.
Здравствуйте! Вот я как раз преимущественно этой книгой Св.Феофана Затворника и вдохновилась на написание своего вопроса. Если я правильно поняла позицию святителя Феофана, то себя нужно, в какой-то степени, мучить и не давать покоя плоти, если хочеться спастись. Вот мне как-то не по себе от этого…Неужели мирянину нельзя спастись без таких подвигов? Понятное дело,что во всем нужно рассуждение и удовольствия могут быть действительно греховными. Но есть ведь и нейтральные удовольствия, за которые можно прославлять Господа и утешаться ими иногда. Возможно, я просто не правильно что-то поняла.