Вы наверняка замечали, что отрицательные чувства действуют сильнее, чем положительные. Перестать любить проще, чем перестать бояться. Хотя сказано обратное: "в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх".
А вообще, доступна ли эта совершенная любовь человеку? Разве Иисус, будучи одним из человеков (Сын Человеческий), не поддался страху в Гефсиманском саду? И на кресте: "Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?!"
4 Ответа
Доступна, но является высшей степенью близости к Богу. Этот стих находится в связи с предыдущим: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1Ин.4:17). Поэтому святые отцы (прпп. Дорофей, Максим Исповедник) толкуют совершенную любовь как высшую ступень совершенства, когда человек уже не боится грядущего суда, но имеет "второй, совершенный" страх и дерзновение в надежде на оправдание.
Совершенен только Бог. Греховная природа лишает нас совершенства, и делает нас последователями греха. Потому грех и несовершенства делать проще.
По греху человек не способен на совершенную любовь. Но способен на это вочеловечившися Бог Слово - Иисус Христос, Который подобен нам во всём кроме греха. Потому мы стремимся ко Христу, в Его Церковь, чтоб исправить в себе греховную природу.
Аминь!
А вообще, доступна ли... совершенная любовь человеку?
Говоря о совершентве человека, можно утверждать, что всякий человек совершенен, но совершенен в той или иной мере: абсолютно совершенен только Господь.
Как существу совершенному, человеку доступна и совершенная любовь, но, опять же, не всесовершенная, которая свойственна лишь Богу.
Следует заметить, что люди часто путают любовь и влюбленность; любовь и страсть; любовь к человеку и любовь к тому комфорту и тем наслаждениям, которые один человек испытывает при общении с другим.
Разумеется, в цитате "любовь изгоняет страх" (1Ин.4:18) речь идёт именно о любви. Однако здесь не идёт речи о том, что любящий человек становится чужд какой-либо формы страха вообще. Положим, праведникам, любящим Бога, свойственен страх Господень: "Страх Господень чист, пребывает вовек" (Пс.18:10).
Заметим. что стиху 1Ин.4:18 предшествует стих, где сообщается, что имеющие совершенную любовь имеют и дерзновение в день суда - имеют особое дерзновение приступать к Богу, тогда как грешники страшатся наказания, то есть испытывают рабский страх (страх лютого грешника можно рассматривать как страх негодного раба), а не сыновний (страх Господень), как любящие праведники.
Теперь, что касается чувств Искупителя, испытываемых Им в Гефсимании, на Кресте:
Разве Иисус, будучи одним из человеков (Сын Человеческий), не поддался страху в Гефсиманском саду? И на кресте: "Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?!"
Человек не был создан смертным. Смерть вошла в мир через грех. Стало быть, смерть противоестественна человеку, а испытывать те чувства, которые испытывал Господь в Гефсимании, - не противоестественно, но естественно. Во время молитвы не произошло того, что бы противоречило словам Писания: "любовь изгоняет страх" (1Ин.4:18). Будучи совершенным Человеком и имея совершенную любовь, Спаситель сказал: "не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк.22:42).
На Кресте Спаситель, как Человек, испытал, по воле Божьей, в целях Домостроительства Спасения, скорбь богооставленности. Его реакция на это чувствование также носила естественный характер. (P. S. Это для отчаянного, одуревшего сатаниста было бы "уместно" в случае богооставленности заорать от радости и восторга, но не для Христа).
Спасибо за подробный ответ.
Выходит, только Бог способен исправить греховную природу и изгнать страх, ведь он единственный обладатель совершенной любви.