Здравствуйте, я с очень нестандартным вопросом, но тем не менее рискну задать. У меня очень часто происходит такое, когда пытаюсь сосредоточиться на бытовые дела или просто куда то иду, с кем то разговариваю, то вместе с этим приходят мысли о Боге, но не на 5-10 минут, а на час, два и более.
Нормальны ли такие ситуации и почему такое возникает?
6 Ответов
Думать о Боге не только нормально, но даже и очень желательно (1Фес.5:17). Что же касается того, что вы вспоминаете о Нём внезапно, быть может, это просто Ваша особенность - уходить мыслями в другую сторону...
Стефания, прп. Иоанн Лествичник пишет:
Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований.
Т.е. мысли о Боге могут быть совсем не от Бога. Тем более, если Вы хотите чем-то полезным заняться, а тут эти мысли отвлекают от дела. Кроме того, в этой цитате прп. Иоанн предлагает узнавать, что это бесы, не по содержанию богословских мыслей, а по сопутствующим чувствам. Т.е. по содержанию эти богословские мысли могут быть очень похожи на правильные, так легко их не распознаешь.
Вообще, если мешают мысли, нужно молиться, лучше краткой молитвой (Иисусовой, или даже еще короче - "Господи помилуй"), и Вы можете увидеть, отгоняет ли молитва эти мысли.
Наставления мирянам от Алексия Голосеевского,
старца и подвижника Киево-Печерской Лавры:
1. Да будет во всём Его святая воля – «да будет воля Твоя...»
2. Христианину необходимо всегда быть мыслями со Христом.
3. Своё «я» везде следует устранять, и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие.
4. К себе должно относиться строго, а к другим – снисходительно. Человека борют нечистые помыслы; это пройдёт – злость на сердце нападает, а после этого – уныние и т.д. Одно сменяется другим. А всё это для нашего смирения.
5. Смирение необходимо в себе воспитывать.
6. Молитва, соединённая с милостынею,– великое дело: сам на себе испытал.
7. Поститься должно так, чтобы никто не знал об этом.
8. Делай добро, пока руки теплы.
9. Лишнее раздавайте своими руками.
10. Нельзя пройти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не посылает человеку искушений выше его сил.
11. Болезнь тела рождает смирение души, как Апостол говорит: «Если наш внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
12. Сначала поклоняемся «Кресту Твоему», а потом и «Воскресение Твое» славим.
Так и в человеческой жизни: сначала страдания, а потом радость.
13. Во время скорбей необходимо терпение с великодушием.
14. Единственный способ облегчения скорбей – это слёзы, терпение и молитва.
15. Когда ниоткуда нельзя ожидать помощи, тогда является небесная помощь.
16. Люди ответят за страдание бессловесной твари.
17. Во время исповеди о. Алексий обыкновенно говорил: «Веру имей: как после бани чисто твоё тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов».
Вопрос у Вас непростой и требует обсуждения с разумным верующим человеком, желательно с опытным священником или монахом. Советую почитать первое слово о богословии свт. Григория Богослова. Святитель излагает там общие условия богословствования. Думаю, Вы найдете там много полезного для себя. Среди прочего, он говорит:
И я не то говорю, будто бы не всегда должно памятовать о Боге (да не нападают на нас за это люди на все готовые и скорые!). Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать; и, если можно так выразиться, кроме этого не должно и делать ничего иного. И я один из одобряющих слово, которое повелевает «размышлять день и ночь» (Пс.1:2), «вечером и утром и в полдень поведать» (Пс.54:18), «и благословлять Господа во всякое время» (Пс.33:2). А если нужно присовокупить и сказанное Моисеем, то «ложась, и вставая, и идя дорогой» (Втор.6:7), и справляющий другие дела должен памятовать о Боге, и этой памятью возводить себя к чистоте. Таким образом, запрещаю не памятовать о Боге, но богословствовать непрестанно, даже запрещаю не богословствование, как бы оно было делом не благочестивым, но безвременность, и не преподавание учения, но несоблюдение меры. Мед, несмотря на то, что он мед, если принять в излишестве и до пресыщения, производит рвоту. И «время всякой вещи», как рассуждаю с Соломоном (Еккл.3:1). Даже прекрасное не прекрасно, если произведено вне порядка, как, например, совершенно неприличны цветы зимой, мужской наряд на женщине и женский – на мужчине, геометрия во время плача и слезы на пиру. Ужели же ни во что будем ставить время единственно там, где всего более надобно уважать благовременность?
Вместе с тем, размышление о Боге должно быть правильным, чтобы у Вас не возник искаженный образ Бога и отсюда ложный образ богопочитания. Это называется прелестью и ведет в вечную муку. Мысль должна соответствовать Писанию и истинному Преданию Церкви.
Отсюда общий совет: читайте Новый Завет и святых отцов, особенно отцов-аскетов. Например, свв. Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). Тогда со временем Вы сможете сами лучше понимать, насколько Ваши размышления правильны и полезны, а насколько ошибочны. Обдумайте также возможность получения духовного образования, например в формате богословских курсов, которых немало в наше время.