2 Ответа
Мы не знаем точного ответа на этот вопрос, одни богословы считали, что невозможно спастись без водного крещения, кроме случаев мученической смерти за Христа, другие допускали возможность «крещения желанием» в экстренных ситуациях. Представителем последней позиции является митрополит Стефан (Яворский), который писал об этом так:
Желание крещения, в некоторых случаях и при необходимости, вменяется вместо самого крещения, то есть если кто-нибудь, пребывая некрещеным водой и Духом, страдает и умирает за Христа, или, и помимо страдания, если кто-нибудь, умирая, и сильно желая креститься, не имеет крещающего или времени для крещения.
Преп. Никодим Святогорец в своем знаменитом каноническом сборнике «Пидалион» отмечает:
[Оглашенные] хотя на самом деле они еще и не находятся в Церкви и не суть ее действительные члены, однако стремлением, расположением и силой души они в Церкви. Ведь, по выражению Богослова (в слове на Светы), оглашенные находятся в преддверии благочестия и зачаты в вере, хотя еще и не рождены через крещение. Потому они и не совсем лишены надежды спасения в том случае, если в силу непреодолимых обстоятельств не смогут принять крещения перед смертью, как это видно из надгробного слова, произнесенного божественным Амвросием на смерть царя Валентиниана, который умер, будучи еще оглашенным.
По слову Христову, кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Божие. Поэтому древние отцы постоянно предупреждали оглашенных, чтобы они не затягивали с крещением, иначе как некрещеные пойдут в муку вечную.
Что же касается веры, она должна проявляться в послушании Христу и Его Церкви, причем в первую очередь начиная с заповеди о крещении. А без этого какая же была у оглашенного вера, если у него не было желания стать сыном Божиим?