В житиях святых, подвижников, старцев иногда встречаются случаи, когда им являлись наяву усопшие, родственники, близкие, и вообще те, за кого они молились. Но являлись они вполне телесно, их души имели вид тела, в котором была при жизни. Грубо говоря, на глаз и не понять, это дух или это живой человек.
Однако мы знаем, что у усопших до Всеобщего Воскресения тела нет. Почему же тогда они могут телесно являться? Значит определённого вида тело есть?
5 Ответов
Не только умершие являлись в телах, но даже и ангелы являются телесным образом по Божию домостроительству. Будучи телесными, мы не смогли бы иначе их увидеть. Вы ведь понимаете, что всякое такое явление происходит не просто по желанию умерших, но по изволению Божию. Богач из евангельской притчи желал отправить Лазаря к своим братьям, но Авраам отказал ему:
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лк.16:27-31)
Что касается схожести явившихся с умершими телами, можно предложить два объяснения. Прп. Макарий Великий учит, что внутренний человек (душа) имеет свой вид и подобен внешнему (т.е. телу):
Подобно сему и внутренний человек есть некое живое существо, имеющее свой образ и свое очертание; потому что внутренний человек есть подобие внешнего.
Другие же святые отцы, как свт. Григорий Нисский, настаивают, что душа не имеет никакого вида. В таком случае явление в подобии тела бывает, повторюсь, по Божию домостроительству, чтобы люди могли узнать явившегося. Кроме того, душа сохраняет память о своем теле, поэтому и для нее такое явление наиболее удобно ради встречи с живым.
Нужно вспомнить, что такие события в редких случаях возможны.
Например, Апостол и евангелист Матфей описывает, что после того, как Христос испустил дух, многие жители Иерусалима увидели воскресших из гробов святых, явившихся в телах Мф. 27:51-53
Иероним Стридонский говорит, что это знамение для тех кто верует. Не всем явились воскресшие, но только многим.
Феофилакт Болгарский говорит, что воскресение случившееся при Кресте, давало знать об освобождении душ, находившихся во аде, чтоб случившееся не показалось мечтою, что они воскресли ради знамения и явно, что опять умерли.
Прп. Анастасий Синаит даёт такой ответ:
Следует знать, что все видения, происходящие в храмах или при гробах святых, осуществляются по поручению Божиему святыми Ангелами. Иначе как это возможно, чтобы еще до воскресения, [в том состоянии], когда кости и [части] плоти святых пребывают еще рассеянными, видеть их цельными [и словно живыми] людьми, часто вооруженными и верхом на конях? Если ты считаешь, что [с этим можно] поспорить, то скажи мне, каким образом Павел или Петр либо иной апостол или мученик, будучи одним, часто в одно и то же время делается зримым в различных местах? Ведь даже Ангел не может обретаться в одно и то же мгновение в различных местах или областях – это возможно одному неописуемому Богу.
Так они являются 1) по особому Промыслу Божиему; 2) для удобства восприятия. Как говорить с кем-то безвидным? А душа не имеет материального облика:
Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая ему жизнь, и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум...; независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею...
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. II, гл. 12