4 Ответа
Первые христиане обычно собирались по ночам или на рассвете по причине гонений, однако эти собрания не имели той формы, что и сейчас можно увидеть, например, в Афонских монастырях. Всенощное бдение, которое подразумевает богослужение в течение ночи с совершением литургии на рассвете - это древняя монастырская практика, которая перекочевала и в приходской обиход. Но никогда всенощное бдение не совершалось ежедневно, а только накануне воскресных и праздничных дней. Сейчас в приходской практике такие ночные богослужения можно увидеть на Рождество и Пасху, но и те, как правило, не продолжаются всю ночь.
Общеизвестно, что в древности богослужение шло всю ночь и заканчивалось под утро. Об этом упоминает даже язычник Плиний Младший в начале II в. в письме к императору Траяну:
Другие, указанные доносчиком, объявили себя христианами, но вскоре отреклись: они, мол, были, но перестали – некоторые три года назад, некоторые еще больше лет назад, кое-кто даже двадцать лет... А утверждали они, что сущность их вины или заблуждения состояла в том, что они имели обычай в определенный день собираться на рассвете и читать, чередуясь между собою, гимн Христу как Богу, и что они обязываются клятвой не для какого-либо преступления, но для того, чтобы не совершать краж, разбоя, прелюбодеяния, не обманывать доверия, не отказываться по требованию от возвращения, сданного на хранение. После этого (т. е. утреннего богослужения) они обычно расходились и вновь собирались для принятия пищи, однако обыкновенной и невинной.
Именно как всенощное бдение изображается богослужение христиан в Эфесе по книге Деяний:
«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились» (Деян.20:7-12).
Еще больше свидетельств о всенощной в последующие века, см. у Скабаллановича. Поэтому на поставленные вопросы можно ответить так: ради любви к Богу христиане недосыпали в воскресный день. После IV в., однако, в силу обмирщения и ослабления веры приходское богослужение стало сокращаться.
Впрочем, на Афоне и сейчас всенощные продолжаются по 6-11 часов, в зависимости от праздника, и это не считая литургии, перед которой совершается расход на час-полтора для отдыха.
Нужно иметь в виду, что формы и продолжительность богослужений в Древней Церкви не были одинаковыми, поэтому следует избегать таких обобщений. Насколько можно судить об этих давних временах, воскресные бдения действительно занимали сначала всю ночь, но довольно скоро от этого отказались в виду понятных трудностей такой практики, и службы стали совершаться перед рассветом, то есть только часть ночи. Такая служба переходила в совершение Таинства Евхаристии. Бдение на всю ночь стало редким исключением (например, на Пасху).
Современное приходское богослужение - это результат длительного исторического развития, в котором огромную роль сыграли традиции восточных монастырей. Это развитие продолжается, поскольку богослужение адаптируется под условия жизни в селе или в городе, в связи с чем уставное всенощное бдение уже достаточно давно стало значительно короче, чем это предполагается по Типикону. А в практике греческих Церквей всенощное бдение совершается только в особых случаях.