2 Ответа
Души у животных есть. В отличие от душ людей, их души — это не самостоятельная сущность, отдельная от тела. Такого мнения придерживается свт. Василий Великий в своем толковании на Шестоднев: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Кровь является некоторым образом как бы вместилищем души, ближайшим орудием ее деятельности, главной действующей силой жизни у животных.
Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела. Наша душа, соединенная с телом в единую ипостась, тем не менее обладает свободой по отношению к собственному телу и имеет особую, отличную от жизни тела, жизнь. А у животных жизнь души сводится преимущественно к жизни тела, к одушевлению его и управлению им. В отличие от людей, у животных способ существования не является личностным.
В Священном Писании прямо не говорится ни о смертности, ни о бессмертии душ животных. Мнение о том, что души животных смертны, основано на святоотеческом учении, на согласии отцов по данному вопросу. Ни у кого из отцов Церкви мы не встретим утверждений о бессмертии душ животных, а некоторые отцы прямо говорили об их смертности. Так, свт. Григорий Палама писал: «Душа каждого из неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного, и имеющего эту жизнь не по сущности, но в действии, как жизнь в отношении другого, но не саму по себе. Эта душа ничего другого не может видеть, кроме действия тела; поэтому при разложении тела по необходимости распадается вместе с телом и она. Она не менее смертная душа своего тела, и посему все, что оно есть, обращено к смертному и считается смертным; потому и душа умирает вместе с смертным телом» (PG. 150. Col. 1141A).